№ 11-19/2023
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 августа 2023 года г. Краснодар
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Комбаровой И.В., рассмотрев единолично, в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску МУП «Каменсктеплосеть» к Водостой Владимира Юрьевича о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на содержание общего имущества,
по кассационной жалобе Водостой Владимира Юрьевича на решение мирового судьи судебного участка №3 Каменского судебного района Ростовской области от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение Каменского районного суда Ростовской области от 2 марта 2023 года,
установил:
МУП «Каменсктеплосеть» обратилось к мировому судье с иском к Водостой В.Ю. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на содержание общего имущества, указав, что ответчик является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В данной квартире ответчиком произведено переоборудование системы отопления и установлено автономное отопление. Многоквартирный <адрес> подключен к централизованным сетям теплоснабжения, в связи с тем, что ответчик не имеет общедомового прибора учета, задолженность рассчитана согласно пунктам 42(1), 42(2), 43 и 54 по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования входящего в состав общего имущества собственников многоквартирного <адрес> собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, предусмотрена действующим законодательством. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник <адрес> имеет задолженность за тепловую энергию в целях содержания общего имущества в сумме <данные изъяты> На основании изложенного, просили взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию в размере <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>, а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
Решением мирового судьи судебного участка №4 Каменского судебного района Ростовской области в период исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка №3 Каменского судебного района Ростовской области от 15 декабря 2022 года исковые требования МУП «Каменсктеплосеть» удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию на содержание общего имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>, а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
Апелляционным определением Каменского районного суда Ростовской области от 2 марта 2023 года решение мирового судьи судебного участка №4 Каменского судебного района Ростовской области в период исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка №3 Каменского судебного района Ростовской области от 15 декабря 2022 года оставлено без изменения.
Водостой В.Ю. подана кассационная жалоба, в которой, указано, что состоявшиеся по делу судебные акты незаконны и подлежат отмене, поскольку вынесены с нарушением норм материального и процессуальной права. Не согласен с доводами, что обязан оплачивать теплоэнергию из расчета площади неотапливаемых площадей мест общего пользования, размер платы за которые рассчитан истцом не на основании фактически поставленной теплоэнергии, а на основании норматива. Не согласен с расчетом потребленной энергии. Суды первой и второй инстанции не исследовали и не дали надлежащей оценки акту обследования ООО «Каменская УК» от ДД.ММ.ГГГГ, а также тому обстоятельству, что во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 16-П было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 г. № 1295 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта «д» пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232», которым была изменена методика расчета за поставленную тепловую энергию, в том числе и за места общего пользования.
В письменных возражениях на кассационную жалобу МУП «Каменстеплосеть» просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела судья руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «Каменсктеплосеть» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которой является внешняя стена многоквартирного <адрес>, что определено в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ Водостой В.Ю. является собственником <адрес> находящейся по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что в квартире ответчика произведено переоборудование системы отопления путем отключения от централизованной системы отопления дома и перевода на индивидуальный источник тепловой энергии.
Многоквартирный <адрес> подключен к центральным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Услугу по теплоснабжению в указанном многоквартирном жилом доме осуществляет МУП «Каменсктеплосеть».
В связи с тем, что многоквартирный дом ответчика не оборудован общедомовым прибором учета, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитана согласно пунктам 42(1), 42(2),43 и 54 по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Водостой В.Ю. имеет задолженность за тепловую энергию в содержании общего имущества в сумме <данные изъяты> и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования входящего в состав общего имущества собственников МКД № 11 по <адрес>, задолженность рассчитана по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, с учетом наличия индивидуального внутриквартирного источника тепловой энергии.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст. "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года), разъяснено, что отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
По смыслу положений Федерального закона N 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение мирового судьи без изменения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оснований не согласиться с данным выводом судебных инстанций не находит.
Переоборудование нежилых помещений, входящих в состав общего имущества МКД, путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственников помещений, допустивших такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), принимая во внимание, что при отсутствии радиаторов отопления обогрев помещений в МКД не прекращается, демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. №1018, вступившим в силу с 01.07.2021 г., в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который - оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в нем жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Ответчиком не представлены доказательства согласования переустройства (демонтажа) внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома и внесение изменений в проектную документацию на переустройство общедомовой системы теплоснабжения, соответствующими уполномоченными органами, а также не представлена техническая документация на многоквартирный жилой дом.
В пункте 1.6 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» указано, что собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта дома.
В п.п. «в», «е» пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлен запрет самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом, самовольно увеличивать/уменьшать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом. Несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Доводы жалобы о не согласии с расчетом потребленной энергии, отклоняются, как не состоятельные.
Многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения, услуга осуществляется с помощью оборудования входящего в состав общего имущества собственников МКД № 11 по <адрес>, задолженность рассчитана по формуле 2(3) и 2(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, с учетом наличия индивидуального внутриквартирного источника тепловой энергии.
Доводы жалобы о том, что суды первой и второй инстанции не исследовали и не дали надлежащей оценки акту обследования ООО «Каменская УК» от ДД.ММ.ГГГГ, а также тому обстоятельству, что во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 16-П было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 г. № 1295 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта «д» пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232», которым была изменена методика расчета за поставленную тепловую энергию, в том числе и за места общего пользования, не могут являться основанием для отмены судебных актов.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела не допущено.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2023 ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░