12RS0016-01-2022-000620-97
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 25 мая 2022 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебных заседаний Кудрявцевой А.А.,
с участием истца Никитина О.Н., его представителя адвоката Петрова В.М., представителя ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина О.Н. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Никитин О.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл в котором просит признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в педагогический стаж Никитина О.Н. период его службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у него необходимого для назначения пенсии 25-летнего педагогического стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не был включен спорный период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также учеба в Марийском государственном педагогическом институте им. ФИО5, которое истец оспорил в судебном порядке.
До вынесения судебного акта, ответчиком во изменение оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено новое решение от ДД.ММ.ГГГГ №, которым в страховой стаж истца, дающего право на досрочное назначении пенсии, был включён период его службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца к ответчику, решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у него необходимого для назначения пенсии 25-летнего педагогического стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не был включен спорный период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ в назначении пенсии истец считает незаконным, поскольку полагает, что в соответствии с действующим в спорный период пенсионным законодательством период службы в армии по призыву подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку за ним следовала осуществляемая истцом педагогическая деятельность. С учетом спорного периода право назначения страховой пенсии по старости возникло у Никитина О.Н. на момент обращения в пенсионный орган.
В суде истец Никитин О.Н. и его представитель адвокат Петров В.М. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл Рипанова М.В. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №)
Согласно абзацу пятому подпункта «м» пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что в 1985 г. Никитин О.Н. поступил, а в 1992 г. окончил полный курс Марийского государственного педагогического института имени ФИО5 по специальности «Общетехнические дисциплины и труд».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по призыву.
Согласно записям в трудовой книжке Никитина О.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал воспитателем в Усолинской средней школе. После окончания обучения в институте с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу мастером производственного обучения в Красноволжскую среднюю школу. До поступления в ВУЗ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, истец не работал, педагогическую деятельность не осуществлял, что в суде не оспаривал.
ДД.ММ.ГГГГ Никитин О.Н. обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл № от ДД.ММ.ГГГГ Никитину О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у него необходимого для назначения пенсии 25-летнего педагогического стажа.
Указанным решением на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ признано наличие у Никитина О.Н. специального педагогического стажа 24 года 04 месяца, 27 дней из которого исключен, в том числе период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок применения законодательства, действовавшего в период службы истца, определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665, в соответствии с которым Положение от 1959 года подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, подпунктом "г" пункта 1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С ДД.ММ.ГГГГ постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до ДД.ММ.ГГГГ в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397.
Принимая во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало непрерывной педагогической деятельности Никитина О.Н., как установлено судом, имело место с августа 1992 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки позиции истца, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Таким образом, суд приходит к выводу о невозможности включения периода службы Никитина О.Н. в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей. Следовательно, оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно ввиду отсутствия требуемого специального стажа не имеется, исковые требования о понуждении ответчика включить в педагогический стаж Никитина О.Н. период службы в армии по призыву удовлетворению не подлежат.
Таким образом, по состоянию на дату обращения истца за назначением страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ необходимый специальный (педагогический) стаж 25 лет им не выработан и оснований для назначения Никитину О.Н. досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Довод истца о том, что при наличии двух противоречащих друг другу решений государственного органа (учреждения) юридическую силу имеет первоначальное решение, а иначе подрывается стабильность и доверие к власти нельзя признать состоятельным.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина И." совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац 1 пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Учитывая, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу также было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у него необходимого для назначения пенсии 25-летнего педагогического стажа, но при этом в страховой стаж истца, дающего право на досрочное назначении пенсии, ошибочно был включён период его службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то у пенсионного органа имелись основания в одностороннем порядке внести изменения в ранее принятое им решение, исключив спорный период из специального стажа истца, поскольку пенсия истцу назначена не была, каким-либо обременениям истец подвергнут не был.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ ввиду отказа в удовлетворении иска понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Никитина О.Н. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Эл о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить в педагогический стаж Никитина О.Н. период его службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Мельников С.Е.
решение принято в окончательной форме 26 мая 2022 года.