Решение по делу № 2-1574/2019 от 30.04.2019

Дело № 2-1574/2019 64RS0004-01-2019-001538-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19.06.2019 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

с участием прокурора Солопова В.В.,

представителей ответчика ГУЗ СО «БРП» - Мишиной Л.В., Овсянникова А.Ю., представителя ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области - Россошанской О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Балаково в интересах Каршиной Н.А к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности совершить действия,

установил:

Прокурор обратилась в суд с иском в интересах Каршиной Н.А. к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника», просил обязать ответчика предоставить больному медицинскую услугу по транспортировке в и обратно санитарным транспортом согласно графика гемодиализа.

В обоснование исковых требований указала следующее. Прокуратурой города Балаково Саратовской области по заявлению Каршиной Н.А. проведена проверка исполнения Государственным учреждением здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника», Министерством здравоохранения Саратовской области исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, по результатам которой установлены нарушения требований закона в связи с необеспечением доставки больного хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также необеспечением финансирования указанных мероприятий. Также установлено, что истец Каршина Н.А., проживающий по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. *, является инвалидом * группы.

Имея хроническое заболевание почек, истец вынужден проходить регулярное, не реже 3 раз в неделю по 4 часа 10 минут лечение программным гемодиализом в филиале ООО «Фрезениус Нефрокеа» в городе Балаково по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. *

Данная процедура для Каршиной Н.А. является жизненно необходимой. После отключения гемодиализа и в междиализное время у Каршиной Н.А. постоянно возникают проблемы с артериальным давлением, сердцем, появляются судороги, головокружения, тошнота и рвота.

Добираться на общественном транспорте до процедуры ему трудно, поскольку давка в общественном транспорте и частое отсутствие свободных посадочных мест негативно влияет на состояние здоровья после процедуры. Каршина Н.А. вынуждена заказывать такси. Стоимость одной поездки к месту проведения гемодиализа и обратно на такси обходится в 300 рублей, в праздничные дни стоимость данной поездки составляет 500 рублей, что является для материального истца существенной суммой, поскольку ему также необходимо за свой счет приобретать дорогостоящие лекарственные препараты, в месяц данные затраты составляют от 2 000 до 5000 рублей.

Согласно объяснениям Каршиной Н.А. от * его фактический доход составляет 17500 рублей. Таким образом, любые затраты на транспорт для материального истца являются существенными.

Кроме того, в зимний период нередко возникают трудные ситуации на дороге в виду неблагоприятных погодных условий. Пропуск необходимой процедуры гемодиализа может привести к летальному исходу.

На основании норм законодательства а также указанных сведений прокурор полагал необходимым обязать ответчика совершить указанные действия по доставлению Каршиной Н.А. к месту проведения гемодиализа и обратно по месту жительства.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, дал объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Представители ответчика ГУЗ СО «БП № 1 г. Балаково» - Круглова В.В. и Цилина Г.Г., Министерства здравоохранения Саратовской области - Россошанская О.Ю., возражали по поводу удовлетворения иска поддержав позицию изложенную в письменных возражениях.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав в судебных заседаниях объяснения лиц, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, пришёл к следующему выводу.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьёй 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Балаково Саратовской области по заявлению Каршиной Н.А. проведена проверка исполнения Государственным учреждением здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника», Министерством здравоохранения Саратовской области исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, по результатам которой установлены нарушения требований закона в связи с необеспечением доставки больного хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также необеспечением финансирования указанных мероприятий. Также установлено, что истец Каршина Н.А., проживающая по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. *, является инвалидом * группы.

Имея хроническое заболевание почек, истец вынужден проходить регулярное, не реже 3 раз в неделю по 4 часа 10 минут лечение программным гемодиализом в филиале ООО «Фрезениус Нефрокеа» в городе Балаково по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. *

Данная процедура для Каршиной Н.А. является жизненно необходимой.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЭ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-ФЭ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЭ медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЭ).

Согласно части 1 статьи 80, части 2 статьи 34 Федерального закона № 323- ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляется, в том числе специализированная медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона № 323-ф3 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-0, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико- социальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 4 Федерального закона № 323-ФЭ основными принципами охраны здоровья является, в том числе доступность и качество медицинской помощи.

На основании статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации», диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 января 2012 года № 17н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология»» терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1271-н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 № 720-П.

Из анализа указанных норм права следует, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

Установлено, что деятельность по оказанию диализной помощи больным Балаковского муниципального района оказывается в филиале ООО «Фрезениус Нефрокеа» в городе Балаково по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. *

Согласно информации ООО «Фрезениус Нефрокеа» по состоянию на 11.04.2019 Каршина Н.А. ввиду наличия терминальной стадии почечной недостаточности нуждается в получении заместительной почечной терапии методом гемодиализа по жизненным показаниям согласно графику не реже 3 раз в неделю.

