Решение по делу № 2а-382/2020 от 03.08.2020

УИД 28RS0006-01-2020-000706-34

Дело № 2а-382/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» августа 2020 года п.Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,

при секретаре Александровой В.Н.,

с участием прокурора в лице помощника прокурора Бурейского района ФИО4,

представителя административного ответчика – главы администрации Успеновского сельсовета –ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бурейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области о признании незаконным бездействия по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Успеновского сельсовета, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на территории Успеновского сельсовета

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бурейского района Амурской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области, в обоснование указав, что прокуратурой Бурейского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Успеновского сельсовета не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. 16 декабря 2019 г. главе администрации Успеновский сельсовет внесено представление о необходимости создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, которое до настоящего времени не исполнено. Тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере организации и предоставления похоронных услуг.

Уточнив в ходе судебного разбирательства требования административного иска, просил признать незаконным бездействие администрации Успеновского сельсовета по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Успеновского сельсовета, возложить обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на территории Успеновского сельсовета.

Прокурор в лице помощника прокурора Бурейского района ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Успеновского сельсовета ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования признал, указал, что на территории Успеновского сельсовета отсутствует возможность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, в бюджете денежные средства на указанные цели отсутствуют.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст.39 КАС РФ, прокурорвправеобратиться в суд с административнымисковымзаявлением в защитуправ, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц в области административного законодательства, в частности решения вопросов местного значения муниципального образования.

Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором Бурейского района в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.

В силу положений статьи 12, части 2 статьи 3, части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные, в частности, пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

На основании п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.

Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона № 8-ФЗ).

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны на территории сельского поселения организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в декабре 2019 г. прокуратурой Бурейского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории администрации Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. 16 декабря 2019 г. главе администрации Успеновского сельсовета Бурейского района внесено представление о необходимости создания (организации) специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Согласно ответу администрации Успеновского сельсовета № 391 от 23.12.2019 администрацией принимаются все меры для оказания услуг населению с. Успеновка и с.Правая Райчиха в соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле».

08.05.2020 и 17.07.2020 прокурором Бурейского района в адрес главы Успеновского сельсовета направлено требование о предоставлении сведений о создании (организации) специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Как следует из ответа И.о. главы Успеновского сельсовета № 239 от 18.05.2020 в настоящее время проводится работа по подбору специализированной службы для заключения договора.

Ответом главы Успеновского сельсовета № 451 от 22.07.2020 подтверждается, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете Успеновского сельсовета. Данный вопрос будет решаться при принятии бюджета на 2021 год.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу, что администрацией Успеновского сельсовета ненадлежащим образом осуществляются полномочия по созданию (организации) на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования, не могут служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по созданию (организации) на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела и исполнению требований действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных выше требований закона в зависимость от финансовых возможностей.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком обязанность по созданию (организации) на территории муниципального образования специализированной службы не исполнена, доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, административным ответчиком, не представлено. Указанное бездействие со стороны административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц - родственников и близких умершего на получение услуг по погребению, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Бурейского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области, выразившиеся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Успеновского сельсовета, незаконным.

Обязать администрацию Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Успеновского сельсовета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, через Бурейский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2020 года

2а-382/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Бурейского района Амурской области Сикорский А.А.
Ответчики
администрация Успеновского сельсовета
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Дробаха Ю.И.
Дело на странице суда
bureiskiy.amr.sudrf.ru
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее