Решение по делу № 3а-349/2018 от 19.09.2018

Дело № 3а-349/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Пермь 15 октября 2018 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арзыева Айнура Рамзиевича к Правительству Пермского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

Арзыев А.Р. обратился с административным иском к Правительству Пермского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства: нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.12.2016 года, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 07.09.2018 года № 239/О-18, составленном оценщиком индивидуальным предпринимателем К. в размере 7 872 697 рублей.

В обоснование требования указал, что является собственником торгово-игрового комплекса по адресу Пермский ****. Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровой стоимости в размере 61672588,34 рублей установленной по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 23.12.2016 года, рыночной стоимости объекта недвижимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился. Представитель административного истца в судебное заседания не явилась, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административные ответчики - Правительство Пермского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, свои доводы изложили в письменных пояснениях по делу.

Заинтересованные лица: Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные отзывы на иск.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по настоящему административному делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150, ч.4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.

Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела: административному истцу на праве собственности принадлежит: 4-этажное нежилое здание торгово-игрового комплекса общей площадью 1601,4 кв.м., расположенное по адресу: **** с кадастровым номером **, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 12).

В отношении нежилого объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 23.12.2016 года, в размере 61672588 рублей 34 копеек, о чем представлена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта (л.д. 10).

Арзыев А.Р. обратился с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, в подтверждение своих доводов представил отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 07.09.2018 года № 239/О-18, подготовленный оценщиком индивидуальным предпринимателем К. согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 23.12.2016 нежилого здания с кадастровым номером ** определена как 7872697 рублей.

Данный объект согласно приложению к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" под № 2162 включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.

Принимая во внимание, что административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них в силу положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектами налогообложения, и для данных объектов, расположенных на территории муниципального образования Бардымского сельского поселения, решением Совета депутатов Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района от 15.11.2017 N 150 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Бардымского сельского поселения" установлен и введен в действие с 01.01.2018 года на территории данного муниципального образования налог на имущество физических лиц, суд приходит к выводу, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости обязана с 01.01.2018 уплачивать налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости объекта, то результаты определения кадастровой стоимости названного выше торгового здания влияют на права и обязанности Арзыева А.Р.

Изложенные в возражениях на иск доводы административных ответчиков о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Пермского края, в том числе утверждение результатов определения кадастровой стоимости, были проведены в соответствии с действующим законодательством, постановление Правительства недействительным не признано, не могут быть приняты как основание для отказа в иске, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** установлена актом об утверждении кадастровой стоимости 59-0-1-27/3001/2016-607/1 по состоянию на 23.12.2016 года.

Таким образом, рыночная стоимость спорного объекта должна быть определена на ту же дату. Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

Представленный административным истцом отчет об оценке от 07.09.2018 года № 239/О-18 согласно положениям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности является положительным и подтверждает рыночную стоимость нежилого здания, определенную оценщиком.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Как следует из материалов дела, выполнившая отчет оценщик К. является членом саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз», что подтверждается свидетельством о членстве от 15.11.2012 №1020, гражданская ответственность оценщика застрахована.

Проанализировав представленный отчет, суд приходит к выводу о том, что оценщик провела анализ рынка недвижимости – административно-торговых зданий (коммерческой недвижимости), к которому относится объект оценки, по результатам анализа определила ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного выше объекта недвижимости.

В том числе: проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, выполнены необходимые корректировки цен предложений, в том числе в отношении прав на земельный участок. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток. Суждения оценщика основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.

Приведенные в возражениях административного ответчика Правительство Пермского края доводы о недостатках отчета в связи с некорректностью использованных оценщиком при определении стоимости земельного участка данных об условиях рынка земельных участков, поскольку оценщик приводит динамику средних цен предложения по землям под промышленную застройку, тогда как земельный участок, на котором расположен объект недвижимости предназначен для коммерческой застройки (стр. 50 отчета, л.д. 63) неосновательны. Как следует из отчета, оценщик указала на то, что данных о предложениях земельных участков коммерческого назначения на территории Пермского края (кроме г. Перми) в анализируемый период крайне мало, в связи с чем средняя цена не рассчитывалась, проведя анализ сведений о динамике средних цен на земельные участки по рынку земельных участков под промышленную застройку, оценщик пришла к выводу о возможности применении в целях корректировки данных указанной динамики цен, поскольку достоверных данных изменений средних цен на земельном рынке коммерческой застройки в репрезентативный период не имелось. Выводы оценщика являются мотивированными, основаны на подтвержденной информации, источники которой приведены в отчете.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости и сведений об его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы заинтересованными лицами, в том числе административными ответчиками, не заявлено.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере 7872697 рублей по состоянию на 23.12.2018 года. При таких обстоятельствах требования Арзыева А.Р. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Законом об оценочной деятельности датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

В данном случае Арзыев А.Р. обратился в суд 19.09.2018 года, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2018 года.

В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной надлежащими административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним непосредственно и через свои территориальные органы, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке (пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457).

Таким образом, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Арзыева Айнура Рамзиевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в виде нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 7 872 697 рублей, по состоянию на 23 декабря 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19.09.2018 года.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 17 октября 2018 года.

Судья:/подпись/

3а-349/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее