Решение по делу № 5-4/2020 от 02.12.2019

№ 5-4/2020 (5-722/2019)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

21 февраля 2020 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Гидротехнологии», зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц 02.07.2007, ОГРН 1072901008333, ИНН 2901165080, находящегося по адресу: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 209, каб. 503,

установил:

19.07.2019 и 06.08.2019 выявлено, что общество с ограниченной ответственностью «Гидротехнологии» (далее – ООО «Гидротех») совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ и выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды в пос. Лайский Док Приморского района Архангельской области, а именно:

19.07.2019 в пробах питьевой воды выявлены следующие показатели, не соответствующие санитарным требованиям:

- на водоочистных сооружениях (далее – ВОС) в пос. Лайский Док:

запах при 20°С – 3 балла неприятный (норматив – не более 2 баллов);

запах при 60°С – 4 балла неприятный (норматив – не более 2 баллов);

цветность – 168±17 градусов (норматив – не более 20 градусов);

мутность (по каолину) - 3,00±0,60 мг/дм3 (норматив – не более 1,5 мг/дм3);

железо общее – 1,12±0,17 мг/л (норматив – не более 0,3 мг/л);

колифаги – 1,4 БОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

общие колиформные бактерии – 2 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

термотолерантные колиформные бактерии – 2 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие),

- на распределительной водопроводной сети в водоразборной колонке по адресу: пос. Лайский Док, ул. Центральная, д. 6:

запах при 20°С – 3 балла неопределенный (норматив – не более 2 баллов);

запах при 60°С – 3 балла неопределенный (норматив – не более 2 баллов);

цветность – 160±16 градусов (норматив – не более 20 градусов);

мутность (по каолину) - 2,13±0,43 мг/дм3 (норматив – не более 1,5 мг/дм3);

железо общее – 1,17±0,17 мг/л (норматив – не более 0,3 мг/л);

водородный показатель – 5,62±0,20 ед.рН (норматив – в пределах 6-9 ед.рН);

окисляемость перманганантная – 13,1±1,3 мг/л (норматив – не более 5 мг/л);

общие колиформные бактерии – 2 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

термотолерантные колиформные бактерии – 2 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие),

06.08.2019 в пробах питьевой воды выявлены следующие показатели, не соответствующие санитарным требованиям:

- на ВОС в пос. Лайский Док:

цветность – 100±10 градусов (норматив – не более 20 градусов);

железо общее – 1,28±0,19 мг/л (норматив – не более 0,3 мг/л);

водородный показатель – 5,11±0,20 ед.рН (норматив – в пределах 6-9 ед.рН);

окисляемость перманганантная – 9,6±1,0 мг/л (норматив – не более 5 мг/л);

колифаги – 1,4 БОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

общие колиформные бактерии – 24 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

термотолерантные колиформные бактерии – 24 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие),

- на распределительной водопроводной сети в водоразборной колонке по адресу: пос. Лайский Док, ул. Центральная, д. 6:

запах при 60°С – 3 балла неопределенный (норматив – не более 2 баллов);

цветность – 130±13 градусов (норматив – не более 20 градусов);

мутность (по каолину) - 4,33±0,87 мг/дм3 (норматив – не более 1,5 мг/дм3);

железо общее – 1,84±0,28 мг/л (норматив – не более 0,3 мг/л);

водородный показатель – 5,26±0,20 ед.рН (норматив – в пределах 6-9 ед.рН);

окисляемость перманганантная – 11,5±1,2 мг/л (норматив – не более 5 мг/л);

колифаги – 1,4 БОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

общие колиформные бактерии – 24 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие);

термотолерантные колиформные бактерии – 9 НВЧ КОЕ/ 100мл (норматив – отсутствие),

что не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 (далее – СанПиН 2.1.4.1074-01).

ООО «Гидротех», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, направило законного представителя Второго В.С.

Законный представитель Вторый В.С. в судебных заседаниях возражал против привлечения к ответственности, указал на отсутствие оснований для привлечения к ответственности, поскольку ООО «Гидротех» осуществляет снабжение только технической водой, в отношении которой неприменимы требования СанПиН 2.1.4.1074-01, регулирующего качество питьевой воды.

Представители Управления Роспотребнадзора Ананьина В.Д., Зайцева В.А. и составитель протокола Чупакова С.А. полагали, что имеются основания для привлечения к ответственности, поскольку водоснабжение жилых помещений подразумевает водоснабжение только питьевой водой, со ссылкой на положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Той же статьей предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Конкретные санитарно-эпидемиологические требования содержатся в санитарных правилах. Разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (статья 38 Федерального закона № 52-ФЗ). Согласно статье 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нормативы для определения безопасности питьевой воды в эпидемическом отношении по микробиологическим и паразитологическим, а также органолептическим показателям определены в таблице 1 пункта 3.3, таблице 4 пункта 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.

Нормативы для определения безопасности питьевой воды в эпидемическом отношении по химическим показателям, в том числе водородному показателю, окисляемости перманганантной, определены в таблице 3 пункта 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01.

Несоответствие качества воды, подаваемой ООО «Гидротех», установленным для питьевой воды нормативам подтверждается экспертными заключениями от 25.07.2019 и 13.08.2019, а также протоколами лабораторных испытаний, а также не оспаривалось законным представителем.

Оснований не доверять указанным доказательствам судья не имеет. Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости или заинтересованности должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в исходе дела, в судебном заседании не выявлено.

Пояснениями законного представителя, а также материалами дела, в том числе распоряжением администрации МО «Приморское» от 22.12.2016 № 85 об определении гарантирующей организации, договором аренды объектов коммунальной инфраструктуры от 01.10.2018 с соответствующим актом приема-передачи, подтверждается и никем не оспаривается, что ООО «Гидротех» является водоснабжающей организацией на территории пос. Лайский Док Приморского района Архангельской области.

Ссылка законного представителя на то, что ООО «Гидротех» поставляет техническую воду и к ней неприменимы требования СанПиН 2.1.4.1074-01, отклоняется судом по следующим основаниям.

Как следует из постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 09.03.2017 № 12-в/1 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на техническую воду и услуги водоотведения, оказываемые ООО «Гидротехнологии» на территории поселка Лайский Док муниципального образования «Приморское» муниципального образования «Приморский муниципальный район», а также из ответа агентства от 31.01.2020, тарифы на водоснабжение поселка Лайский Док установлены только на техническую воду. При этом в тариф не включены мероприятия по доведению технической воды до состояния питьевой.

Таким образом, как следует из материалов дела, заключений экспертов, пояснений законного представителя, централизованные сети водоснабжения в поселке Лайский Док фактически используются для водоснабжения населения и организаций технической водой.

Как следует из материалов дела, в том числе решения Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10.10.2013 по делу № 2-3081/2013 и сведений прокуратуры и судебного пристава-исполнителя о неисполнении данного решения, пояснений представителей Управления Роспотребнадзора, а также ответов администрации МО «Приморский муниципальный район» и МО «Приморское», сооружения и оборудование для подготовки питьевой воды отсутствовало ранее и отсутствует у местной администрации на данный момент.

Из ответа администрации МО «Приморское» следует, что в настоящее время ведется только проектирование водопровода от дер. Рикасиха, через который планируется обеспечивать пос. Лайский Док питьевой водой.

Однако указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что в действиях (бездействии) ООО «Гидротех» не имеется состава правонарушения.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Согласно статье 2 Федерального закона № 416-ФЗ питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

Той же статьей предусмотрено, что техническая вода – вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.

Таким образом, разграничение видов воды для целей закона произведено исходя из назначения воды.

Из материалов дела и пояснений законного представителя следует, что ООО «Гидротех» являлось на момент проверки и является на момент рассмотрения дела единственной организацией, осуществляющей централизованное водоснабжение для населения и организаций на территории пос. Лайский Док.

Таким образом, ООО «Гидротех» и его должностные лица не могли не знать о том, что поставляемая ООО «Гидротех» вода неизбежно фактически поставляется и используется для любых нужд, в том числе для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.

Следовательно, вода в этом случае отвечает указанным признакам питьевой воды и к ней подлежат применению санитарные требования, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01 для питьевой воды.

Тот факт, что для ООО «Гидротех» не были установлены тарифы на снабжение питьевой водой поселка Лайский Док, не освобождает ресурсоснабжающую организацию от обязанности соблюдать санитарные требования, установленные для питьевой воды.

Установление или неустановление по заявлению ООО «Гидротех» того или иного тарифа не влияет на требования к качеству воды.

Как следует из Федерального закона № 416-ФЗ, на данный момент допускается снабжение технической водой, однако законом не предусмотрено снабжение технической водой для целей питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.

Следовательно, из смысла указанных норм снабжение технической водой допустимо при условии, что ресурсоснабжающая организация учитывает цели использования такой воды и перед тем, как поставлять такую воду неопределенному кругу лиц либо сама доводит качество воды до требуемых параметров, либо поставляет воду организациям, которые принимают на себе обязательства по подготовке питьевой воды для последующей ее подачи населению и организациям.

Из материалов дела и пояснений законного представителя ООО «Гидротех» следует, что ресурсоснабжающая организация не обеспечивает соблюдения данных требований, ссылаясь на то, что в установленный тариф не заложены расходы на подготовку питьевой воды, и местная администрация не передавала необходимое для этого оборудование.

Однако ООО «Гидротех» самостоятельно определяет цели своей деятельности и обосновывает тариф, и в случае, если изначально знало о том, что не может обеспечить соблюдение установленных требований при существующей инфраструктуре и отсутствии источника питьевого водоснабжения, могло отказаться от осуществления соответствующей деятельности.

Согласившись на осуществление водоснабжения неопределенного круга лиц, ООО «Гидротех» фактически приняло на себя обязательства по соблюдению установленных санитарных требований, в том числе требований к питьевой воде.

Отсутствуют какие-либо сведения о том, что ООО «Гидротех» приняло меры для недопущения использования поставляемой им воды для целей питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.

Более того, как следует из пояснений законного представителя, в квитанциях на оплату водоснабжения, выставляемых населению, не указано, что поставляется именно техническая вода. Между тем, в силу подпункта «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является в том числе соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении № 1 к данным Правилам. Согласно пункту 2 указанного приложения в части холодного водоснабжения должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании со ссылкой также на СанПиН 2.1.4.1074-01, т.е. санитарные требования к питьевой воде.

Ссылка законного представителя ООО «Гидротех» на вину местной администрации МО «Приморское», не предоставившей необходимое оборудование для водоподготовки и не исполнившей решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10.10.2013 по делу № 2-3081/2013, также не может быть основанием для освобождения от ответственности.

Ненадлежащее исполнение местной администрацией поселения или района своих обязанностей или недостаточное финансирование, в том числе из бюджета муниципального района, в силу норм КоАП РФ не является основанием для освобождения ресурсоснабжающей организации от ответственности, поскольку она не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению установленных санитарных требований.

Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения дела не выявлено препятствий для выполнения указанных санитарных правил.

Сведения о том, что ООО «Гидротех» предприняло все зависящие от него меры, отсутствуют. ООО «Гидротех» добровольно приняло на себя обязательства по водоснабжению, что подразумевает обязанность по соблюдению санитарных требований к качеству воды в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В случае, если ООО «Гидротех» не могло обеспечить соблюдение санитарных требований при существующем состоянии арендуемого оборудования, то имело возможность отказаться от принятия указанных обязательств.

Следовательно, в указанных действиях (бездействии) ООО «Гидротех» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

Санкция нормы предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом характера нарушения судья полагает, что отсутствуют исключительные основания, предусмотренные статьей 3.12 КоАП РФ, для административного приостановления деятельности юридического лица.

Исключительные основания для признания нарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ или для применения наказания в виде предупреждения (статья 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ) также отсутствуют, поскольку нарушаются санитарные правила и создается угроза жизни и здоровью граждан.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать общество с ограниченной ответственностью «Гидротехнологии» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 23000 (двадцать три тысячи) рублей.

Наименование получателя штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Роспотребнадзора по Архангельской области), ИНН 2901133673; КПП 290101001; ОКТМО 11701000, номер счёта 40101810500000010003, отделение Архангельск г. Архангельск, БИК 041117001; КБК 14111601061010003140, УИН 14104290002000032718.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

С.Р. Ярмолюк

5-4/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО "Гидротехнологии"
Другие
Вторый Вадим Станиславович
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

6.5

Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
02.12.2019Передача дела судье
06.12.2019Подготовка дела к рассмотрению
06.12.2019Рассмотрение дела по существу
24.12.2019Рассмотрение дела по существу
15.01.2020Рассмотрение дела по существу
27.01.2020Продление срока рассмотрения
27.01.2020Рассмотрение дела по существу
12.03.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
12.03.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
26.05.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
21.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее