ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-20589/2021 (2а-616/2021)
29 ноября 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Куловой Г.Р.
Ситник И.А.
при секретаре Мухаметзянове Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по разработке генерального плана сельского поселения, обеспечению функционирования водоснабжения, возложении обязанности по организации водоснабжения
по апелляционному представлению Дюртюлинского межрайонного прокурора на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 01 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия
установила:
Дюртюлинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее также Администрация МР Дюртюлинский район РБ), Администрации сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее также Администрация СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ) о признании незаконным бездействия по обеспечению функционирования водоснабжения, возложении обязанности по организации холодного водоснабжения.
В обоснование административных исковых требований с учетом их уточнений указано, что Дюртюлинской межрайонной прокуратурой по коллективному обращению жителей с. Юсупово Дюртюлинского района Республики Башкортостан, поступившему из прокуратуры республики, проведена проверка исполнения Администрацией МР Дюртюлинский район РБ законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В ходе проверки установлено, что в с. Юсупово. с. Черлак, д. Аргыш сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее также СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ) отсутствует система центрального водоснабжения, жители для питьевых целей используют индивидуальные колодцы.
На основании части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
В нарушение требований Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ отсутствует (за исключением генерального плана с. Черлак СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ).
Несмотря на отсутствие в с. Юсупово. с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ системы центрального водоснабжения Администрацией МР Дюртюлинский район РБ достаточные меры по его организации либо организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в соответствии с Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не приняты.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации СП Черлаковский сельсовет http://cherlak-sp.ru количество хозяйств в поселении составляет 537, численность населения - 1308 человек, в том числе: в д.Аргыш - 103, с.Черлак - 565, с.Юсупово - 640.
Вместе с тем, вода в нецентрализованных системах водоснабжения не отвечает соответствующим нормам и требованиям. В частности, согласно протоколам лабораторных испытаний от 19 ноября 2020 года №4781 и № 4783, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», проба воды нецентрализованных систем водоснабжения, отобранная по ул. Ленина, д. 17 и ул. Молодежная, д. 4 с. Юсупово Дюртюлинского района Республики Башкортостан, по санитарно-химическим (аммиак, хлориды, марганец, железо, нитраты, мутность) показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Обеспечение жителей района качественной питьевой водой является обязанностью Администрации МР Дюртюлинский район РБ, оно не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у органа местного самоуправления для финансирования организации водоснабжения.
Дюртюлинский межрайонный прокурор с учетом уточненных исковых требований, просил: признать бездействие Администрации СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ, выразившееся в непринятии мер по обеспечению мер по разработке проекта генерального плана СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ, в том числе содержащего карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, в котором отображается планируемые для размещения объекты местного значения поселения, относящиеся к области энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; обязать Администрацию СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ, принять меры по разработке проекта генерального плана СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ, в том числе содержащего карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, в котором отображается планируемые для размещения объекты местного значения поселения, относящиеся к области энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения населения до 31 декабря 2021 года; признать незаконным бездействие Администрации МР Дюртюлинский район РБ, выразившееся в непринятии мер по обеспечению функционирования питьевого водоснабжения на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 декабря 2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; обязать Администрации МР Дюртюлинский район РБ обеспечить функционирование питьевого водоснабжения на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район путем организации централизованной системы холодного водоснабжения до 31 декабря 2022; обязать Администрации МР Дюртюлинский район РБ организовать на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район подвоз питьевой воды, отвечающее требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» со дня со дня вступления решения в законную силу до обеспечения функционирования питьевого водоснабжения путем организации централизованной системы холодного водоснабжения.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 01 сентября 2021 года постановлено: административное исковое заявление Дюртюлинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по разработке генерального плана сельского поселения, обеспечению функционирования водоснабжения, возложении обязанности по организации холодного водоснабжения, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта генерального плана сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в том числе содержащего карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, в котором отображается планируемые для размещения объекты местного значения поселения, относящиеся к области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Обязать администрацию сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, принять меры по разработке проекта генерального плана сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в том числе содержащего карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, в котором отображается планируемые для размещения объекты местного значения поселения, относящиеся к области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения до 31 декабря 2021 года.
В остальной части административного иска отказать.
Не согласившись с указанным решением суда, Дюртюлинский межрайонный прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором указывает, что в силу части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ( далее также Федеральный закон №416-ФЗ), пункта 71 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644( далее также Правила), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона №416-ФЗ, пункта 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1,3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Жители в с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ в результате отсутствия централизованного водоснабжения вынуждены обеспечивать свои потребности в питьевой воде посредством эксплуатации расположенных на территории своих домовладений колодцев.
Вместе с тем безопасность извлекаемой из скважин в эпидемиологическом и радиационном отношении не проверена (санитарно-эпидемиологические заключение не получены). Зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения в целях их защиты от загрязнения и засорения в установленном порядке не установлены.
Использование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения источников водоснабжения, незащищенных от загрязнения и пригодность которых для использования в указанных целях не определена, создает неблагополучную эпидемиологическую обстановку и как следствие нарушает права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах используемые населением СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ скважины не являются источниками нецентрализованного водоснабжения и этот способ водоснабжения не отвечает требованиям закона, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с изложенным выводы суда об отсутствии оснований для организации подвоза холодной воды являются необоснованными.
На основании изложенного, прокурор просит решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 01 сентября 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о возложении обязанности на Администрацию МР Дюртюлинский район РБ по организации на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район подвоза питьевой воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, до обеспечения функционирования питьевого водоснабжения путем организации централизованной системы холодного водоснабжения, принять по делу новое решение, которым удовлетворить указанные административные требования.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Латыпова А.А., просившего апелляционное представление удовлетворить по изложенным в нем доводам, представителя Администрации МР Дюртюлинский район РБ – Гафарова Р.Р. и представителя Администрации СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ - Фазлыева А.Р., просивших в удовлетворении апелляционного представления отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ отсутствует централизованная система водоснабжения.
Жители для питьевых целей используют воду из индивидуальных колодцев.
В материалы дела представлены протоколы лабораторных испытаний проб воды от 19 ноября 2020 года №4781 и №4783, отобранных по ул. Ленина, д. 17 и ул. Молодежная, д. 4 с. Юсупово Дюртюлинского района РБ, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» на предмет соответствия требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» которыми определены превышения показателей.
Отбор проб воды осуществлен жителем села Юсупово НафиковымФ.Ф. Согласно протоколам лабораторных испытаний, пробы воды поступили из озёр Юсупово, Подково, откуда использовалась вода для питья и хозяйственно бытовых нужд (со слов Нафикова Ф.Ф.), колодцев жителей Кагировой Э.Ф., Мустафина С.А. (л.д. 24, 27, 30, 33). После получения результата лабораторных испытаний, Нафиков Ф.Ф., от имени жителей села, обратился с жалобой в прокуратуру.
В рамках проводимой прокуратурой проверки обращения должностными лицами Роспотребнадзора, либо иной аккредитованной организацией, не проводились отборы проб воды в озерах Юсупово, Подково, колодцев жителей Кагировой Э.Ф., Мустафина С.А. и на территориях села Черлак, села Аргыш. Повторный отбор проб воды не осуществлялся.
Протоколы лабораторных испытаний проб воды, используемой для питья, в селе Черлак и села Аргыш не представлены.
Из ответа Администрации МР Дюртюлинский район РБ от 15 февраля 2021 года № 827 на запрос прокурора Дюртюлинской межрайонной прокуратуры следует, что жители на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ пользуются индивидуальными колодцами. Питьевая вода в учреждения образования и для розничной торговли поставляется из д. Новобиктово согласно заключенному договору с ООО «ТСК «НАРАТ». Водопровод, проложенный между д. Новый Буртюк Краснокамского района Республики Башкортостан и с. Юсупово не функционирует с 1994 года.
Администрацией МР Дюртюлинский район РБ 04 августа 2020 года было направлено письмо в ООО «Камводсервис» с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении водопроводной сети с. Юсупово к центральному водоснабжению д. Новый Буртюк Краснокамского района Республики Башкортостан, расположенного в 3,5 км от села. Согласно ответу ООО «Камводсервис» от 18 августа 2020 года №350 возможность транспортировки питьевой воды отсутствует, так как проектные мощности насосной станции и сетей водоснабжения не рассчитаны на дополнительных потребителей. Дополнительно 15 февраля 2021 года администрацией района сделан запрос в ООО «Камводсервис» о представлении технических условий для присоединения их к водопроводу.
