дело № 3а-225/2021
УИД 36OS0000-01-2021-000027-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года город Воронеж
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дёминой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аристовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дерябина В.В. к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Дерябин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, равной их рыночной стоимости:
1) с кадастровым номером №, площадью 3 019 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 17 сентября 2015 года в размере 7 277 000 руб.,
2) с кадастровым номером №, площадью 6 977 051 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 16 187 000 руб.,
3) с кадастровым номером №, площадью 4 182 750 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 17 сентября 2015 года, в размере 10 080 000 руб.,
4) с кадастровым номером №, площадью 2 775 759 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 19 056 000 руб.
Размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается отчетами об оценке оценщика ООО «ГлавКадастрЦентр» № 1247/1-КС-2020 от 28 декабря 2020 года, № 1247/2-КС-2020 от 28 декабря 2020 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 сентября 2015 года и составляет 18 841 680 руб., земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2015 года и составляет 45 211 290 руб. 48 коп., земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 сентября 2015 года и составляет 27 104 220 руб., земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2015 года и составляет 53 226 603 руб. 36 коп.
В связи с изложенным административный истец просит изменить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость, установив ее равную рыночной стоимости.
Определением Воронежского областного суда от 03 февраля 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленных отчетов оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов оценки, производство по делу приостановлено.
Определением Воронежского областного суда от 24 мая 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, производство по делу было возобновлено в связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта № 16/2021 от 01 апреля 2021 года.
В настоящем судебном заседании судом в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ приняты уточнения административных исковых требований, поступившие в суд 21 мая 2021 года, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером №, площадью 3 019 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, северная часть Репьевского кадастрового района, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственной производства, в размере 8 938 000 руб.,
- с кадастровым номером №, площадью 6 977 051 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственной производства, в размере 18 908 000 руб.,
- с кадастровым номером №, площадью 4 182 750 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственной производства, в размере 12 381 000 руб.,
- с кадастровым номером №, площадью 8 213 982 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственной производства в размере 22 260 000 руб.
Административный истец Дерябин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен посредством направления судебного извещения почтой, почтовая корреспонденция возвращена в Воронежский областной суд с отметкой «за истечением срока хранения» (т. 2 л.д. 65).
Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
В связи с чем судом предприняты необходимые меры для надлежащего извещения административного истца о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца по доверенности Баранникова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представители административных ответчиков правительства Воронежской области по доверенности Шмелева Е.В., Управления Росреестра по Воронежской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в установленном порядке; о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Представитель заинтересованного лица администрации Новосолдатского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и в установленном порядке, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие, в удовлетворении исковых требований полагается на усмотрение суда.
Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 4, 7 и 9 статьи 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14 декабря 2020 года, Дерябину В.В. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
1) с кадастровым номером №, площадью 3 019 500 +/- 15 205 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, северная часть Репьевского кадастрового района, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 13-14);
2) с кадастровым номером №, площадью 6 977 051 +/- 23 112 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 15-16);
3) с кадастровым номером №, площадью 4 182 750 +/- 17 895 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, северная часть Репьевского кадастрового района, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 17-33);
4) с кадастровым номером №, площадью 2 775 759 +/- 21 029 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственной производства, для иных видов сельскохозяйственного использования (т. 1 л.д. 34-45).
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2020 года следует, что оспариваемая кадастровая стоимость
- земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 сентября 2015 года (т. 1 л.д. 46 оборот),
- земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2015 года (т. 1 л.д. 47),
- земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 сентября 2015 года (т. 1 л.д. 47 оборот),
- земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2015 года (т. 1 л.д. 46).
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 31 октября 2016 года № 827 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области».
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30 декабря 2016 года, к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Определение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее - Методические указания), действовавшими на момент постановки земельных участков на кадастровый учет.
Из представленных суду письменных пояснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области, актов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, утвержденными ФГБУ «ФКП Росреестра» 08 декабря 2016 года и 27 сентября 2017 года (т. 1 л.д. 194-194), следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 18 841 680 руб., удельный показатель 6,24 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены 08 декабря 2016 года, дата определения кадастровой стоимости 17 сентября 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 27 104 220 руб., удельный показатель 6,48 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены 11 июля 2017 года, дата определения кадастровой стоимости 17 сентября 2015 года.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования административного истца об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами №, №, определенной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ с применением удельного показателя, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 31 октября 2016 года № 827 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области».
Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, поскольку затрагивают его права и обязанности как юридического лица, уплачивающего налоговые платежи.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № была установлена по состоянию на 17 сентября 2015 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № - по состоянию на 01 января 2015 года то датой, по состоянию на которую определяется их рыночная стоимость, следует считать именно эти даты.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил в суд отчеты об оценке № 1247/1-КС/2020 и № 1247/2-КС/2020 от 28 декабря 2020 года, составленные ООО «ГлавКадастрЦентр», которыми:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 сентября 2015 года в размере 7 277 000 руб.,
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 сентября 2015 года, в размере 10 080 000 руб. (т. 1 л.д. 49-100),
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 16 187 000 руб.,
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 19 056 000 руб. (т. 1 л.д. 101-147).
Представленные административным истцом отчеты вызвали у суда сомнения в их обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью. В связи с этим судом назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО НПЦ «ПроАльянс» от 01 апреля 2021 года, оценщиком ООО «ГлавКадастрЦентр», выполнившим отчеты об оценке № 1247/1-КС/2020 и № 1247/2-КС/2020 от 28 декабря 2020 года, нарушены требования законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, которые существенно повлияли на определение итоговой величины
Одновременно экспертом определена рыночная стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 17 сентября 2015 года в размере 8 938 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015 года в размере 18 908 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 17 сентября 2015 года в размере 12 381 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015 года в размере 22 260 000 руб. (т. 2 л.д. 2-58).
В силу статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Таким образом, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Заключение эксперта ООО «НПЦ ПроАльянс» соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете. Экспертом проанализированы элементы сравнения, установленные в подпункте «е» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7, «Оценка недвижимости (ФСО № 7»), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611 (далее - ФСО № 7).
Экспертом применен сравнительный подход при расчете стоимости объектов оценки, отказ от затратного и доходного подходов мотивированно обоснован.
Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений.
В результате анализа характеристик сравнительным подходом выбраны аналоги с наиболее подходящими своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектами оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы ООО «НПЦ ПроАльянс» соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Закона об оценочной деятельности, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, № 298 и от 25 сентября 2014 года № 611.
Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено экспертом Поповым Д.И., отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», имеющим стаж работы в области оценки свыше 14 лет, являющимся действующим членом саморегулируемой организации оценщиков «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», обладающим квалификационными аттестатами в области оценочной деятельности от 14 февраля 2018 года по оценке недвижимости, застраховавшим ответственность и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного отчета по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков не обращались.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № по состоянию на 17 сентября 2015 года, земельных участков с кадастровыми номерами № и № по состоянию на 01 января 2015 года (на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость), определенной заключением судебного эксперта.
В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, суд
решил:
административное исковое заявление Дерябина В.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 019 500 +/- 15 205 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, для ведения сельскохозяйственного производства, по состоянию на 17 сентября 2015 года в размере 8 938 000 (восемь миллионов девятьсот тридцать восемь тысяч) руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 977 051 +/- 23 112 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, для ведения сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 18 908 000 (восемнадцать миллионов девятьсот восемь тысяч) руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 182 750 +/- 17 895 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, северная часть Репьевского кадастрового района, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, для ведения сельскохозяйственного производства, по состоянию на 17 сентября 2015 года в размере 12 381 000 (двенадцать миллионов триста восемьдесят одна тысяча) руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8 213 982 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственной использования, для иных видов сельскохозяйственного использования, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 22 260 000 (двадцать два миллиона двести шестьдесят тысяч) руб.
Датой подачи заявления считать 30 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Дёмина
Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2021 года.