КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-271/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 октября 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о прекращении производства по административному делу по административному иску Майорова С.С. о взыскании компенсации за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства,
УСТАНОВИЛ:
Майоров С.С. обратился в суд с административным иском, указав, что 11 сентября 2018 года дознавателем УФССП России по Калининградской области возбуждено уголовное дело № в отношении ФИО4 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ на основании заявления о преступлении от 26 июня 2018 года. 11 <данные изъяты> года по данному уголовному делу следователем СО ОМВД Росси по Московскому району г. Калининграда вынесено постановление о прекращении производства за отсутствием состава преступления. 17 <данные изъяты> 2019 года представителем потерпевшего Майорова С.С. подана жалоба на данное постановление прокурору. 27 декабря 2019 года заместитель прокурора Московского района г. Калининграда сообщил о ее удовлетворении. Далее при обращении в Московский районный суд г. Калининград административным истцом было выяснено, что 6 сентября 2021 года производство по делу было прекращено. Просит взыскать компенсацию за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства в размере 140000 рублей.
Административный истец Майоров С.С. и его представитель Ганбатын А. против прекращения производства по делу не возражали.
Производство по настоящему административному делу подлежит прекращению в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора либо постановления или определения суда о прекращении уголовного судопроизводства по делу либо со дня принятия дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, прокурором постановления о прекращении уголовного судопроизводства или об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", производство по делу о компенсации подлежит прекращению, в том числе если судом принято заявление о компенсации от лица, не имеющего права на его подачу (пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).
В пункте 3 этого же Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что, исходя из взаимосвязанных положений части 3 статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), части 1 статьи 1, части 6 статьи 3 Закона о компенсации, при наличии данных о своевременном обращении с заявлением, сообщением о преступлении потерпевшего или иного заинтересованного лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред (далее - лицо, обратившееся с заявлением о преступлении), данный Закон также распространяется на случаи длительности судопроизводства, когда принято решение: об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, если позиция органов дознания, следствия, прокуратуры относительно наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела неоднократно менялась и (или) если впоследствии установлено, что отказ в возбуждении уголовного дела в период до истечения сроков давности уголовного преследования был незаконным, необоснованным; о прекращении производства по уголовному делу в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Таким образом, право на компенсацию предусмотрено при наличии итогового документа по уголовному делу о прекращении производства по нему лишь в том случае, если такое решение принято в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Как следует из материалов уголовного дела №, итоговый документ по нему вынесен 6 сентября 2021 года – постановление старшего следователя СО ОМВД России по Московскому району г. Калининграда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении ФИО4 по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием состава административного правонарушения.
Из изложенного следует, что Майоров С.С. не относится ни к одной из категорий лиц, перечисленных в Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ, как имеющих право на компенсацию за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства.
Руководствуясь ст.ст. 183, 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░