Решение от 23.08.2023 по делу № 8Г-20568/2023 [88-26129/2023] от 21.06.2023

                                                                                      Дело № 88-26129/2023                                                                            № 2-3-2018(2022)

№ 11-19/2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2023 года                                                               г. Краснодар

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Комбаровой И.В., рассмотрев единолично, в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску МУП «Каменсктеплосеть» к Водостой Владимира Юрьевича о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на содержание общего имущества,

по кассационной жалобе Водостой Владимира Юрьевича на решение мирового судьи судебного участка №3 Каменского судебного района Ростовской области от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение Каменского районного суда Ростовской области от 2 марта 2023 года,

установил:

МУП «Каменсктеплосеть» обратилось к мировому судье с иском к Водостой В.Ю. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на содержание общего имущества, указав, что ответчик является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В данной квартире ответчиком произведено переоборудование системы отопления и установлено автономное отопление. Многоквартирный <адрес> подключен к централизованным сетям теплоснабжения, в связи с тем, что ответчик не имеет общедомового прибора учета, задолженность рассчитана согласно пунктам 42(1), 42(2), 43 и 54 по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования входящего в состав общего имущества собственников многоквартирного <адрес> собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, предусмотрена действующим законодательством. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник <адрес> имеет задолженность за тепловую энергию в целях содержания общего имущества в сумме <данные изъяты> На основании изложенного, просили взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию в размере <данные изъяты>, пени в сумме                   <данные изъяты>, а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>

Решением мирового судьи судебного участка №4 Каменского судебного района Ростовской области в период исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка №3 Каменского судебного района Ростовской области от 15 декабря 2022 года исковые требования МУП «Каменсктеплосеть» удовлетворены в полном объеме.

Суд постановил: взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию на содержание общего имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>, а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>

Апелляционным определением Каменского районного суда Ростовской области от 2 марта 2023 года решение мирового судьи судебного участка №4 Каменского судебного района Ростовской области в период исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка №3 Каменского судебного района Ростовской области от 15 декабря 2022 года оставлено без изменения.

Водостой В.Ю. подана кассационная жалоба, в которой, указано, что состоявшиеся по делу судебные акты незаконны и подлежат отмене, поскольку вынесены с нарушением норм материального и процессуальной права. Не согласен с доводами, что обязан оплачивать теплоэнергию из расчета площади неотапливаемых площадей мест общего пользования, размер платы за которые рассчитан истцом не на основании фактически поставленной теплоэнергии, а на основании норматива. Не согласен с расчетом потребленной энергии. Суды первой и второй инстанции не исследовали и не дали надлежащей оценки акту обследования ООО «Каменская УК» от ДД.ММ.ГГГГ, а также тому обстоятельству, что во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 16-П было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 г. № 1295 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта «д» пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232», которым была изменена методика расчета за поставленную тепловую энергию, в том числе и за места общего пользования.

В письменных возражениях на кассационную жалобу МУП «Каменстеплосеть» просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.

В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.

При рассмотрении дела судья руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «Каменсктеплосеть» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которой является внешняя стена многоквартирного <адрес>, что определено в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ Водостой В.Ю. является собственником <адрес> находящейся по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что в квартире ответчика произведено переоборудование системы отопления путем отключения от централизованной системы отопления дома и перевода на индивидуальный источник тепловой энергии.

Многоквартирный <адрес> подключен к центральным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Услугу по теплоснабжению в указанном многоквартирном жилом доме осуществляет МУП «Каменсктеплосеть».

В связи с тем, что многоквартирный дом ответчика не оборудован общедомовым прибором учета, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитана согласно пунктам 42(1), 42(2),43 и 54 по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Водостой В.Ю. имеет задолженность за тепловую энергию в содержании общего имущества в сумме <данные изъяты> и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования входящего в состав общего имущества собственников МКД № 11 по <адрес>, задолженность рассчитана по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, с учетом наличия индивидуального внутриквартирного источника тепловой энергии.

Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст. "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

В пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года), разъяснено, что отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

По смыслу положений Федерального закона N 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение мирового судьи без изменения.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оснований не согласиться с данным выводом судебных инстанций не находит.

Переоборудование нежилых помещений, входящих в состав общего имущества МКД, путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственников помещений, допустивших такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.

Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), принимая во внимание, что при отсутствии радиаторов отопления обогрев помещений в МКД не прекращается, демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. №1018, вступившим в силу с 01.07.2021 г., в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который - оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в нем жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Ответчиком не представлены доказательства согласования переустройства (демонтажа) внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома и внесение изменений в проектную документацию на переустройство общедомовой системы теплоснабжения, соответствующими уполномоченными органами, а также не представлена техническая документация на многоквартирный жилой дом.

В пункте 1.6 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» указано, что собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта дома.

В п.п. «в», «е» пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлен запрет самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом, самовольно увеличивать/уменьшать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом. Несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Доводы жалобы о не согласии с расчетом потребленной энергии, отклоняются, как не состоятельные.

Многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования входящего в состав общего имущества собственников МКД № 11 по <адрес>, задолженность рассчитана по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, с учетом наличия индивидуального внутриквартирного источника тепловой энергии.

Доводы жалобы о том, что суды первой и второй инстанции не исследовали и не дали надлежащей оценки акту обследования ООО «Каменская УК» от ДД.ММ.ГГГГ, а также тому обстоятельству, что во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 16-П было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 г. № 1295 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта «д» пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232», которым была изменена методика расчета за поставленную тепловую энергию, в том числе и за места общего пользования, не могут являться основанием для отмены судебных актов.

Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела не допущено.

В частности, все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.

При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.

Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.

Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2023 ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-20568/2023 [88-26129/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
МУП Каменсктеплосеть
Ответчики
Водостой Владимир Юрьевич
Другие
ООО Каменская управляющая компания
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
23.08.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее