Решение по делу № 2а-1058/2020 от 27.12.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

1 июня 2020 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при помощнике судьи Антипиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 1058/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к Кашпировской Наталье Вениаминовне о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с иском к Кашпировской Н.В. о взыскании обязательных платежей, в обоснование указав, что административный ответчик являлась собственником недвижимого имущества, земельного участка и транспортных средств. В силу закона ответчик является плательщиком налога на имущество физического лица, земельного и транспортного налога. Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2015 год, налог на имущество за 2015 год, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от **. В связи с неуплатой налога налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2606,45 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1467,00 руб. Кроме того, налоговым органом начислен земельный налог за 2014-2015 год, в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от **. В связи с неуплатой земельного налога в установленные законом сроки налоговым органом начислены пени по земельному налогу за 2015 год (ОКТМ 25612431) в размере 5,17 руб., пени по земельному налогу за 2015 год (ОКТМО 25703000) в размере 74,02 руб., в адрес ответчика направлено требование от ** со сроком исполнения до **, требование от ** со сроком исполнения до **. В установленный в требованиях срок задолженность по налогам и пени не уплачена. По заявлению налогового органа мировым судьей выдан судебный приказ 2а-3170/2018 от **, который определением мирового судьи от ** отменен. Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 817 руб., по земельному налогу за 2015 год в размере 817 руб., пени по земельному налогу за 2015 год (ОКТМ 25612431) в размере 5.17 руб., пни по земельному налогу за 2015 год (ОКТМО 25703000) в размере 74,02 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2606,45 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1467 руб.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений в суд не представил.

Суд, изучив письменные материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика сбора с момента обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени.

Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству (п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ).

Статьей 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно статье 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 409 НК РФ (в редакции Федерального закона №179-ФЗ от 05.10.2015) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 409 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Судом установлено, что Кашпировская Н.В. в 2015 году являлась собственником транспортных средств <данные изъяты>;

недвижимого имущества – квартир по адресу: ... ... жилого дома по адресу: ... ... ...;

в 2014-2015 году ответчик являлась собственником земельных участков, расположенных по адресу: ..., ... ...; ... ...

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, сведениями РЭО ГИБДД УМВД России, предоставленных на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с действующим законодательством Инспекция ФНС по г. Ангарску Иркутской области правомерно произвела начисление ответчику земельного налога за 2014 год в размере 817 руб. (...), земельный налог за 2015 год в размере 1503 руб. (686 руб.+817 руб.), транспортный налог за 2015 год в размере 24158 руб., налог на имущество за 2015 год в размере 13597 руб., в адрес ответчика направлены налоговое уведомление от ** об уплате земельного налога за 2014 год в размере 817 руб. не позднее**; налоговое уведомление от ** о необходимости уплаты налогов за 2014 не позднее **; налоговое уведомление от ** о необходимости уплаты налогов за 2015 год не позднее **.

Своевременно и в полном объеме налог уплачен не был.

По истечении сроков для уплаты налогов ИФНС по г. Ангарску Иркутской области начислила пени по земельному налогу за 2015 год в размере 5,17 руб., в адрес ответчика направлено требование от ** об уплате земельного налога за 2015 год в размере 817,00 руб., пени в размере 5,17 руб. со сроком исполнения до **.

Кроме того, в связи с неуплатой в установленный законом срок налогов за 2015 год налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2606,45 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1467,00 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 74,02 руб., в адрес ответчика направлено требование от ** со сроком исполнения до **.

Добровольно и в полном объеме налоги и пени ответчиком не уплачены.

В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Поскольку в добровольном порядке ответчиком задолженность по налогам и пени уплачена не была, налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности.

На основании заявления Инспекции ФНС России по г.Ангарску 26.10.2018 мировым судьей судебного участка № 33 по г. Ангарску и Ангарскому району выдан судебный приказ о взыскании земельного налога за 2014-2015, пени по земельному налогу за 2014-2016, пени по налогу на имущество за 2014-2016, пени по транспортному налогу за 2014-2016.

Поскольку по состоянию на ** сумма недоимки превысила 3000 руб., шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании надлежит исчислять с момента истечения срока исполнения требования от **, то есть с ** (05.02.2018+6 месяцев=**).

Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки налоговый орган обратился **, то есть с пропуском, установленного ст.48 НК РФ, срока.

В силу п.2 ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Под уважительными причинами следует понимать наличие объективных (форс-мажорных) обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, так же препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с иском в суд.

Истцом ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд не заявлено, обстоятельства уважительности пропуска процессуального срока в заявлении не указаны.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 817 руб., пени по земельному налогу за 2015 год (ОКТМ 25612431) в размере 5.17 руб., пни по земельному налогу за 2015 год (ОКТМО 25703000) в размере 74,02 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2606,45 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1467 руб. подано истцом в суд с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи заявления о взыскании недоимки по обязательным платежам, пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, следовательно, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Административный истец просит взыскать с Кашпировской Н.В. задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 817 руб., начисленному на земельный участок по адресу ...

Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из материалов дела, ** налоговым органом сформировано уведомление об уплате земельного налога за 2014 год в сумме 817,00 руб. не позднее ** (л.д.65).

Из материалов дела установлено, что ответчиком земельный налог за 2014 год в размере 817 руб. не уплачен, вместе с тем налоговым органом требование о необходимости уплаты указанного налога не было сформировано и направлено в адрес ответчика. Данных о направлении требования в адрес налогоплательщика, материалы приказного производства также не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура добровольной уплаты налога нарушена, поэтому ИФНС России по г. Ангарску не имела права перейти к процедуре принудительного взыскания налога за счет имущества физического лица, в связи с чем оснований для взыскания имеющейся у налогоплательщика задолженности по земельному налогу за 2014 год в судебном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к Кашпировской Наталье Вениаминовне о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 817 руб., по земельному налогу за 2015 год в размере 817 руб., пени по земельному налогу за 2015 год (ОКТМ 25612431) в размере 5.17 руб., пени по земельному налогу за 2015 год (ОКТМО 25703000) в размере 74,02 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2606,45 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1467 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                              А.В.Черных

    Мотивированное решение изготовлено 09.06.2020 года

                                    

2а-1058/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области
Ответчики
Кашпировская Наталья Вениаминовна
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Черных А.В.
Дело на сайте суда
angarsky.irk.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
27.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Подготовка дела (собеседование)
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
13.03.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее