Судья Петрова С.А. |
№ 33а-3230/2020 (10RS0010-01-2020-000091-80) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.11.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиДанилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.
при секретареМакаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционнуюжалобуадминистративного ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 30.07.2020 по административному делу №2а-214/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Карелия к Шкаевой Ю. А. взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик являлся плательщиком транспортного и земельного налогов. В связи с неуплатой задолженности, указанной в налоговых требованиях, направленных в адрес налогоплательщика, налоговый орган просил суд взыскать с налогоплательщика задолженность:по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017 г. в размере (...) руб., пеням по нему в размере (...).; по транспортному налогу за 2017 г. в размере (...) руб., пенямпо нему в размере (...).; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016-2017 годы в размере (...) руб., пенямпо нему в размере (...) коп., всего на общую сумму (...) руб. (...) коп.
Определением суда от 30.07.2020 производство по делу в части взыскания земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017 г. в размере (...) руб. и пеням по нему в размере (...) руб. (...) коп.прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в указанной части.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. СШкаевой Ю.А. взысканы: транспортный налог за 2017 г. в размере (...) руб., пени по нему в размере (...).; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016-2017 годы в размере (...) руб., пени по нему в размере (...).; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017 г. в размере (...) руб.; в бюджет Олонецкого национального муниципального районавзыскана государственная пошлинав (...).
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что НК РФ не вступил в законную силу, поскольку не подписан Президентом Российской Федерации, налоговый орган не заключил с ней договора на уплату налогов, она не поставлена на налоговый учет, ей не присвоен ИНН, у Олонецкого районного суда Республики Карелия отсутствуют полномочия и статус органа судебной власти.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец выражает согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, одате, времени и месте рассмотрения делаизвещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, за Шкаевой Ю.А. зарегистрированы транспортные средства – автомобиль марки ГАЗ 35312 КО503Б, г.р.з. (...), мощностью 120 л.с. (дата регистрации права собственности 27.07.2017); ГАЗ 5201, г.р.з. (...) мощностью 75,10 л.с. (дата регистрации права собственности 27.07.2017).
Кроме того, по состоянию на 2016, 2017 годы в собственности Шкаевой Ю.А. находился земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, пос. Ильинский,кадастровая стоимость (...) руб., вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (регистрация права собственности 13.03.2012).
Также в 2017 г. Шкаева Ю.А. имела в собственности земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Олонец, в районе Сортавальской ул., кадастровой стоимостью (...) руб., вид разрешенного использования – для строительства автомобильной стоянки (регистрация права собственности 19.01.2017).
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).
В 2017 г. ставка транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100л.с. (до 73,55 кВт) была установлена в размере 25 руб. за каждую лошадиную силу; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) – в размере 40 руб. за каждую лошадиную силу (статья 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия»).
Пунктом 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета Олонецкого городского поселения от 26.10.2010 №39 «Об установлении земельного налога» установлена ставка земельного налога в размере 1,50 % в отношении земельных участков, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства автомобильной стоянки.
Решением Совета Ильинского сельского поселения Олонецкого национального муниципального района от 17.11.2010 № 41 «Об установлении земельного налога» установлена ставка земельного налога в размере 0,3 % в отношении земельных участков с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 НК РФ).
Несвоевременная уплата налога влечет начисление пеней (статья 75 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления:
от 09.09.2017 № 49835117 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2017 земельного налога за 2016 г. за земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, пос. Ильинскийв размере (...) руб. ((...));
от 24.06.2018 № 9724384 о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018:
транспортного налога за 2017 г. в размере (...) руб. (((...));
земельного налога: заземельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, пос. Ильинский, за 2017 г. в размере (...) руб. ((...));за земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Олонец, за 2017 г. в размере (...) руб. ((...)
В связи с неисполнением налоговой обязанности по уплате налогов административному ответчику были направлены требования:
№ 10573 по состоянию на 14.12.2017 об уплате в срок до 06.02.2018 земельного налога за земельный участок, расположенный в границах сельских поселений,за 2016 г. в размере (...) руб. и пени по нему в размере (...) руб. (...) коп.
№ 874 по состоянию на 30.01.2019 об уплате в срок до 26.03.2019 транспортного налога за 2017 г. в размере (...) руб. и пенейпо нему в размере (...) руб. (...) коп.; земельного налога: за земельный участок, расположенный в границах сельских поселений, за 2017 г. в размере (...) руб. и пеней по нему в размере (...) руб. (...) коп.; за земельный участок, расположенный в границах городских поселений, за 2017 г.в размере (...) руб. и пеней по нему в размере (...) руб. (...) коп.
Направление налоговых уведомлений и требований подтверждается реестрами почтовых отправлений.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога,если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 18.04.2019, то есть в пределах установленного законом срока.
22.04.2019 мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия вынесен судебный приказ, который отменен 13.09.2019 в связи с поступлением от должника возражений.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
04.02.2020 налоговым органом подано в суд настоящее административное исковое заявление в пределах установленного законом срока.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленной обязанности административного ответчика по уплате земельного и транспортного налогов, соблюдения налоговым органом порядка и сроков для принудительного взыскания, отсутствия доказательств уплаты налогоплательщиком данной недоимки.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Поскольку административный ответчик имел в собственности указанные выше земельные участки, и за ним были зарегистрированы указанные выше транспортные средства, постольку административный ответчик является плательщиком земельного и транспортного налогов.
Доказательств уплаты недоимки по транспортному и земельному налогам, а также пеням по ним административный ответчик не представил, следовательно, суд первой инстанции правомерно взыскал с него задолженность по уплате обязательных платежей.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, так как основаны на неверном толковании налогового законодательства, а также законодательства, устанавливающего судебную систему Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 30.07.2020по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи