Дело № 2-674/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2014 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Истца Суриковой Л.В. и ее представителя по доверенности – Терешковой Е.С., представителя ответчика ГУ УПРФ № 11 по г.Москве и Московской области по доверенности - Поповой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суриковой Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, признании незаконным перерасчет пенсии
УСТАНОВИЛ:
Сурикова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ- УПФР №11 по г.Москве и Московской области и просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности и поселках городского типа с 31.10.2010 года; включить период работы с <дата> по <дата> в льготный стаж в льготном исчислении, назначив пенсию с момента обращения в ГУ- УПФР №11 по г.Москве и Московской области; признать перерасчет пенсии в сторону уменьшения с марта 2012 года незаконным; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере <...> и расходы по оплате юридических услуг в размере <...>.
Свои требования Сурикова Л.В. мотивировала тем, что в августе 2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
19.08.2011г. ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 10 лет на соответствующих видах работ, указав, что пенсия может быть назначена только с 31.10.2011г.
Сурикова Л.В. считает данный отказ незаконным, так как общий страховой стаж работы согласно трудовой книжки составляет: с <дата> по <дата> - "Н", <...>; с <дата> по <дата> - "К", <...>; с <дата> по <дата> - "Р", <...>; с <дата> по <дата>.- "П", <...>; с <дата> по <дата> - "О"; с <дата> по <дата> - "М"; с <дата> по <дата> - «"Ц"», <...>. Общий стаж – <...>. Специальный стаж с <дата> по <дата>, что составляет <...>.
При подсчете стажа ГУ- УПФР №11 по г.Москве и Московской области неверно указан год выдачи трудовой книжки вместо <дата> указано <дата>. Также неверно указана дата поступления на работу в "П" вместо <дата> указано <дата>. В связи с чем неверно указан период работы в "П", период работы в данном учреждении составляет с <дата> по <дата>. Кроме того, данный период подлежит зачету в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца, как работа в сельской местности, что составит <...>.
Не были учтены следующие периоды работы: с <дата> по <дата>- "О", <...>; с <дата> по <дата> - "К",<...>; с <дата> по <дата> - "К", <...>; с <дата> - "К" реорганизован в "Д"; с <дата> по <дата> – "Д" <...>; с <дата>- "Ц", <...>.
31.10.2011г. в соответствии с пп. 2,п.1 ст. 27 (Список № 2) Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Суриковой Л.В. установлена трудовая пенсия в размере <...>.
С марта 2012 года пенсия истца была проиндексирована Пенсионным фондом на 3,3% (1,033), и её размер составил <...> (страховая часть <...> и фиксированный базовый размер <...>). В результате чего, Сурикова Л.В. в настоящее время получает пенсию в размере <...>.
Истец Сурикова Л.В. и ее представитель по доверенности – Терешкова Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, пояснив, что в августе 2011 г. истец устно обращалась к ответчику по вопросу назначения пенсии, и ей разъяснили, что право на пенсию у нее возникает с 31.10.2011 года. После подачи письменного заявления истцу была назначена пенсия с 31.10.2011 года, но не зачли период работы истца в с <дата> по <дата> в льготном исчислении, так как истец работала в сельской местности в "П" в должности <...>. Ответчиком незаконно произведен перерасчет пенсии, так как истец не представляла справку о том, что у нее заработная плата в 1992 году была в размере <...>, поскольку такой заработной платы у нее действительно не было. Но находящаяся в пенсионном деле истца справка от 20.10.2011 года не соответствует справке, которая в действительности представлялась истцом.
Представитель ответчика ГУ УПРФ № 11 по г.Москве и Московской области по доверенности - Попова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствии с подп.2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовые пенсии по старости назначаются досрочно женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах в тяжелых условиях труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам. На основании Постановления ПРФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления ПРФ от 24.04.2003г. № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением КМ СССР от 26.01.91 г. № 10. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку 2 раздел XXIV (Учреждения здравоохранения и социального обеспечения), утвержденному постановлением КМ СССР от 26.01.91г. № 10, пользуются младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах; работники, занятые в противочумных учреждениях. Для включения периодов работы в стаж, дающий право на пенсию, когда работник выполнял работу по указанной профессии, необходимо подтвердить документами факт выполнения работы по непосредственному обслуживанию больных, а также что работа является постоянной, и выполнялась в течение полного рабочего дня. В соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002г. №16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001г., в необходимых случаях, в дополнение к документам (трудовой книжки), должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 и пункт 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г.). Сурикова Л.В. с 31.10.2011г. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3. По представленным документам установлен страховой (общий) стаж <...> и специальный стаж по (Списку №2) <...> (с 15.08.87г. по 09.08.97г.). Дополнительно никаких других документов, подтверждающих специальный стаж, представлено не было. К материалам дела приобщен письменный отзыв. Кроме того, по представленным истцом справка для расчета размера пенсии, был произведен расчет пенсии, который составил <...>. Пенсионный фонд сам не собирает документы для назначения пенсии, в связи с чем размер пенсии был установлен по тем документам, которые были представлены истцом. Однако, в пенсионное управление поступило сообщение о том, что у истца не было заработной платы в 1992 году в размере около <...> ежемесячно. В соответствии с действующим законодательством пенсионный фонд вправе проверить представленные документы, что и было сделано. При проверки достоверности сведений о размере заработной платы истца было установлено, что работником архива допущена ошибка, в связи с чем была представлена справка о размере заработной платы, которой был значительно ниже ранее указанного, в связи с чем и был произведен перерасчет пенсии в сторону уменьшения (л.д.44-45).
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из трудовой книжки <номер> Сурикова (Шибанова) Л.В. с <дата> по <дата> работала в должности <...> "Н"; с <дата> по <дата> – в должности <...> "К", с <дата> по <дата> – в должности <...> "Р"; с <дата> по <дата> – в должности <...> "П"; <дата> по <дата> – в должности <...> "О"; <дата> по <дата> – в должности <...> "О"; с <дата> по <дата> – в должности <...>, <...> "О"; с <дата> по <дата> – в должности <...> "Д"; с <дата> по настоящее время – в должности <...> "Ц" (л.д.9-15).
31.10.2011 года Сурикова Л.В. обратилась в ГУ- УПФР №11 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении ей пенсии (л.д.48).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Суриковой Л.В. назначена пенсия с 31.10.2011 года в размере <дата> (л.д.46 – протокол, л.д. 26 - удостоверение).
В ходе проверки правомерности назначения пенсии Суриковой Л.В. ГУ- УПФР №11 на основании повторно полученной архивной справки о заработной плате от 28.02.2012 года <номер> за период с <дата> по <дата> установлено расхождение сумм заработной платы, повлекшее неправомерное увеличение размера назначенной пенсии, то есть при первичном назначении пенсии размер составил <...> (с учетом индексации с 01.02.2012 года - <...>); в ходе проверки установлено, что размер пенсии должен составлять <...> (с учетом индексации с 01.02.2012 года – <...>) (л.д.19-22, 41-42). У специалиста архивного отдела администрации Серпуховского муниципального района Московской области по факту допущенных в архивной справке ошибок получена объяснительная (л.д.65).
Ежемесячное перечисление пенсии подтверждается выпиской из лицевого счета Суриковой Л.В. (л.д.28).
На обращение Суриковой Л.В. в ГУ- УПФР №11 по г.Москве и Московской области о разъяснении причин отказа в назначении досрочной трудовой пенсии от 10.08.2011 года (л.д.31), ей дан ответ, что у нее отсутствует право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, в соответствии с пп.2. п.1 ст. 27 ФЗ №173 от 17.12.01г. «О трудовых пенсиях в РФ» в 50 лет, из-за отсутствия требуемого специального стаж работы 10 лет. Суриковой Л.В. разъяснено, что за отработанный специальный стаж <...> право на назначение досрочной трудовой пенсии по Списку №2 наступает в <...>, то есть 31.10.2011 года (л.д.17-18).
Согласно справке, выданной Главным врачом "П" в августа 1997 года, Сурикова Л.В. работала в "П", которая расположена в сельской местности, с <дата> (приказ <номер> от <дата>) по <дата> (приказ <номер> от <дата>) в должности <...> и была занята обслуживанием больных, страдающих психическими заболеваниями, полный рабочий день. Согласно списка 2 раздела №24, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР п.10 от 26.01.1991 года и Постановления Совета Министров РСФСР №517 от 02.10.1991 года ей назначается пенсия на льготных условиях (л.д.49).
В материалы дела представлены Должностная инструкция <...> отделения "В", Положение о режимах содержания больных в стационарах отделения для среднего и младшего персонала "В", а также Инструкция по технике безопасности "Ц" (л.д.32-40).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).
Разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях", утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрен младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях.
Как видно из представленных документов в спорный период работы с <дата> по <дата> истец работала в должности <...> и была занята обслуживанием больных, страдающих психическими заболеваниями.
Ответчиком указанный период был засчитан в стаж работы истца в соответствии с Разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях".
Истец просит засчитать данный период в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца в связи с тем, что в спорный период работа истца осуществлялась в медицинском учреждении, находящемся в сельской местности, что противоречит нормам действующего законодательства.
Подпунктом "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы N 781 от 29.10.2002 г. установлено, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то Правилами не предусмотрена возможность применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку право на досрочную пенсию по старости возникает при стаже продолжительностью не менее 25 лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о порядке применения законодательства, регулирующего льготное назначение пенсий работникам здравоохранения, нашедшей свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ N 2-П от 29 января 2004 года, в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут исчисляться на основании ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, действовавшего до принятия Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
В силу п. 2 названного Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Однако для исчисления периода работы с <дата> по <дата> в "П" истец должна была занимать должность в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, в которых не указа должность <...> (младшего медицинского персонала), так как в соответствии со Списками такое право имеется у среднего медицинского персонала.
В связи с изложенным требования истца о включении периода работы с <дата> по <дата> в должности <...> "П" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца – удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Судом установлено, что истец достигла необходимого возраста и имеет необходимый страховой (общий стаж) <...> и специальный стаж по Списку № 2 – <...> по спорному периоду работы с <дата> по <дата>.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась к ответчику 31.10.2011 года, с указанной даты истцу назначена пенсия на льготных условиях. Основания в соответствии с действующим пенсионным законодательством для назначения пенсии истцу с более ранней даты не имеется.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Из смысла ст. 17, 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" следует, что перерасчет размера трудовой пенсии производится со сроков, с которыми связывается наступление определенных обстоятельств, независимо от волеизъявления пенсионера, либо со сроков, определенных временем подачи пенсионером соответствующего заявления. В зависимости от этого различают процедуру перерасчета размера трудовой пенсии в сторону уменьшения и в сторону увеличения.
Согласно п. 27 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб, перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001 в качестве оснований для снижения размера пенсии.
В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.
Статьей 23 указанного Закона предусмотрено, что в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.
Из анализа указанных норм следует, что произвести перерасчет пенсии в сторону уменьшения без заявления пенсионера пенсионный орган может лишь при наступлении обстоятельств, предусмотренных Законом, в качестве оснований для снижения размера пенсии.
Судом установлено, что Суриковой Л.В. с 31.10.2011года была назначена трудовая пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3.
Как усматривается из материалов пенсионного дела пенсия истца была рассчитана на основании архивной справки <номер> от 20.10.2011г., представленной истцом, поскольку ответчик в силу положений действующего законодательства не занимается сбором документов для решения вопроса о назначении пенсии.
Поскольку справка <номер> от 20.10.2011 года содержала недостоверные сведения о размере заработной платы истица за 1992 год, исчисленный ответчиком размер пенсии истца является неправильным.
С учетом справки <номер> от 22.02.2012 года произведен перерасчет размера пенсии истца по заработной плате за период 1992 года, в соответствии с требованиями ст.20 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с марта 2012 года.
Указанные действия ответчика соответствуют требованиям пенсионного законодательства, так как в связи с выявленным в ходе проверки несоответствием архивной справки о заработной плате Суриковой Л.В., ответчик произвел перерасчет начисленной пенсии в сторону уменьшения в соответствии с действительными начислениями заработной платы.
Таким образом, перерасчет трудовой пенсии истца произведен ответчиком с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
В связи с вышеизложенным суд находит заявленные требования истца не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Суриковой Л.В. об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г.Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности и поселках городского типа с 31.10.2010г.; включении периода работы с <дата> по <дата> в льготный стаж и назначении пенсию с момента обращения в ГУ УПРФ № 11 по г.Москве и Московской области; признании незаконным перерасчет пенсии в сторону уменьшения с марта 2012 года - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 24 марта 2014 года.