Проектно-сметная документация по объекту «Строительство сетей водоснабжения с. Черлак МР Дюртюлинский район РБ» на общую сумму 1 616 170 руб. направлена в ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан. В случае строительства указанного объекта и при наличии достаточного дебета воды будет рассмотрен вопрос о присоединении водопровода с. Юсупово к сети водоснабжения с. Черлак.
27 января 2021 года Администрацией МР Дюртюлинский район РБ направлено письмо заместителю министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан с просьбой рассмотреть вопрос водоснабжения с. Юсупово на республиканском уровне.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что согласно положений действующего законодательства водоснабжение может быть осуществлено с использованием как централизованных, так и нецентрализованных систем.
На территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ функционирует нецентрализованная система водоснабжения, посредством использования водозаборных сооружений для пользования ограниченного круга лиц – индивидуальные колодцы.
Давая правовую оценку представленным протоколам лабораторных испытаний о несоответствии качества воды, суд пришел к выводу о их несоответствии критерию допустимости, указывая, что СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», нормы которого приведены в протоколах лабораторных испытаниях, проведенных по инициативе жителя с.Юсуповой Нафикова Ф.Ф., утратил силу с 01 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3.
Ссылаясь на положения части 12 статьи 23 Федерального закона №416-ФЗ, а также положения части 3 статьи Закона Республики Башкортостан от 17 марта 1998 года N147-з «О питьевой воде», статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» суд пришел к выводу, что именно собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обеспечивают соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
Анализируя положения статей 18, 23, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу, что Администрация МР Дюртюлинский район РБ не имела возможности для принятия законных мер связанных с развитием территорий соответствующего поселения, в том числе посредствам создания объектов водоснабжения населенных пунктов сельского поселения Черлаковский сельсовет ввиду отсутствия утвержденного в установленном порядке документа территориального планирования поселения, следствием которого является неизменность существующего использования территории поселения и его социально-экономического развития.
Согласно положений Федерального закона №416-ФЗ мероприятия по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с инвестиционной программой.
Утверждение инвестиционной программы без утверждения схемы водоснабжения и водоотведения не допускается (часть 2 статьи 40 Федерального закона №416-ФЗ).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2 статьи 38 Федерального закона №416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013 года N 782, проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа и субъекта Российской Федерации, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года N 782.
На основании изложенного, суд указал, что отсутствие документа территориального планирования поселения препятствует организации на данной территории централизованной системы холодного водоснабжения, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об организации централизованной системы холодного водоснабжения соответствующего поселения до 31 декабря 2022 года.
Также суд указал, что согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Таким образом, в нарушение вышеназванных норм материального права СП Черлаковский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ надлежащих мер по подготовке проекта генерального плана поселения не принято.
Разрешая требование о возложении на администрацию муниципального района обязанности организовать на территории заявленных населенных пунктов подвоз питьевой воды до обеспечения функционирования централизованной системы водоснабжения указал, что подвоз воды населению определяется законом как крайняя мера водоснабжения лишь при подтверждении невозможности водоснабжения иными способами.
Поскольку допустимых доказательств несоответствия питьевой воды санитарным нормам и правилам на территории Черлаковского сельского поселения административным истцом не представлено, основания для применения крайней меры в виде подвоза холодной воды, не усматриваются.
Обстоятельства, указывающие на невозможность и (или) нецелесообразность водоснабжения поселения иными способами, доказательствами не подтверждаются, в связи с этим и с учетом функционирования в настоящий момент в населенных пунктах источников нецентрализованного водоснабжения названное требование не является обоснованным.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее также Правила).
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением N 1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Между тем из материалов дела следует, что Администрацией МР Дюртюлинский район РБ на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан водоснабжение не организовано.
На указанной территории отсутствует как централизованная, так и нецентрализованная система холодного водоснабжения, при этом также не осуществляется подвоз воды населению.
Использование жителями воды из индивидуальных колодцев, расположенных в их домовладениях, нельзя отнести к организации нецентрализованной системы холодного водоснабжения, поскольку согласно положениям пункта 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан имеются источники, разрешенные к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения либо забор воды из этих источников осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не представлено.
В соответствии с частями 1,3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпид░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N 416-░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2011 №416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2011 №416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2011 №416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 307-311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ №416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ №416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.