Копия
№ 2а-2453/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего судьи Чудаевой О.О.,
при секретаре Ступиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поддубского А.А. к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, понуждении к выдаче разрешения на строительство жилого дома,
у с т а н о в и л :
Поддубский А.А. обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, понуждении к выдаче разрешения на строительство жилого дома, ссылаясь на то, что 11.07.2017г. ответчик отказал истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в <адрес>, участок №, кадастровый №. Данный отказ истец полагает незаконным, поскольку Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение администрации г. Красноярска об утверждении градостроительных планов земельных участков №- арх от 09.02.2017г., чертеж градостроительного плана земельного участка от 09.02.2017г., распоряжение администрации г. Красноярска № от 21.12.2016г.,- не могут быть применены к правоотношениям по использованию земельного участка истцом, поскольку, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24: 50: 0400398: 1003 – индивидуальное жилищное строительство. При этом, истец, являясь собственником земельного участка, вправе возводить на нем здания и сооружения. На основании изложенного, истец просит суд отменить решение Департамента градостроительства администрации <адрес> №-ор от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительства истцу, обязать ответчика выдать истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома в <адрес>, участок №, кадастровый №.
В судебном заседании представитель истца Воложанинова Д.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Павлюченко О.В.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признала, суду пояснила, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Строительство объектов недвижимости прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании, истец является правообладателем земельного участка, общей площадью 1218 кв.м., в <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль- Солнечный» кадастровый № на основании договора купли- продажи от 30.06.2016г., согласно выписке из ЕГРПН. 01.10.2015г. на постоянный срок зарегистрирован публичный сервитут.
Распоряжением администрации <адрес> №- недв от ДД.ММ.ГГГГ. земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>,
11.07.2017г. ответчик отказал истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в <адрес>, участок №, кадастровый № (л.д. 33-34), поскольку правовые основания для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, участок 5 отсутствуют. Поскольку внесены изменения, в Правила землепользования и застройки, дополнены пунктом следующего содержания% «5. Требования градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-1 в части предельных параметров земельных участок и предельных параметров разрешенного строительства применяются в отношении земельных участок, образованных, измененных после вступления в силу настоящих Правил. Настоящие Правила не применяются при принятии уполномоченным органом после вступления в силу настоящих Правил решения о выдаче или продлении срока действия разрешения на строительство, если земельный участок сформирован до принятия настоящих Правил». Согласно выписке из ЕГРН дата присвоения кадастрового номера земельного участка истца ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указали, что земельный участок обременен сервитутом.
В соответствии с градостроительным планом земельный участок с кадастровым номером 24: 50: 0400398: 1003 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта. При рассмотрении схемы планировочной организации земельного участка установлено, что индивидуальный жилой дом запроектирован в зоне Ж-1, ИТ – не определена.
Земельный участок с кадастровым номером 24: 50: 0400398: 1003, относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
Оценивая представленные доказательства, суд принимает во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 11).
В силу пункта 13 статьи 51 данного Кодекса, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.Материалами дела установлено, что распоряжением №- арх от 25.05.2017г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24: 50: 0400398: 1003, которым определено, в том числе, допустимое местоположение объекта капитального строительства, указаны виды разрешенного использования земельного участка. Из описания местоположения границ земельного участка следует, что данный участок граничит со смежными земельными участками и земельными участками общего пользования.
Административный истец является собственником земельного участка из земель населенных пунктов. Право собственности зарегистрировано 30.09.2015г. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N 65 купли-продажи земельного участка, находящегося в границах муниципального образования город Красноярск.
ДД.ММ.ГГГГ Поддубский А.А. обратился в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. На указанное заявление департамент ответил отказом, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование которого указал на расположение участка в границах двух территориальных зон: Ж-3 и ИТ, что является нарушением Правил землепользования и застройки города Красноярска.
Суд учитывает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, земельным участкам, с указанием в составе названных планов сведений (информации), предусмотренных статьей 44 Градостроительного кодекса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - Земельный кодекс). Собственники земельных участков могут использовать их в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса). Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Аналогичное правило закреплено в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса. В силу пунктов 3, 4 статьи 21 Правил землепользования и застройки, положения названных Правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу Правил землепользования и застройки, и виды разрешенного использования, предельные размеры, предельные параметры которых не соответствуют установленному названными Правилами градостроительному регламенту. Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что изначально спорный участок был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с Правилами землепользования и застройки названный участок отнесен к двум территориальным зонам, что является нарушением градостроительного законодательства.
Согласно градостроительному плану спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж1 и ИТ. В числе основных видов использования земельных участков зоны Ж1 предусмотрено размещение жилого дома (статья 42 Правил землепользования и застройки). Строительство объекта недвижимости предполагается в соответствие с градостроительным регламентом зоны Ж-1. Учитывая установленные обстоятельства, оспариваемое уведомление ограничивает права заявителя как собственника земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истца, согласно которому, кадастровая выписка о земельном участке содержит указание о разрешенном использовании данного земельного участка под ИЖС, т.е. использование земельного участка соответствует его назначению.
Кроме того, суд полагает, что отсутствие Правил землепользования и застройки на момент рассмотрения заявления административного истца о выдаче разрешения на строительство и в настоящее время, с учетом действующей редакции Правил 2015, для земельных участков, сформированных до принятия Правил 2015 и размещенных в территориальной зоне Ж1 не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения, поскольку правовой пробел не может ограничивать права собственника земельного участка.
Ссылка административного ответчика относительно установления обременений в отношении земельного участка судом отклоняется, т.к. обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение департамента об отказе Поддубскому А.А. в выдаче разрешения на строительство является незаконным.
В целях устранения нарушения прав истца на Департамент следует возложить обязанность принять решение по заявлению Поддубского А.А. о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, участок №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Поддубского А.А. к департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, понуждении к выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, участок № кадастровый № – удовлетворить.
Признать решение департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство №-ор от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать департамент градостроительства администрации г. Красноярска принять решение по заявлению Поддубского А.А. о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, участок № кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.О. Чудаева