Решение по делу № 8Г-8293/2024 [88-8544/2024] от 16.08.2024

88-8544/2024 (2-452/2024)

49RS0001-01-2023-006469-90

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 октября 2024 года                                                                 г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Бузьской Е.В., Старовойт Р.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изотовой Ольги Владимировны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж и досрочно назначить страховую пенсию,

по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 28 мая 2024 года, по кассационной жалобе Изотовой Ольги Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 28 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Изотова О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (далее - ОСФР по Магаданской области) о признания незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж и досрочно назначить страховую пенсию.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 18 апреля 2023 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как работнику, выполняющему работу во вредных (или) опасных условиях труда, непосредственно связанных с исследованием трупов и трупного материала, обработкой трупного материала, и соответствующих работе среднего медицинского персонала в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы.

На момент подачи заявления ее трудовой стаж работы в данных условиях составлял 23 года 04 месяца 15 дней.

Решением ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При этом пенсионным органом учтен стаж работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительностью 23 года 4 месяца 15 дней, состоящий из периодов работы истца в ОГКУЗ «МОБ СМЭ» в должности лаборанта судебно-биологического отделения с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 01 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта 2014 года по 20 апреля 2014 года, с 2 июня 2014 года по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 17 апреля 2023 года. Полагала, что указанные периоды ее работы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев).

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом уточнения требований, просила признать решение ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года № 230000021758/7622/23 об отказе в установлении страховой пенсии незаконным; признать период ее работы в должности лаборанта судебно-биологического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 1 июня 2003 года, с 1 июля 2008 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта 2014 года по 20 апреля 2014 года, с 2 июня 2014 года по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 17 апреля 2023 года, а также в должности лаборанта медико-криминалистического (физико-технического) отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года периодами, работа в которых подлежит льготному исчислению один год работы как один год и шесть месяцев в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; обязать ОСФР по Магаданской области назначить Изотовой О.В. досрочную страховую пенсию с исчислением в льготном порядке всего трудового стажа в должностях лаборанта судебно-биологического отделения и лаборанта медико-криминалистического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» из расчета один год как один год и шесть месяцев со дня обращения за ее назначением с 18 апреля 2023 года.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 16 февраля 2024 года исковые требования Изотовой О.В. удовлетворены частично. Решение ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года № 230000021758/7622/23 об отказе в установлении пенсии Изотовой О.В. признано незаконным. На ОСФР по Магаданской области возложена обязанность включить периоды работы Изотовой О.В. с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта 2014 года по 20 апреля 2014 года, со 2 июня 2014 года по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 17 апреля 2023 года в качестве лаборанта судебно-биологического и медико-криминалистического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год шесть месяцев), назначить Изотовой О.В. страховую пенсию по старости независимо от возраста с 18 апреля 2023 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 28 мая 2024 года решение суда первой инстанции отменено в части признания решения ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года № 230000021758/7622/23 об отказе в установлении пенсии Изотовой О.В., незаконным и возложении обязанности включить периоды работы с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 1 июня 2008 года, с 1 июля 2008 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта по 20 апреля 2014 года, с 2 июня по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 31 декабря 2019 года в качестве лаборанта судебно-биологического и медико-криминалистического отделений областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Магаданское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» в специальный стаж в льготном исчислении - один год за один год шесть месяцев, назначить страховую пенсию по старости независимо от возраста с 18 апреля 2023 года, в указанной части принято новое решение об отказе в иске. В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 февраля 2024 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОСФР по Магаданской области выражает несогласие с выводами судов в части удовлетворенных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.

В кассационной жалобе Изотова О.В. просит апелляционное определение отменить, полагает необоснованным применение положений статьи 61 ГПК Российской Федерации, без учета и оценки представленных доказательств, просит удовлетворить требования в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости закреплены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и в пункте 3 предусмотрело применение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а в подпункте «в» данного пункта установило, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в частности, в подпункте «н» пункта 1 данного Постановления (досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), применяется в том числе Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Пунктом 4 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 поименован средний медицинский персонал, проводящий судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в него включены лаборанты Бюро: патолого-анатомического (институт), судебно-медицинской экспертизы (п.22).

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 3)

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил (пп «б» п.5).

Пунктом 4 Перечня предусмотрен льготный порядок исчисления стажа, в том числе среднему медицинскому персоналу, проводящему судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Изотова О.В. с 15 июля 1996 года работает лаборантом судебно-биологического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ», с 2 по 30 июня 2008 года замещала должность лаборанта физико-технического отделения.

Неоднократно в связи с производственной необходимостью переводилась либо совмещала работу лаборанта судебно-биологического отделения с работой лаборанта медико-криминалистического отделения: с 15 июня 2020 года - на период отсутствия основного работника, с 5 июля по 26 августа 2021 года совмещение должностей без освобождения от основной, с 29 июня 2022 года, с 20 сентября 2022 года - на период отсутствия основного работника, совмещение должностей без освобождения от основной работы.

