УИД 11RS0014-01-2022-000141-16
Дело № 2а-126/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» марта 2022 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием пом.прокурора Буториной К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Корткеросского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд с административным иском о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, находящуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: <...> об обращении решения суда к немедленному исполнению на основании ч.4 ст.265.5 КАС. В обоснование административного иска указано, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <...> размещена информация о продаже официальных водительских удостоверений, предоставляющих право управления транспортным средствами категории «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «D», «D1», «Е», «Е1», «М», «М1», занесенных в базу данных Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, без прохождения теоретического экзамена и практических, а также о продаже медицинских справок, временной регистрации. На указанном сайте также размещена информация о стоимости доставки вышеназванных документов с указанием номера телефона, по которому возможно осуществить заказ. Указанная информация на сайте предоставлена в свободном доступе, дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Роскомнадзора по Республике Коми, надлежаще извещенные о времени, дате и месте рассмотрения дела по правилам статьи 96 КАС РФ, представителя для участия в деле не направили. Управление Роскомнадзора по Республике Коми ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных, но не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничение доступа к информации в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон №149-ФЗ) устанавливается федеральными законами.
Распространение в РФ информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использование на территории РФ информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.
В силу части 6 статьи 10 названного Федерального закона №149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Задачами настоящего указанного Федерального закона №149 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями ст.24, 25, 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 предусмотрено, что для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся следующие экзамены: для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "A", "B", "C", "D", "M", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "A1", "B1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E", за исключением лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - теоретический и практический экзамены. Экзамены проводятся с использованием технических средств контроля. В случае, указанном в подпункте "а" пункта 9 настоящих Правил, практический экзамен назначается кандидату в водители, сдавшему теоретический экзамен. Такой практический экзамен проводится в 6-месячный срок со дня сдачи теоретического экзамена. Теоретический экзамен принимается с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты. Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегорий "A1" и "B1" проводится на автодромах, автоматизированных автодромах и закрытых площадках. Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения следующих маневров. Практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов,. Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
Статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Статьями 285,286, 290, 291, 292, 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за противоправные деяния – злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки, служебный подлог, подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, бланков.
В силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Основанием для включения в реестр согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).
Из материалов дела следует, что при проведенной прокуратурой проверке выявлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <...> размещена информация о продаже официальных водительских удостоверений, предоставляющих право управления транспортным средств категории «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «D», «D1», «Е», «Е1», «М», «М1», занесенных в базу данных Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, без прохождения теоретического экзамена и практических, а также о продаже медицинских справок, временной регистрации.
На момент проверки сайт по указанному электронному адресу в реестре не значится, что подтверждается распечаткой соответствующего запроса, произведенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Поскольку установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <...> доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, размещена информация, запрещенная уголовным законодательством Российской Федерации, о продаже официальных водительских удостоверений, занесенных в базу данных Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, без прохождения теоретического экзамена и практических, а также о продаже медицинских справок, временной регистрации, в силу вышеуказанных требований закона, суд приходит к выводу, что данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <...> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Направить копию решения в целях немедленного исполнения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Коми (167000, г.Сыктывкар, Коммунистическая ул., д.17) для включения сайта <...> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Э.Ф. Буян