ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Судья Кантеева А.В. Дело № 33-1107/2022
2-3763/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владикавказ 2 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Панаиотиди И.В.
судей Гелашвили Н.Р., Калюженко Ж.Э.,
при секретаре Маркиной С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТСН «Сухое русло» на решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 12 октября 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников недвижимости «Сухое русло», Обществу с ограниченной ответственностью «ТулузаИнтерСервис», администрации местного самоуправления г.Владикавказ о признании незаконной и запрещении деятельности по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконной деятельность Товарищества собственников недвижимости «Сухое русло» по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ... - ...
Запретить деятельность Товарищества собственников недвижимости «Сухое русло» по сбросу неочищенных до установленных нормативов хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.Терек по ....
Исковые требования прокурора Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с органиченной ответственностью «ТулузаИнтерСервис», администрации местного самоуправления г.Владикавказ о признании незаконной деятельности по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ... г.Владикавказ РСО - Алания; запрещении ООО «ТулузаИнтерСервис» деятельности по сбросу неочищенных до установленных нормативов хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ... г.Владикавказ РСО - Алания, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Сухое русло» в доход бюджета муниципального образования г.Владикавказ государственную пошлину в размере ...) рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Панаиотиди И.В, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нартиковой М.Б., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
у с т а н о в и л а:
Прокурор Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТСН «Сухое русло», ООО ТулузаИнтерСервис», АМС г.Владикавказ о признании незаконной деятельности по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ул....Владикавказ РСО - Алания, запрещении ТСН «Сухое русло», ООО ТулузаИнтерСервис» деятельности по сбросу неочищенных до установленных нормативов хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ул.... г.Владикавказ РСО - Алания.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Затеречного района г.Владикавказ проверки установлено, что ТСН «Сухое русло», ООО «ТулузаИнтерСервис», АМС г.Владикавказ допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при сбросе сточных вод в водный объект - реку Терек. Изложенное подтверждается следующими обстоятельствами. Так, проведенной проверкой с участием Северо - Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в части исполнения природоохранного законодательства при строительстве многоквартирных домов хозяйствующими субъектами установлено, что ООО «ТулузаИнтерСервис» возвели многоквартирный жилой дом по адресу: г...., .... Для строительства объекта были выданы по канализации технические условия, где указывалось на необходимость строительства локальных очистных сооружений канализации (далее ЛОСК). Технические условия не выполнены. В настоящее время сброс хозяйственно - бытовых стоков канализации осуществляется в р.... по ... г..... Строительство многоквартирного дома по ... г.... осуществлялось ООО «ТулузаИнтерСервис» в соответствии с разрешением на строительство ... от 08.04.2013 года, выданным АМС г.Владикавказ. Проектная документация разработана ООО «Юниор». Имеется положительное заключение государственной экспертизы проекта №... от 18.03.2013 года, выданное ГАУ «Государственная экспертиза проектов строительства». Согласно техническим условиям ВМУП «Владводосток» на подключение к системе канализации от 05.07.2011 года ..., подключение многоквартирного дома предусмотрено к локальным очистным сооружениям по ул.Тогоева 22, г.Владикавказ. В связи с невыполнением технических условий по строительству ЛОСК, сброс хозяйственно-бытовых стоков канализации с комплекса многоквартирных жилых домов по ул.Тогоева, 22, г.Владикавказ осуществляется в систему ливневой канализации г.Владикавказ с дальнейшим попаданием в р.Терек в районе набережной по ул.Островского и за зданием МБОУ - лицея г.Владикавказ по ул.Тогоева,48. По результатам проведенного осмотра территории выявлены нарушения п.7 ч.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в части охраны водных объектов от загрязнения (далее - Водный кодекс РФ). Также выявлены нарушения требований п.3 ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в части оборудования хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, а именно локальными очистными сооружениями для очистки сточных вод. В силу ст.ст. 9,36, 42 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. На основании частей 1-4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с п.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно п.7 ч.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод. В соответствии с п.3 ч.16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса. Таким образом, в нарушение ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.35,65 Водного кодекса Российской Федерации, ООО «ТулузаИнтерСервис» осуществляется сброс сточных вод в водный объект р.Терек. Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п.1, 10 ст.3 Водного кодекса РФ). Нарушение требований, предъявляемых к охране поверхностных вод, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан Российской Федерации, проживающих на территории республики, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 гола №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством, чем также нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обращается в целях защиты интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку в результате незаконных действий ООО «ТулузаИнтерСервис», осуществляется сброс хозяйственно-бытовых стоков канализации с комплекса многоквартирных жилых домов по ..., г.Владикавказ, в систему ливневой канализации г.Владикавказа с дальнейшим попаданием в р.Терек. Кроме того, в настоящее время многоквартирный жилой дом по адресу: г.Владикавказ, ... обслуживается ТСН «Сухое русло». Также проверкой установлено, что ТСН «Сухое русло» в нарушение требований законодательства не имеют договор с ВМУП «Владводосток» на сброс сточных вод, в связи с чем продолжается слив хозяйственно-бытовых стоков через канализацию в р...., по ..., г.Владикавказ. АМС г.Владикавказа дом по ..., г.... с нарушением законодательства ввели в эксплуатацию. На изложенных основаниях, прокурор Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания Солтанова Ф.Д. исковые требования поддержала с учетом изменений, внесенных в порядке ст.39 ГПК РФ, просила исковые требования удовлетворить, а именно: признать незаконной деятельность ТСН «Сухое русло», ООО «ТулузаИнтерСервис», АМС г.Владикавказ по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ул... г.Владикавказ РСО - Алания, а также запретить ТСН «Сухое русло», ООО ТулузаИнтерСервис» сброс хозяйственно - бытовых стоков канализации в р... по ул.... ... г.....
В судебном заседании председатель ТСН «Сухое русло» Харебов М.Г. исковые требования признал и пояснил, что в данном случае ответственность должна быть возложена в том числе и на АМС г.Владикавказ, поскольку именно АМС г.... произвела ввод многоквартиного жилого дома по ул.... г.... в эксплуатацию.
В судебном заседании Торчинова И.В., представляющая интересы администрации местного самоуправления г.Владикавказ по доверенности №... от ... года, исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, поскольку АМС г.... деятельность по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ... г.... не производит.
В судебном заседании Томаев А.Э., представляющий интересы Муниципального унитарного предприятия «Владсток» по доверенности №... от ... года, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель конкурсного управляющего ООО «ТулузаИнтерСервис» не явился, о слушании гражданского дела судом извещался надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, согласно положениям ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке сторон.
Советским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 12 октября 2021 года постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ответчика ТСН «Сухое русло».
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Затеречного района г.... отказать в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
На основании статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным, то есть должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда факты, имеющие значение для дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости.
Согласно статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокурорской проверкой, проведенной с участием Северо - Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, в части исполнения природоохранного законодательства при строительстве многоквартирных домов хозяйствующими субъектами, установлено, что ООО «ТулузаИнтерСервис» возвела многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., г...
В данном месте обустроена набережная реки Терек, произведено строительство комплекса многоквартирных домов по ул.Тогоева, 22, г.Владикавказ.
Для строительства объекта были выданы по канализации технические условия, где указывалось на необходимость строительства локальных очистных сооружений канализации (далее ЛОСК). Технические условия не выполнены. В настоящее время сброс хозяйственно - бытовых стоков канализации осуществляется в р.Терек по ул.Тогоева, 22 г.Владикавказ.
Строительство многоквартирного дома по ул...., г.... осуществлялось ООО «ТулузаИнтерСервис» в соответствии с разрешением на строительство ... года, выданного АМС г.Владикавказ (т....).
Ввод данного объекта в эксплуатацию произведен на основании разрешения №... от ... года, выданного АМС г.Владикавказ.
Согласно техническим условиям ВМУП «Владводосток» на подключение к системе канализации от ... года ..., подключение многоквартирного дома предусмотрено к локальным очистным сооружениям по ул...., г.....
Застройщиком многоквартирного жилого дома по ул.... г.... - ООО «...» в нарушение требований п.1 ст.7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от ... года проведены работы по самовольному подключению к системе ливневой канализации г.... в водоохранной зоне р.... за зданием МБОУ - лицей без наличия разрешительной документации.
В связи с невыполнением технических условий по строительству ЛОСК, сброс хозяйственно-бытовых стоков канализации с комплекса многоквартирных жилых домов по ул.Тогоева, 22, г.Владикавказ осуществляется в систему ливневой канализации г.Владикавказ с дальнейшим попаданием в р.... в районе набережной по ул.Островского и за зданием МБОУ - лицея г.... г....
По результатам проведенного осмотра территории были выявлены нарушения п.7 ч.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в части охраны водных объектов от загрязнения. Также выявлены нарушения требований п.3 ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в части оборудования хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, а именно локальными очистными сооружениями для очистки сточных вод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор обращается в целях защиты интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку в результате данных незаконных действий, осуществляется сброс хозяйственно-бытовых стоков канализации с комплекса многоквартирных жилых домов по ул.Тогоева, 22, г.Владикавказ в систему ливневой канализации г.Владикавказа с дальнейшим попаданием в реку Терек.
Согласно ч.1 ст. 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (ч.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 67 Закона N 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом следует учесть, что общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу статьи 3 Закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов" Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2000 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 4 названной статьи установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с требованиями п.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 6 ст.56 Водного кодекса Российской федерации установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Статьей 39 Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, на сегодняшний день многоквартирный жилой дом по адресу: г.Владикавказ, ул.Тогоева, 22, обслуживается ТСН «Сухое русло».
Как видно из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.06.2021 года ... (т....), ТСН «Сухое русло» зарегистрировано ... года, вид деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда, управление недвижимым имуществом, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг.
Таким образом, в нарушение ст.39 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ст.ст.35,65 Водного кодекса Российской Федерации, ТСН «Сухое русло» на сегодняшний день осуществляется сброс сточных вод в водный объект р.Терек.
Более того, ранее застройщик ООО «ТулузаИнтерСервис» был привлечен к административной ответственности за совершения административного правонарушения в области охраны собственности, предусмотренной ст.7.20 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований законодательства РФ в части нарушения порядка осуществления водоотведения, а также административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении водоохраняемого режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов и другие вредные явления.
Вина общества в совершенном правонарушении подтверждается административным материалом, а именно: постановлением №... о назначении административного наказания от 25 марта 2016 года (...), постановлением №... о назначении административного наказания от 25 марта 2016 года (т....), постановлением ... о назначении административного наказания от 25 марта 2016 года (т...), постановлением №... о назначении административного наказания от 25 марта 2016 года (т...), предписанием ... об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 25 марта 2016 года (...) и представлением ... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25 марта 2016 года и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности судом первой инстанции. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении природоохранного законодательства.
Также разрешая требования истца с учетом установленных обстоятельств, суд оценил доводы и возражения представителей сторон, третьего лица, собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, проанализировал положения ст.ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 «Об охране окружающей среды», и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Затеречного района г.Владикавказ РСО - Алания, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТулузаИнтерСервис», АМС г.Владикавказ о признании незаконной деятельности по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ул... г.Владикавказ РСО - Алания; запрещении ООО «ТулузаИнтерСервис» деятельности по сбросу неочищенных до установленных нормативов хозяйственно - бытовых стоков канализации в р.... по ... г.Владикавказ РСО - Алания, поскольку суд считает их не подлежащими удовлетворению в виду отсутствия оснований их привлечения к ответственности, поскольку какую - либо деятельность по сбросу хозяйственно - бытовых стоков канализации в р....Владикавказ РСО - Алания, ООО «ТулузаИнтерСервис» и АМС г.... в настоящее время не осуществляют.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, нашел установленным обстоятельством то, что ответчиком нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства, в связи с чем, пришел к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат частичному удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что приведенные выводы суда являются правильными и не усматривает оснований для отмены постановленного решения, поскольку установленные в ходе рассмотрения настоящего дела нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТСН «Сухое русло» не имеет статуса абонента и не осуществляет деятельности, в результате которой осуществлялся бы сброс сточных вод, судебной коллегией отклоняются, поскольку из прокурорской проверки, следует, что ТСН «Сухое русло», в нарушение требований законодательства, не имеют договор с ВМУП «Владводосток» на сброс сточных вод, в связи с чем до настоящего времени продолжается слив хозяйственно-бытовых стоков через канализацию в р...., г.Владикавказ.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию защиты при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, согласно ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения по изложенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 12 октября 2021 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ТСН «Сухое русло» оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Панаиотиди
Судьи Н.Р. Гелашвили
Ж.Э. Калюженко