Решение по делу № 2-3203/2015 от 20.04.2015

Дело № 2-3203/15    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2015 г. г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,

с участием представителя истца – Садретдиновой Г.Ф.;

представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ и Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ ФИО5,

при секретаре судебного заседания Чингизовой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизатуллина Ф.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Гизатуллин Ф.А. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок , находящийся в СНТ «Радуга» Ленинского района г. Уфы, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей серии . На основании данного акта СНТ «Радуга» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 20,1 га. Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об уточнении площади коллективного сада «Радуга» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами СНТ «Радуга» закреплен земельный участок площадью 20.1 га в квартале Затонского лесничества Ленинского района города. Согласно членской книжке садовода и справке СНТ «Радуга» он является членом СНТ «Радуга». В соответствие с подп. 2.7 п.2 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, он обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о закреплении и выдаче правоустанавливающего документа на занимаемый им земельный участок № 254, общей площадью 386 кв. м, находящийся в СНТ «Радуга». Администрация ГО г. Уфы Республики Башкортостан, рассмотрев его обращение, пояснила следующее. В соответствие с решением Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 26/10), земельный участок в СНТ «Радуга» в Ленинском районе г. Уфа входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Исходя из изложенного, оформление в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости и имущества» был установлен порядок и перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для садоводства. В соответствии с вышеуказанным законом, председатель СНТ «Радуга» в 2005-2006 г.г., действуя от имени членов Товарищества обратилась к ответчику с необходимым пакетом документов для приватизации садовых участков. Однако Администрация ГО г. Уфы РБ, рассмотрев заявление председателя СНТ «Радуга», поданное в 2005 г., отказала в предоставлении земельного участка в собственность на основании того, что он зарезервирован для коттеджной постройки и указала на необходимость узаконения земельного участка в судебном порядке, а на ее обращение в 2006 г., также отказала по причине того, что отсутствует правоустанавливающий документ, удостоверяющий право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, не пройден государственный кадастровый учет на земельный участок, и земельный участок заявителя зарезервирован для муниципальных нужд, что подтверждается Письмом от ДД.ММ.ГГГГ иск. ж-1. В последующем, ответчиком неоднократно принимались аналогичные решения с продлением сроков резервации испрашиваемого земельного участка. Считает отказ Администрации ГО г. Уфы РБ незаконным, нарушающим его права.

В судебном заседании представитель истца Гизатуллина Ф.А. – Садретдинова Г.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что спорный земельный участок зарезервирован не для муниципальных нужд, а для коттеджной застройки.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ ФИО5 иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска на основании вышеуказанного ответа.

Гизатуллин Ф.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель третьего лица председатель правления СНТ «Радуга» в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 № 863169. На основании данного акта СНТ «Радуга» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 20,1 га.

В соответствие с подп. 2.7 п.2 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, Гизатуллин Ф.А. обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о закреплении и выдаче правоустанавливающего документа на занимаемый им земельный участок № 254, находящийся в СНТ «Радуга».

Ответчик, рассмотрев обращение Истца, пояснил следующее. В соответствие с решением Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 26/10), земельный участок в СНТ «Радуга» в Ленинском районе г. Уфа входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.

Исходя из изложенного, оформление в собственность испрашиваемого земельного участка, по мнению Ответчика, не представляется возможным.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства.

В соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков. Истец на своем участке, предоставленным ему еще в 80-х годах в бессрочное пользование, имеет садовый дом и другие строения. С соседями споров, разногласий по поводу границ земельного участка нет, что подтверждается актом согласования границ земельного участка и заключением председателя СНТ «Радуга» ФИО6

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется».

Согласно подпункту 2.7 п.2 ст.3 указанного выше Закона: «До ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п. 4 ст.3 Вводного закона.

Истцу было отказано в приватизации садового участка по причине резервирования земельного участка для муниципальных нужд. Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в приватизации и не может быть отнесено к перечню оснований, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ, поскольку истцу предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, он им пользуется около 30 лет, построил садовый дом, а решение Совета городского округа город Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» принято ДД.ММ.ГГГГ Доказательств регистрации указанного обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке суду не представлено.

Согласно ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (ч.2 той же статьи).

В соответствие с ч.3 этой же статьи земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, выделенный истцу, зарезервирован в нарушение установленного требования закона.

Согласно Письма департамента имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.05.2008г. строительство объектов жилищного строительства не входит в исчерпывающий перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленных статьей 49 ЗК РФ и земельные участки, принадлежащие членам СНТ «Радуга» не могут быть изъяты для целей жилищного строительства.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г., ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.

В соответствии с п.1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».

Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства от 22.07.2008г. государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с Кадастровым планом и кадастровым паспортом земельного участка какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка на основании лишь государственного акта о резервировании земли.

Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.

Согласно ч.1 ст.10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных ЗК РФ, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в части 2 настоящей статьи. Согласно п.3 ч.2 ст.10 настоящего закона, земельные участки предоставляется однократно бесплатно для ведения садоводства.

Согласно ч.1 ст.38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ, содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлении межевых планов садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством. (ч.2 этой же статьи Закона).

Согласно ч.1 ст.46 того же Закона, защите в соответствии с гражданским законодательством подлежат следующие права членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений:1) право собственности, в том числе право на продажу земельных участков и другого имущества, и другие вещные права, в том числе право пожизненного наследуемого владения земельными участками; 2) права, связанные с вступлением в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, участием в нем и выходом из него; 3) другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами права.

В соответствие с ч.3 этой же статьи Закона защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством: 1) признания их прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения их прав, и пресечения действий, нарушающих их права или создающих угрозу нарушения их прав; 3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожной сделки; 4) признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; 5) самозащиты своих прав; 6) возмещения им убытков; 7) иных предусмотренных законом способов.

Согласно ч.1 ст.59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.3 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Спорный земельный участок был предоставлен СНТ «Радуга» еще в 1985г. Срок владения, пользования вышеуказанным земельным участком у СНТ «Радуга» по настоящее время составляет 30 лет.

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ: «Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется».

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.15 Конституции РФ).

Согласно п.1 ст.234 Гражданского кодекса РФ, п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

- давностное владением является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

В течение всего срока владения и пользования садовым участком Истцу не было предъявлено никаких претензий со стороны государственных органов, он обрабатывал свой садовый участок в соответствие с его функциональным назначением, оплачивал расходы по его содержанию.

Согласно ч.4 ст.218 ГК РФ, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Согласно членской книжке и заключению, выданным председателем правления СНТ «Радуга», истец является членом СНТ «Радуга», членские и паевой взнос им уплачены полностью.

Таким образом, истец приобрел право собственности на земельный участок на основании ч.4 ст.218 ГК РФ.

Таким образом, отказ ответчика в предоставлении истцу в собственность садового участка не соответствует закону.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец, как член СНТ «Радуга» с 80-х г. имеет право на получение в собственность земельного участка, предоставленного ему СНТ «Радуга» Ленинского района г. Уфы, а потому исковые требования Гизатуллина Ф.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Гизатуллина Ф.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать за Гизатуллиным Ф.А. право собственности на земельный участок под , общей площадью 386 кв. м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Радуга».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.

Судья : Н.Р. Идиятова Решение не вступило в законную силу.    

2-3203/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гизатуллин Ф.А.
Ответчики
АГО
Другие
Нугуманова В.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
20.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2015Передача материалов судье
22.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2015Подготовка дела (собеседование)
18.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Судебное заседание
15.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее