ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 02 июня 2023 года № 7а-103/2023
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Медведчиков Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие» директора Калачикова Ю,В. на постановление судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 07.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 07.03.2023 ООО «Автотранспортное предприятие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе директор ООО «Автотранспортное предприятие» Калачиков Ю.В., просит постановление судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 07.03.2023 отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в действиях ООО «Автотранспортное предприятие» отсутствует состав административного правонарушения.
Защитник ООО «Автотранспортное предприятие» в судебном заседании Сурмачева А.О. жалобу поддержала.
Государственный инспектор отдела надзора в области автомобильного транспорта и обеспечения сохранности автомобильных дорог в Вологодской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виноградов К.В. просил постановление оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.
В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Из части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1616 (далее Положение № 1616), лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, в том числе предусмотренных подпунктом «д» пункта 8 указанного Положения № 1616, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Подпунктом «д» пункта 8 Положения № 1616 установлено, что лицензиат обязан допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с пунктом 3 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 №2216 (далее Правила № 2216), транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: а) соответствует требованиям технического регламента; б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС»: в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи); в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
Кроме того, лицензирующий орган включает в реестр лицензий сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после предоставления лицензии (пункт 9 Положения №1616).
В силу части 8 статьи 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Положения № 1616 лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем).
Согласно пункту 9 Положения №1616 лицензирующий орган включает в реестр лицензий следующие сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после предоставления лицензии: а) государственный регистрационный номер; б) идентификационный номер транспортного средства (VIN); в) марка, модель; г) год выпуска; д) право владения автобусом (собственность или иное законное основание владения автобусом); е) дата окончания действия договора аренды или лизинга (если автобус используется в соответствии с договором аренды или лизинга); ж) дата (день, месяц, год) проведения последнего технического осмотра автобуса (указанная дата включается в реестр лицензий на основании сведений единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортного средства); з) дата (день, месяц, год) внесения в реестр лицензий сведений об автобусе и изменения сведений об автобусе в реестре лицензий; и) номер и дата (день, месяц, год) приказа (распоряжения) лицензирующего органа о включении в реестр лицензий сведений об автобусе или об изменении сведений об автобусе в реестре лицензий; к) основания, номер и дата (день, месяц, год) приказа (распоряжения) лицензирующего органа об исключении из реестра лицензий сведений об автобусе.
Из материалов дела усматривается, что отделом надзора в области автомобильного транспорта и обеспечения сохранности автомобильных дорог в Вологодской области Северо-Восточного МУГАДН в ходе проведения постоянного рейда установлено, что 16.12.2022 в 10 часов 00 минут по адресу: ..., ООО «Автотранспортное предприятие» при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта нарушило условия, предусмотренные лицензией, для осуществления регулярной пассажирской перевозки допустило автобус марки ПАЗ 320402-03, государственный регистрационный знак ..., который не был оборудован работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; кроме того транспортное средство отсутствовало в реестре лицензий.
В связи с наличием вышеуказанных нарушений 26.01.2023 государственным инспектором отдела надзора в области автомобильного транспорта и обеспечения сохранности автомобильных дорог в Вологодской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виноградовым К.В. в отношении ООО «Автотранспортное предприятие» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Проанализировав представленные доказательства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Автотранспортное предприятие» в совершении инкриминируемого правонарушения, поскольку факт его совершения подтверждается, доказательствами, собранными в ходе производства по делу, в том числе протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо административного правонарушения (л.д. 4-5); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 21); актом постоянного рейда №396 от 16.12.2022, согласно которому рейд проведен в отношении ООО «Автотранспортное предприятие» (л.д. 6); протоколом осмотра ТС в ходе постоянного рейда № 396 от 16.12.2022, согласно которому на автобусе марки ПАЗ 320402-03, государственный регистрационный знак ... осуществляется регулярная пассажирская перевозка, при этом информация о ТС через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта не передается (л.д. 10); протоколом инструментального обследования от 16.12.2022 об отсутствии сведений о транспортном средстве марки ПАЗ 320402-03, государственный регистрационный знак М437АК35, установленном оборудовании, наличии навигационной информации в КИАСК-ТС-РВ (л.д. 11); решением о проведении постоянного рейда от 30.11.2022 (л.д. 22-24) иными материалами дела, оцененными судьей первой инстанции в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Главой 18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрены специальные режимы государственного контроля (надзора), одним из которых является постоянный рейд.
Под постоянным рейдом понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований (статья 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ)
Частью 5 ст. 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств.
Порядок проведения постоянного рейда регламентирован Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1043 (Положение № 1043).
Пунктом 66 Положения предусмотрено, что надзор в режиме постоянного рейда осуществляется в следующих пунктах контроля: остановочные пункты, в том числе расположенные на автостанциях, автовокзалах; места посадки и (или) высадки пассажиров в транспортное средство.
При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, инструментальное обследование (пункт 68 Положения № 1043).
Постоянный рейд осуществляется путем проведения проверок транспортных средств, в том числе проверок имеющихся у водителей транспортных средств документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у контролируемого лица, а также путем проверок автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пункт 70 Положения № 1043).
КИАСК-ТС-РВ является комплексной информационно-аналитической системой контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС при осуществлении контроля за безопасностью перевозок пассажиров в режиме реального времени, которая введена в эксплуатацию при осуществлении контроля за безопасностью перевозок приказом Ространснадзора от 09.07.2021 № 135-667.
В ходе проведенного инструментального контроля с использованием КИАСК-ТС-РВ установлено, что автобус марки ПАЗ 320402-03, государственный регистрационный знак ..., допущенный ООО «Автотранспортное предприятие» 16.12.2022 до перевозки пассажиров не оснащен работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Данные инструментального контроля полностью согласуются с информацией АО «Глонасс» от 25.05.2023 № 1246-04, согласно которой 16.12.2022 информация о географической широте и долготе местоположения транспортного средства ПАЗ 320402-03, государственный регистрационный знак ..., его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта не передавалась, поскольку собственник заключил договор с АО «Глонасс» и предоставил информацию необходимую для идентификации оборудования только 15.03.2023.
Вопреки суждениям автора жалобы нарушений законодательства при проведении постоянного рейда, влекущих признание полученных доказательств недопустимыми, не допущено.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ООО «Автотранспортное предприятие» в совершении инкриминируемого деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину общества, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия исчерпывающего комплекса мер, направленных на недопущение нарушений требований законодательства, в том числе после оформления заявки об идентификации навигационного оборудования, не представлено, в связи с чем общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Доводы автора жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении обществу инкриминированы действия (бездействие), связанные с непередачей навигационной информации через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, которые законодательством о лицензировании не возлагаются непосредственно на ООО «Автотранспортное предприятие», во внимание приняты быть не могут.
Согласно протоколу об административному правонарушении, ООО «Автотранспортное предприятие» вменено то, что оно допустило к перевозке автобус марки ПАЗ 320402-03, при использовании которого не осуществлялось передача вышеуказанной информации в через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
При этом в протоколе указано, что обществом нарушены подпункт «д» пункта 8 Положения № 1616 и пункт 3 Правил № 2216, которые обязывают лицензиата допускать к лицензируемому виду деятельности только автобусы, оборудованные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, обеспечивающие передачу навигационной информации через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Указанные действия правомерно квалифицированы по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Вопреки доводам защитника общественная опасность невыполнения требований об оснащении автобуса работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (пассажиров и других участников дорожного движения), увеличивает риск несвоевременного оказания медицинской и другой помощи при дорожно-транспортных и иных происшествиях, поскольку лишает возможности перевозчика, спецслужб и других пользователей такой информации осуществлять постоянный контроль за местоположением и движением транспортного средства.
Ссылка автора жалобы на наличие в автобусе ранее установленного работоспособного навигационного оборудования не свидетельствует об отсутствии состава инкриминируемого правонарушения, поскольку имевшаяся аппаратура спутниковой навигации с идентификационным номером №..., не соответствовала Правилам № 2216 и не обеспечивала передачу навигационной информации через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
В силу абзаца 2 пункта 4 Правил № 2216 в отношении аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортные средства до даты вступления в силу настоящих Правил и соответствующей требованиям, предусмотренным подпунктами «б» и «в» пункта 3 настоящих Правил, обеспечивается ее идентификация в системе.
Пунктами 6 и 7 Правил № 22166 идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в системе следующих сведений: государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства); идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства.
При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой (пункт 7 Правил № 2216).
По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации (пункт 8 Правил № 2216).
Как видно из материалов дела, установленное навигационное оборудование при осуществлении перевозки 16.12.2022 идентификацию не прошло, поэтому доказательств его работоспособности у ООО «Автотранспортное предприятие» не имелось, вследствие чего у общества отсутствовали правовые основания для допуска автобуса марки ПАЗ 320402-03, государственный регистрационный знак ..., к осуществлению пассажирской перевозки.
Аргументы автора жалобы о нарушении правил подсудности при рассмотрении данного дела судьей Вологодского районного суда со ссылкой на то, что административное правонарушение, совершенное в форме бездействия, должно было быть рассмотрено по месту нахождения юридического лица, являются несостоятельными.
Из материалов дела, следует, что вмененное обществу административное правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий лицензий, совершено не в форме бездействия, а в форме действия, сопряженного с осуществлением перевозки пассажиров, поэтому дело правомерно в соответствии с положениями части 1 статьи 29.5 КоАП РФ рассмотрено судьей Вологодского районного суда, по месту совершения административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, имеются правовые основания для снижения размера назначенного штрафа.
Основания для снижения размера административного штрафа юридическим лицам до размера менее половины минимального размера административного штрафа приведены в положениях частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в частности, исходя из характера совершенного административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица,
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, социальную значимость деятельности, осуществляемой ООО «Автотранспортное предприятие», и тот факт, что выплата административного штрафа может повлечь ограничение имущественных прав и интересов юридического лица, полагаю, что назначенный административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
Снижение размера санкции до 100 000 рублей будет соответствовать характеру совершенного обществом правонарушения, степени его вины, требованиям справедливости.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 07.03.2023 изменить, снизить размер административного штрафа, назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 200 000 до 100 000 рублей.
В остальном постановление судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 07.03.2023 оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие» директора Калачикова Ю,В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Медведчиков