Из информации Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области следует, что проезд пациентов до места оказания услуг диализа методами гемодиализа и перитонеального диализа не включен в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Из ответа Министерства здравоохранения Саратовской области от * № * на запрос прокуратуры города следует, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. В бюджете Саратовской области на 2018 год и на 2019 год финансовые средства на доставку больных на гемодиализ не предусмотрены. Проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области.

Согласно сведениям Государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление по организации оказания медицинской помощи» (далее - ГУЗ СО «Управление по организации оказания медицинской помощи») заявитель получает гемодиализную помощь. Каршина Н.А. нуждается в прохождении процедуры программного гемодиализа по причине заболевания «хроническая почечная недостаточность», а также в доставлении на лечение и обратно не реже 3- х раз в неделю. Транспортировка Каршиной Н.А. на указанную процедуру не осуществляется.

Согласно объяснению заместителя начальника отдела обеспечения организации медицинской помощи ГУЗ СО «Управление по организации оказания медицинской помощи» * транспортировка пациентов с хронической почечной недостаточностью к месту проведения процедуры гемодиализа осуществляется с учетом их способности к передвижению, а также отдаленности от места проведения диализа. В первую очередь, транспортируются больные, проживающие на территории сельской местности. В городе Балаково осуществляется транспортировка лиц, испытывающих трудности в самостоятельном передвижении (а именно: пациенты со слепотой, отсутствием конечностей, а также с тяжелыми последствиями инсульта).

В соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЭ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункты 5, 6 части 1 указанной статьи).

Министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим свою деятельность на основании Положения о Министерстве здравоохранения Саратовской области (далее - Положение).

В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также настоящим Положением

Пунктом 8 Положения о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 № 386-П (с изм. и доп. от 24.04.2014) устанавливается реализация Министерством следующих функций: внесение в установленном порядке предложений по формированию областного бюджета; осуществление подготовки расчетов и обоснований для выделения ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий по охране здоровья; организация финансирования деятельности подведомственных Министерству учреждений, в том числе учреждений здравоохранения, учреждений образования, казенных учреждений, автономных и бюджетных учреждений, созданных для иных целей, а также организация финансирования мероприятий по охране здоровья; участие в осуществлении контроля за соблюдением на территории области стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями в части реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области в соответствии с федеральным законодательством.

Также согласно пункту 8 указанного Положения Министерство здравоохранения Саратовской области реализует функцию, в том числе, организации оказания населению Саратовской области первичной медико- санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях области.

Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника» (далее - ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства здравоохранения Саратовской области.

Таким образом, Министерство здравоохранения Саратовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи и обеспечивает ее доступность для граждан, а ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» - организацией, созданной в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства.

В соответствии со статьей 3 Федеральной закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинской страховании в Российской Федерации», действовавшей в редакции по состоянию на 2013 год, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного] оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства области от 29 декабря 2012 года № 817-П, тарифному соглашению по обязательному медицинскому страхованию от 15 января 2013 года, в 2013 году амбулаторный программный гемодиализ и перитонеальный диализ оказывается жителям области за счет средств обязательного медицинского страхования и структуру тарифов на оплату медицинской помощи включены, в том числе расходы на транспортные услуги. В дальнейшем подход к разрешению данного вопроса поменялся.

Так в соответствии с пунктом 16 письма Минздрава России от 23.12.2016 № 11-7/10/2-8304 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и от 10 декабря 2018 года № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) (далее - соответствующие бюджеты) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапиии обратно.

В соответствии пунктом 14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной d постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2018 года № 720-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», установлено что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Указанное расходное обязательство в бюджете Саратовской области на 2018 год и на 2019 год, равно как и финансовые средства на доставку больных на гемодиализ не предусмотрены.

Кроме того, Федерального акта, который бы регулировал транспортировку пациентов к месту диализа и обратно на данный момент на федеральном уровне и на уровне такого субъекта Федерации как Саратовская область не существует.

Вопрос о транспортировки при оказании медицинской помощи урегулирован частью 3 статьи 35 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинский организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Однако, обстоятельства приведенные прокурором в отношении Каршиной Н.А. не свидетельствуют о необходимости применения медицинской эвакуации в отношении последней.

Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В иске заместителя прокурора г. Балаково в интересах Каршиной Н.А. к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балаковская районная поликлиника», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности совершить действия отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Решение суда в окончательном виде изготовлено 24.06.2019 года.

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов

2-1574/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Каршина Наталия Антоновна
заместитель прокурора города Балаково Саратовской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Саратовской области
ГУЗ СО "Балаковская районнная поликлиника"
Другие
Овсянников Александр Юрьевич
Мишина Людмила Викторовна
Россошанская Ольга Юрьевна
Суд
Балаковский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
balakovsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее