УИД 38RS0017-01-2024-001308-78
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2024 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шопик М.С.,
при секретаре Филимоновой О.М.,
с участием представителя истца помощника прокурора Чобан М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело номер обезличен по исковому заявлению Нижнеудинского транспортного прокурора к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности, принятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Нижнеудинский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к администрации Нижнеудинского муниципального образования, в обоснование заявленных требований указав, прокуратурой проведена проверка по обращению Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о нахождении в полосе отвода железной дороги на станции Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги водозаборного сооружения (водонапорной башни), представляющего угрозу жизни и безопасности граждан. Проверкой установлено, что в полосе отвода железной дороги станции Нижнеудинск на земельном участке с кадастровым номером номер обезличен по адресу: <адрес обезличен> находится объект недвижимости – водозаборное сооружение (водонапорная башня), имеющая географические координаты: N северная широта – номер обезличен, E – восточная долгота – номер обезличен. Данным объектом недвижимости долгое время никто не пользуется, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано, на кадастровый учет объект не поставлен. В структурных подразделениях Восточно-Сибирской железной дороги на балансовом/ забалансовом учете объект не значится. Согласно сведениям администрации Нижнеудинского муниципального образования водонапортная башня в реестре муниципального имущества не значится, сведения о собственнике не известны. Водозаборное сооружение никем не обслуживается, что приводит к его разрушению. На учет как бесхозяйное имущество объект не принят, техническая документация в отношении него отсутствует. Не обращении администрации в регистрирующий орган с заявлением о принятии спорного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В связи с чем Нижнеудинский транспортный прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества: водонапорной башни, расположенной в полосе отвода станции Нижнеудинск, на земельном участке с кадастровым номером номер обезличен по адресу: <адрес обезличен> географические координаты: N северная широта – номер обезличен, E – восточная долгота – номер обезличен.
В судебном заседании помощник прокурора Чобан М.П. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном иске.
Ответчик администрация Нижнеудинского муниципального образования в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщило, об отложении судебного заседания не просило, возражений по существу иска не представило.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.
Информация о месте и времени судебного разбирательства своевременно размещалась на официальном Нижнеудинского городского суда Иркутской области по правилам статьи 113 ГПК РФ.
Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, суд считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд вправе рассмотреть дело в порядке заочного производства в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие (часть 1 статьи 233 ГПК РФ).
С учетом мнения истца суд на основании части 1 статьи 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от дата обезличена номер обезличен «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений статьи 35 указанного Закона, прокурор в частности имеет право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям статьи 42 Конституции РФ Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 8 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона РФ от дата обезличена № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления решают вопросы, исходя из интересов населения.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 Федерального закона РФ от дата обезличена № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных Законодательством Российской Федерации (статья 15 Федерального закона РФ от дата обезличена № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от дата обезличена № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от дата обезличена № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федеральным законом от дата обезличена № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено, что в полосе отвода железной дороги на станции Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги на земельном участке с кадастровым номером номер обезличен по адресу: <адрес обезличен> находится объект недвижимости – водозаборное сооружение (водонапорная башня), имеющая географические координаты: N северная широта – номер обезличен, E – восточная долгота – номер обезличен.
В соответствии с ответом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от дата обезличена объект недвижимости – водонапорная башня объектом культурного наследия не является.
Как следует из ответа ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от дата обезличена водозаборное сооружение не является собственностью структурных подразделений.
В перечне объектов недвижимости, собственником которых является ОАО «РЖД» в соответствии с приложением номер обезличен договора номер обезличен аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО «РЖД», от дата обезличена, указанное сооружение также отсутствует.
По информации Росимущества по состоянию на дата обезличена в реестре федерального имущества, сформированном на электронном носителе в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен «О совершенствовании учета федерального имущества», отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – нерабочее водозаборное сооружение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии с письмами ОАО «РЖД» объект недвижимости – водонапорная башня находится в полуразрушенном состоянии и в настоящее время представляет угрозу жизни и безопасности граждан.
Таким образом, судом достоверно установлено, что спорная водонапорная башня в реестре муниципальной собственности не числятся, право собственности на объект недвижимости не зарегистрировано, в связи с чем водонапорная башня отвечает признакам бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Росреестра от дата обезличена № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от дата обезличена № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (далее - заявление) и документов, предусмотренных в пункте 10 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с ГК РФ исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 ГК РФ (пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Вместе с тем судом установлено, что в нарушение указанных требований законодательства водонапорная башня в регистрирующем органе в течение длительного времени за администрацией на соответствующем праве не зарегистрирована.
Таким образом, судом достоверно установлено, что водонапорная башня находится в полосе отвода железной дороги, на балансе ОАО «РЖД» не числится, не эксплуатируется и не обслуживается, в реестре федерального имущества не числится, не находится в иной собственности (муниципальной, областной). Собственник спорного имущества не установлен.
Непринятие мер по постановке на учет в порядке статьи 225 ГК РФ водонапорной башни, расположенной на территории г. Нижнеудинска свидетельствует о том, что административный ответчик не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством.
Суд считает, что бездействие администрации г. Нижнеудинска, выразившееся в непринятии мер по принятию спорного объекта недвижимого имущества - водонапорной башни на учет, как бесхозяйного объекта, и не принятие его в муниципальную собственность, приводит к ненадлежащему содержанию объекта недвижимости, а также к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Нижнеудинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите, суд устанавливает срок для исполнения решения суда, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Нижнеудинского транспортного прокурора к администрации Нижнеудинского муниципального образования удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования (ОГРН номер обезличен) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества: водонапорной башни, расположенной в полосе отвода станции Нижнеудинск, на земельном участке с кадастровым номером номер обезличен по адресу: <адрес обезличен>, географические координаты: N северная широта – номер обезличен, E – восточная долгота – номер обезличен.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.С. Шопик
Мотивированный текст заочного решения суда изготовлен 02.10.2024.