18 апреля 2023 года Изотова О.В. обратилась в ОСФР по Магаданской области с заявлением о назначении пенсии по старости.

Решением ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года № 230000021758/7622/23 Изотовой O.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с отсутствием требуемого стажа работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренного пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.

Как следует из содержания оспариваемого решения, истцом представленными документами и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтвержден стаж работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, - 23 года 04 месяца 15 дней, что менее требуемых 30 лет.

Из подсчета стажа исключены периоды: с 23 мая по 13 июня 1994 года - отпуск без сохранения заработной платы; с 21 января по 30 ноября 1999 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 27 июля 2005 года по 2 июля 2006 года, с 3 декабря 2012 года по 23 марта 2014 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 - 3-х лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года № 346н, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовую книжку Изотовой О.В., дополнительные соглашения от 11 июня 2020 года, от 5 июля 2021 года, от 29 июня 2022 года к трудовому договору от 1 декабря 2004 года, в которых указаны обязанности лаборанта медико-криминалистического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ», пришел к выводу, что лаборант судебно-биологического, медико-криминалистического отделений Бюро осуществляет трудовую деятельность, сопряженную с обработкой и исследованием трупа и биологического материала от трупов, в связи с чем периоды работы истца с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта 2014 года по 20 апреля 2014 года, с 2 июня 2014 года по 13 июля 2014 года и с 15 сентября 2014 года по 17 апреля 2023 года подлежат учету в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.

Принимая во внимание, что с учетом включенных судом спорных периодов работы в льготном исчислении право на страховую пенсию по старости возникло у Изотовой О.В. в 2019 году, суд пришел к выводу, что право истца на пенсию возникло с момента обращения за ней, в связи с чем, признал решение пенсионного органа от 18 мая 2023 года незаконным, возложил на ответчика обязанность включить спорные периоды в специальный стаж в льготном исчислении, назначить истцу страховую пенсию с даты обращения 18 апреля 2023 года.

Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении периода работы истца в ОГКУЗ «МОБ СМЭ» с 1 января 2020 года по 17 апреля 2023 года, что Изотова О.В. в спорный период в течение полного рабочего дня работала в должности, предусмотренной Списком № 781 в отделении, предназначенном для судебно-медицинского исследования трупов, согласилась, признав их основанными на правильном применении норм материального закона и соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Вместе с тем, признала ошибочными выводы суда в части наличия оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости иных периодов работы истца в ОГКУЗ «МОБ СМЭ», поскольку вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда от 20 сентября 2018 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 4 декабря 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований Изотовой О.В. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев периоды работы в должности лаборанта судебно-биологического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 1 июня 2008 года, с 1 июля 2008 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта по 20 апреля 2014 года, с 2 июня по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 18 сентября 2018 года; вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда от 17 февраля 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований Изотовой О.В. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании незаконным решения пенсионного органа от 27 мая 2020 года Ш 95/1, которым ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в связи с отсутствием необходимого стажа 30 лет, возложении обязанности досрочно назначить пенсию с исчислением всего трудового стажа (с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 1 июня 2008 года, с 1 июля 2008 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта по 20 апреля 2014 года, с 2 июня по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года но 31 декабря 2019 года) в должности лаборанта судебно-биологического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» как один год и шесть месяцев независимо от возраста и выплачивать ее со дня приобретения на нее права.

Установив, что основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Изотовой О.В. послужили выводы судов об отсутствии совокупности условий, необходимых для включения периодов работы истца в качестве лаборанта судебно-биологического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 1 июня 2008 года, с 3 июля 2008 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта по 20 апреля 2014 года, с 2 июня по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 31 декабря 2019 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, как в отношении ее работы в структурном подразделении Бюро, так и в отношении характера работы в судебно-биологическом отделении Бюро, принимая во внимание, что в нарушение части 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации указанные обстоятельства при разрешении настоящего спора судом учтены не были, судебная коллегия пришла к выводу о необоснованном включении указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении.

Исходя из того, что истцом по состоянию на 18 апреля 2023 подтвержден стаж работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренный подпунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, - 24 года 10 месяцев 15 дней, что менее 30 лет, судебная коллегия пришла к выводу, что у суда первой инстанции оснований для возложения на ответчика обязанности досрочно назначить Изотовой О.В. пенсию по старости в связи с наличием необходимого стажа, и признания решения от 18 мая 2023 года об отказе в установлении Изотовой О.В. пенсии незаконным, не имелось.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами апелляционной инстанции.

В определении от 26 сентября 2024 года № 2620-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, часть вторая статьи 61 ГПК Российской Федерации закрепляет, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом. Приведенная норма конкретизирует общие положения процессуального законодательства об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции и, как призванная обеспечить в условиях действия принципа состязательности законность выносимых судом постановлений, во взаимосвязи с другими предписаниями данного Кодекса, в том числе закрепленными в его статье 2, части второй статьи 13, статьях 56, 195 и части первой статьи 196, не предполагает ее произвольного применения

Таким образом, положения части 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации действительно освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу с участием тех же лиц, однако не исключают их иной правовой оценки в зависимости от характера нового спора.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что период работы истца в должности лаборанта судебно-биологического и медико-криминалистического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ» с 1 января 2020 года по 17 апреля 2023 года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, судебная коллегия исходила из установления факта того, что Изотова О.В. осуществляла свою трудовую деятельность в особых условиях в должностях лаборанта судебно-биологического и лаборанта медико-криминалистического отделений Бюро, в соответствии с должностными инструкциями, в том числе в качестве лаборанта судебно-биологического отделения Бюро: подготовку вещественных доказательств (измерение и обозначение участков), подвергаемых последовательному исследованию с целью обнаружения объектов биологического происхождения; приготовление биологического материала от трупов и живых лиц для экстрагирования из участков, намеченных при осмотре вещественных доказательств; изъятие биологических объектов экспертных исследований, в том числе от трупов; самостоятельное проведение лабораторных исследований под контролем эксперта; сбор, обезвреживание, учет медицинских отходов; в качестве лаборанта медико-криминалистического отделения Бюро, в том числе: подготовку и реставрацию биологических объектов и вещественных доказательств, поступивших на исследование с целью приведения их в состояние, пригодное для исследования, - изготовление макропрепаратов путем специальной обработки препаратов кожи, костей и их фрагментов, хрящей, предметов одежды и других объектов, восстановление высушенных препаратов кожи с повреждениями в специальном растворе, очистка костных и хрящевых препаратов от мягких тканей и загрязнений, то есть являясь средним медицинским персоналом, в спорный период проводила исследования трупного материала и обработку трупного материала.

Вместе с тем, судебная коллегия не учла, что начиная с 15 июля 1996 года Изотова О.В. работает лаборантом судебно-биологического отделения ОГКУЗ «МОБ СМЭ», с 2 по 30 июня 2008 года замещала должность лаборанта физико-технического отделения, при этом, сведений о том, что ее место работы, трудовая функция, условия работы, в период с 15 июля 1996 года отличны от условий по аналогичной должности в период работы с 1 января 2020 года по 17 апреля 2023 года, материалы дела не содержат.

Не учтено, что предметом проверки по настоящему делу являлось иное решение ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года № 230000021758/7622/23 об отказе в досрочном назначении Изотовой О.В. страховой пенсии, а материалы дела содержат новые доказательства, подтверждающие по мнению истца, заявленные требования, которые не были предметом проверки и оценки судов по ранее рассмотренным делам, а именно справка уточняющая характер работы истца от 28 марта 2023 года, письмо Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 20 января 2023 года, а также ответ ОГКУЗ «Магаданское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» от 22 мая 2024 года.

Придание судом апелляционной инстанции в настоящем деле преюдициального значения выводам, изложенным в решения Магаданского городского суда от 4 декабря 2018 года и от 17 февраля 2021 года является ошибочным, поскольку в силу части 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации преюдициальными являются не выводы, сделанные судом при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а установленные судом обстоятельства, основанные на исследованных в процессе доказательствах.

    Ввиду изложенного, неправильное применение норм материального и процессуального права привело к принятию неверного судебного постановления, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения в части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

    Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 28 мая 2024 года отменить в той части, которой отказано в удовлетворении требований Изотовой Ольги Владимировны о признании решения ОСФР по Магаданской области от 18 мая 2023 года № 230000021758/7622/23 об отказе в установлении пенсии Изотовой Ольге Владимировне незаконным, возложении обязанности включить периоды работы с 15 июля 1996 года по 20 января 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 26 июля 2005 года, с 3 июля 2006 года по 1 июня 2008 года, с 1 июля 2008 года по 2 декабря 2012 года, с 24 марта по 20 апреля 2014 года, с 2 июня по 13 июля 2014 года, с 15 сентября 2014 года по 31 декабря 2019 года в качестве лаборанта судебно-биологического и медико-криминалистического отделений областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Магаданское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» в специальный стаж в льготном исчислении - один год за один год шесть месяцев, назначить страховую пенсию по старости независимо от возраста с 18 апреля 2023 года, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 28 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 1 ноября 2024 года.

8Г-8293/2024 [88-8544/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Изотова Ольга Владимировна
Ответчики
ОСФР по Магаданской области
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бузьская Елена Владимировна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
03.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Судебное заседание
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее