Дело №2-2164/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.05.2022г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Шевыревой О.Б.,
при секретаре Киракосян Р.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах Удольцова Е.Е., Удальцов В.С., несовершеннолетних Удальцов Д.В., Удальцов Н.В., Удальцов А.В. к Администрации г. Шахты, об обязании совершить действия, 3-е лицо МКУ "ДГХ", МКУ г. Шахты "Шахтыстройзаказчик",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Шахты обратился в Шахтинский городской суд с иском к Администрация города Шахты об обязании совершить действия, третьи лица МКУ "Департамент городского хозяйства" города Шахты, МКУ г. Шахты "Шахтыстройзаказчик ссылаясь на следующее:
Установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 14.12.2017 № 6685 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Шахты, пер.Осипенко д.5а, Удальцевой Е.Е. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером: 61:59:0020103:347, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: РО, г. Шахты, г. Шахты, пер.Осипенко д.5а вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным администрацией города, Акимовой О.А., а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения пер.Осипенко д.5а в районе расположения земельного участка с кадастровым номером: 61:59:0020103:347, по адресу: РО, г. Шахты, ул. пер.Осипенко д.5а отсутствуют.
Однако, проведённой прокуратурой города проверкой установлено, что с момента предоставления семье Удальцевой Е.Е. названного земельного участка прошло пять лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Просит суд обязать администрацию города Шахты в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: 61:59:0020103:347, расположенный по адресу: РО, г. Шахты, пер.Осипенко д.5а.
В судебное заседание явился прокурор – помощник прокурора г.Шахты, Триноженко М.И. исковые требования поддержала, в обоснование своей позиции привела вышеизложенные доводы.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика – Администрации г.Шахты в судебное заседание явилась, просила отказать в иске в полном объеме.
Представитель 3-го лица МКУ «ДГХ» г.Шахты в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание представитель МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой города Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 № 94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30.08.2021 № 07-08-2021 «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» проведена соответствующая проверка.
Установлено, что Прокуратурой города Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 № 94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30.08.2021 № 07-08-2021 «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» проведена соответствующая проверка.
Установлено, что Прокуратурой города Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 № 94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30.08.2021 № 07-08-2021 «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» проведена соответствующая проверка.
Установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 14.12.2017 № 6685 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Шахты, пер.Осипенко д.5а Удальцевой Е.Е. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером: 61:59:0020103:347, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: РО, г. Шахты, г. Шахты, пер.Осипенко д.5а вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным администрацией города, Акимовой О.А., а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения пер.Осипенко д.5а в районе расположения земельного участка с кадастровым номером: 61:59:0020103:347, по адресу: РО, г. Шахты, ул. пер.Осипенко д.5а отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС (ред. от 26.05.2021) "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" (далее - Закон № 19-ЗС) в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничены, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.
Частью 1 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствие с настоящим Областным законом. Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 6.2 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС уполномоченный орган городского округа не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка:
1) выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка;
2) определяет вид разрешенного использования земельного участка;
3) определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 раздела 4 Положения о порядке бесплатного предоставления гражданам РФ, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Шахты", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Порядка взаимодействия структурных подразделений, органов Администрации г. Шахты и МАУ "МФЦ г. Шахты" в целях реализации прав граждан РФ, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Шахты", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утверждённого Постановлением администрации г. Шахты от 16.03.2012 N 1290 (ред. от21.09.2021) определение территорий свободных (не обремененных прав третьих лиц) земельных участков, предоставляемых в рамках реализации прав граждан РФ, указанных в настоящем Положении, с учетом документов территориального планирования осуществляется департаментом архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты.
Обеспечение выполнения мероприятий, направленных на определение технических условий подключения (технологического присоединения) территории и земельных участков, предоставляемых в рамках реализации прав граждан РФ, указанных в настоящем Положении, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется муниципальным казенным учреждением "Департамент городского хозяйства" г. Шахты.
Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского хозяйства" г. Шахты в течение 3 рабочих дней после получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, направляет данные сведения в департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты.
Перечень земельных участков, которые могут быть использованы для бесплатного предоставления в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства указанным в настоящем Положении гражданам, изменения и дополнения к нему утверждаются постановлением Администрации города Шахты и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, которые предоставляются в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства, указанным в настоящем Положении гражданам осуществляется муниципальным казенным учреждением "Департамент городского хозяйства" г. Шахты.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрено до июля 2012 rода Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнитель власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Таким образом, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Однако, проведённой прокуратурой города проверкой установлено, что с момента предоставления семье Удальцевой Е.Е. названного земельного участка прошло пять лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие коммунальной инфраструктуры земельного участка, предоставленного многодетной семье, нарушает конституционные права и законные интересы многодетной семьи, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
обязать администрацию города Шахты в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: 61:59:0020103:347, расположенный по адресу: РО, г. Шахты, ул. Осипенко д.5а
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.05.2022 г.
Судья/подпись/
Копия верна:
Судья О.Б. Шевырева