в„–
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Сковородино 31 августа 2018 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Асфандьяровой Д.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Сковородинского района к УФССП по Амурской области ОСП по Сковородинскому району, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительного сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Администрация Сковородинского района обратилась в суд с указанным исковым заявлением к УФССП по Амурской области ОСП по Сковородинскому району, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительного сбора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области ОСП по Сковородинскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительского сбора, в связи с неисполнением должником обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Алексееву В.Г..
Администрация Сковородинского района просит освобождения от исполнительского сбора, по следующим обстоятельствам:
17.06.2016РіРѕРґР° исполнительным производством в„–-РПбыло возбуждено исполнительное производство, РЅР° основании исполнительного листа ФС 013418408 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ,выданный РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј РїРѕ делу в„–, вступившему РІ законную силу ДД.РњРњ.ГГГГ,РѕР± обязании администрации РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района предоставить Алексееву Р’.Р“. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения применительно Рє условиям соответствующего населенного пункта - <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ письмом №администрация Сковородинского района дала ответ о том, что в настоящее время субвенции из областного бюджета для приобретения жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поступившие в 2015, 2016, 2017 году - использованы, для приобретения жилья для детей - сирот, которые стояли в очереди раньше чем Алексеев В.Г..
Однако, судебным приставом - исполнителем без учета указанной невозможности (не зависящей от администрации Сковородинского района) приобрести жилое помещение, было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017год в сумме 3 439 952рубля, доведенные лимиты бюджетных обязательств составляют 3439 952рублей (федеральные средства). На предоставленные денежные средства в 2017 году были приобретены и предоставлены 4 квартиры.
Статьей 112 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет (часть 1).
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 названной статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств (часть 2).
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Постановлении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. РР· этого следует, что РІ качестве штрафной санкции исполнительский СЃР±РѕСЂ должен отвечать вытекающим РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации требованиям, предъявляемым Рє такого СЂРѕРґР° мерам юридической ответственности, РѕРґРЅРёРј РёР· принципов которой является наличие РІРёРЅС‹ как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Обращаясь в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Администрация Сковородинского района указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также указывает, что должником были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов хтя определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
РР· приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј может быть возложено РЅР° органы местного самоуправления только РІ случае наделения РёС… соответствующими полномочиями РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Однако, Администрацией Сковородинского района указывалось в ответе судебному приставу - исполнителю, что денежные средства из областного (федерального) бюджета предоставленные на 2016, 2017 год - использованы, денежных средств в 2018 года хватит на приобретение всего 5 помещений, детям-сиротам ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем, приобрести жилое помещение для ребенка - сироты - Алексеева В.Г.в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
За 2015 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 10 725 000 рублей(средства федерального бюджета 6 369 000 руб. средства областного бюджета 4 356 000 руб.), средства полностью израсходованы.
За 2016 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 7 485 000 рублей (средства федерального бюджета 5 307 104 руб. средства областного бюджета 2 178 000 руб.), средства полностью израсходованы.
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N 157 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет - 26 080, 00.
В 2016 г. за 7 485 000 рублей полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения.
В 2017 г. за 3 439 952 рубля полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения.
В 2018 г Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год в сумме 4 303 200 рублей. На предоставленные денежные средства в 2018 году планируется приобрести квартиры и предоставить детям - сиротам в порядке очередности (по решению суда).
В настоящее время (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), на территории Сковородинского района 36 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2015-2016 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, а также имеются дети - сироты стоящие в очереди по списку уже более 2 лет. Еще пять дел находятся на стадии рассмотрения.
Денежные средства из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот на 2015-2016-2017 гг. не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке.
Более того, администрация Сковородинского района письмом от ДД.ММ.ГГГГ № обращалась в Правительство Амурской области с просьбой увеличить объем финансирования государственных полномочий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилых помещений детям-сиротам, на что в наш адрес был дан ответ, что выделение бюджетных ассигнований невозможно в виду отсутствия финансовых возможностей.
Таким образом, администрацией Сковородинского района будут предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства, при поступлении необходимого объема денежных средств в бюджет района из областного (федерального) бюджета. Обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, отсутствуют.
РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёС‚ освободить администрацию РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РѕС‚ исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50000 наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов РїРѕ РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРјСѓ району Удаловой Р®.РЎ. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ.
Представитель Администрации Сковородинского района, должным образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направила, представила в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Сковородинского района Амурской области.
Представитель ответчика УФССП по Амурской области ОСП по Сковородинскому району, надлежащим образом извещенный о дате судебного заседания, не явился.
Согласно представленной письменной позиции следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании исполнительного листа ФС в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± обязании администрации РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области предоставить Алексееву <данные изъяты>, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, благоустроенное жилое помещение РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕРµ для постоянного проживания РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ специализированного найма, применительно Рє условиям| соответствующего населенного пункта Рі.РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅРѕ РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, общей площадью РЅРµ менее 33 РєРІ.Рј., возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ.
ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем РІ адрес должника направлено постановление Рѕ принятии РРџ Рє исполнению исполнительного производства в„–-РРџ, РІ резолютивной части которого должник предупрежден Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ случае неисполнения требований исполнительного документа РІ 5-тидневный СЃСЂРѕРє СЃ момента надлежаще уведомления, РІ соответствии СЃ чем, Сѓ должника имелся СЃСЂРѕРє для добровольце исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем, администрацией Сковородинского района не исполнены в установленный срок требования исполнительного документа и не предоставлено документальное подтверждение наличия непредвиденных и непреодолимы препятствий, способствующих невозможности исполнения решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.112 ФЗ № «Об исполнительном производстве», (далее - Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, также в случае неисполнения им исполнительного документа в течении суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципе законности, а так же на принципе своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Законодатель определил, что исполнительные действия направлены на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Для указанных целей судебный пристав-исполнитель наделен правами на совершение определенного перечня действий, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах»).
В соответствии с ч.9 п.4 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия, бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем законно и обоснованно. Должником не предоставлены доказательства невозможности исполнен шия суда в установленный для добровольного исполнения срок, должник не обратился в судебном порядке за отсрочкой исполнения решения суда, не представлены документы, подтверждающие принятие должником мер к исполнению решения суда.
В случае освобождения должника от исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель в соответствии с нормами ст.17.15 КоАП РФ, не вправе будет применить к должнику такие меры принудительного воздействия, как привлечение должника к административной ответственности, которые направлены на понуждение должника к исполнению решения суда, что может существенно оказать влияние на уклонение должника от исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», просит в удовлетворении заявления администрации Сковородинского района оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскан исполнительного сбора и освобождении от исполнительского сбора, отказать.
Соответчик - УФССП по Амурской области, должным образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика - УФССП по Амурской области.
Третьи лица на стороне ответчика - Министерство финансов Амурской области, Управление образования администрации Сковородинского района, Министерство образования и науки Амурской области, Алексеев В.Г. должным образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Управления образования администрации Сковородинского района, Алексеева В.Г..
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч.1 ст.1).
Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 105, часть 3 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Положениями С‡.1 Рё 3 СЃС‚.112 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 229-ФЗ "РћР± исполнительном производстве" установлено, что исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Р’ Постановлении Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 50 "Рћ применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства" разъяснено, что РїСЂРё применении положений Рї.7 СЃС‚.112 Закона РѕР± исполнительном производстве РѕР± освобождении должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° судам следует исходить РёР· того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (Рї.3 СЃС‚.401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї.1 СЃС‚.401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° (Рї.75). РџРѕ смыслу С‡.1 СЃС‚.112 Закона РѕР± исполнительном производстве исполнительский СЃР±РѕСЂ обладает свойствами административной штрафной санкции, РїСЂРё применении которой РЅР° должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства (Рї.78).
РР· материалов дела следует, что вступившим РІ законную силу решением РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 04 апреля 2016 РіРѕРґР° РЅР° администрацию РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области возложена обязанность предоставить Алексееву Р¤РРћ8 жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно Рє условиям <адрес>, общей площадью РЅРµ менее 33 РєРІ.Рј., РІ <адрес>.
ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФССП РІ отношении администрации РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ.
Согласно требованию судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исполнительный документ должником - администрацией Сковородинского района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от ДД.ММ.ГГГГ с должника администрации Сковородинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа без уважительных причин.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ, является мерой принуждения, применяемой РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения СЃСѓРґР° РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџРѕ своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая РЅР° недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершением РёРј правонарушения РІ процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
В судебном заседании установлено, что Администрацией Сковородинского района приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и его вина в несвоевременном их исполнении не установлена. Денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2016, 2017 год - использованы, денежных средств в 2018 года хватит на приобретение всего 5 помещений, детям-сиротам, по ранее вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем, приобрести жилое помещение для ребенка - сироты – Алексеева В.Г. в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
РР· приведенных положений следует, что обеспечение детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено РЅР° органы местного самоуправления только РІ случае наделения РёС… соответствующими полномочиями РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
За 2015 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 10725000 рублей (средства федерального бюджета 6 369 000 руб. средства областного бюджета 4356000 руб.), средства полностью израсходованы.
За 2016 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 7485000 рублей (средства федерального бюджета 5307104 руб. средства областного бюджета 2178000 руб.) средства полностью израсходованы.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 157 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилою помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет - 26080,00 руб.
В 2016 г. за 7485000 рублей, полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения.
В 2017 г. за 3439952 рубля, полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения.
В 2018 г. Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год в сумме 4303200 рублей. Па предоставленные денежные средства в 2018 году планируется приобрести квартиры и предоставить детям - сиротам в порядке очередности (по решению суда).
В настоящее время (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) на территории Сковородинского района 36 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2015-2016 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, а также имеются дети – сироты, стоящие в очереди по списку уже более 2 лет. Еще 5 дел об обязании предоставить жилое помещение детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, находятся на стадии рассмотрения.
Денежные средства из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот на 2015-2016-2017 гг. не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно, должны обеспечиваться, в первоочередном порядке.
При указанных обстоятельствах, связанных с приобретением жилого помещения для Алексеева В.Г. в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации Сковородинского района, а также отсутствие необходимого объема финансирования уже не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Таким образом, суд полагает, что администрацией Сковородинского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ возможности освобождения должника – администрации РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШРР›:
Рсковые требования администрации РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района Рє УФССП РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РћРЎРџ РїРѕ РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРјСѓ району, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕР± освобождении РѕС‚ исполнительного СЃР±РѕСЂР° - удовлетворить.
Освободить администрацию РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРіРѕ района РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50000 рублей, взысканного РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов РїРѕ РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРѕРјСѓ району Р®.РЎ. Удаловой РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Е.Ю. Сушко