Дело № 2а-5309/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 г. г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Киселевой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малахова А. А. к призывной комиссии Стерлитамакского района, Военному комиссариату г. Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Малахов А.С. обратился с административным исковым заявлением к призывной комиссии Стерлитамакского района, Военному комиссариату г. Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан о признании незаконным решения призывной комиссии, в обоснование своих требований указал, что 18 мая 2021 г. решением призывной комиссии г. Стерлитамака он признан годным к военной службе и призван на военную службу. Истец является студентом 4-го курса ГБПОУ «Стеролитамакский химико-технологический колледж», срок обучения заканчивается 30 июня 2021 г., то есть имеется отсрочка по обучению до 30 июня 2021 г. Кроме этого, при прохождении медицинского освидетельствования истец неоднократно заявлял жалобы о состоянии своего здоровья, а именно: врачу-терапевту – на тяжесть в правом подреберье, горечь во рту по утрам, пожелтение склер, кожи, темный цвет мочи, нарушение стула, который проигнорировал жалобы, направления на дополнительные обследования не выдал.
Малахов А.А. просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика МО РФ ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» Военный комиссариат г. Стерлитамака и Стерлитамакского района Республики Башкортостан от 18 мая 2021 г.
Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 28 июня 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», в качестве заинтересованного лица - администрация городского округа г. Стерлитамак.
В судебном заседании административный истец Малахов А.А. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представители административных ответчиков – ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», Военного комиссариата г. Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ, а также представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа г. Стерлитамак в судебное заседание также не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся на судебное заседание сторон.
Изучив материалы административного дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
Согласно ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указа Президента Российской Федерации.
В силу ст. 26 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Судом установлено, что Малахов А.А. состоит на воинском учете с 30 января 2018 г.
Решением призывной комиссии г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 18 мая 2021 г. № Малахов А.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности "Б") и призван на военную службу, в связи с чем ему была выдана повестка о необходимости явки 25 июня 2021 г. в военный комиссариат г. Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Оспаривая принятое в отношении него решение призывной комиссии, административный истец со ссылкой на медицинскую документацию указывал на наличие у него на момент прохождения медицинского освидетельствования конкретных заболеваний, препятствующих прохождению им военной службы.
В силу части 1 статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Определением суда от 14 июля 2021 г. по делу была назначена судебная военно-врачебная экспертиза для установления существенных для дела обстоятельств. Проведение экспертизы было поручено экспертам военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Республики Башкортостан, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению начальника центра (военно-врачебной экспертизы) военного комиссариата Республики Башкортостан от 17 сентября 2021 г. № №, Малахов А.А. для проведения военно-врачебной экспертизы не явился, на телефонные звонки не отвечает, был оповещен о дате проведения военно – врачебной экспертизы СМС – сообщением.
08 октября 2021 г. судом в адрес Малахова А.А. также было направлено уведомление о необходимости явки на экспертизу 14 октября 2021 г. с 09.00 час. до 10.00 час. по адресу: <адрес>. Данное уведомление было получено Малаховым А.А. 09 октября 2021 г.
Согласно сообщению начальника центра (военно-врачебной экспертизы) военного комиссариата Республики Башкортостан от 18 октября 2021 г. № №, Малахов А.А. для проведения военно-врачебной экспертизы не явился, на телефонные звонки не отвечает, в связи с чем проведение экспертизы не представляется возможным.
Таким образом, Малахов А.А. от участия в экспертизе уклонился.
В соответствии с частью 5 статьи 77 КАС РФ в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Объективных доказательств нездоровья административного истца, которое бы применительно к Расписанию болезней свидетельствовало об ошибочности установленной административному истцу категории годности к военной службе, не установлено.
От судебной военно-врачебной экспертизы административный истец уклонился, какой – либо дополнительной медицинской документации, подтверждающих наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, административным истцом Малаховым А.А. суду также не представлено.
Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком его прав в связи с выдачей повестки о необходимости явки в военный комиссариат для отправки на сборный пункт в период действия отсрочки от призыва на военную службу, суд полагает необоснованным.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", одной из обязанностью гражданина в целях обеспечения воинского учета, является, в частности явка в указанные в повестке военного комиссариата время и место. При этом за неисполнение данной обязанности, предусмотрена ответственности в соответствии действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии Стерлитамакского района Республики Башкортостан от 12 ноября 2019 г. №, Малахову А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2021 г.
Согласно представленных по запросу суда материалов личного дела Малахова А.А., 06 апреля 2021 г. Малахов А.А. обратился с заявлением на имя Военного комиссара г. Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан с просьбой о призыве его на военную службу в июне 2021 года.
Также, согласно материалов личного дела, 27 мая 2021 г. Малахову А.А. Военным комиссариатом была выдана повестка о необходимости явки 25 июня 2021 г. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. При этом, каких – либо сведений, что в этот день в период действующей отсрочки административный истец подлежал направлению на сборный пункт для непосредственного прохождения военной службы, указанная повестка не содержит.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что при рассмотрении дела истцом не было представлено доказательств нарушения его прав.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Малахова А. А. к призывной комиссии Стерлитамакского района, Военному комиссариату г. Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» о признании незаконным решения призывной комиссии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья Р.Ф. Киселева