Решение по делу № 33-5781/2021 от 20.05.2021

Судья: Коцарь Ю.А. Дело № 2-220/2021

Докладчик: Недоступ Т.В. Дело № 33-5781/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Недоступ Т.В.

судей Быковой И.В., Хабаровой Т.А.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 24 июня 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Новосибирска – Марковой А.И. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 марта 2021 года по гражданскому делу по иску Соловьевой Анны Валерьевны к мэрии города Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области, администрации Первомайского района г. Новосибирска о признании приказа незаконным, возложении обязанности восстановить в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Недоступ Т.В., объяснения Соловьевой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Соловьева А.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным приказа главы администрации Первомайского района г. Новосибирска от 05.02.2020 №76-од об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязании администрации Первомайского района г. Новосибирска восстановить ее в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 01.12.2019; обязании мэрии г. Новосибирска предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г. Новосибирска по договору найма специализированого жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

В обоснование иска указывала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом главы администрации Первомайского района г. Новосибирска от 22.01.2020 №28-од она была включена в соответствующий список, однако, спустя один месяц её исключили из списка по мотиву того, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес> Соловьевой Л.В.

Она не вселена в указанную квартиру как член семьи Соловьевой Л.B., общее хозяйство с Соловьевой Л.В. не ведет. В связи с регистрацией брака с Соловьевым М.С. - сыном Соловьевой Л.В. она переехала в квартиру по адресу: <адрес>, в которой проживает ее супруг.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 марта 2021 года исковые требования Соловьевой А.В. удовлетворены частично.

Признан незаконным приказ главы администрации Первомайского района г. Новосибирска от 05.02.2020 №76-ОД «Об исключении граждан из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Соловьевой А.В.».

На администрацию Первомайского района г. Новосибирска возложена обязанность восстановить Соловьеву Анну Валерьевну, 15.07.1986 года рождения, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, со 02.12.2019г.

На мэрию города Новосибирска возложена обязанность предоставить Соловьевой Анне Валерьевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Мэрия г. Новосибирска в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое.

В обоснование жалобы указывает, что мэрия г. Новосибирска не согласна с решением суда в части возложения на неё обязанности предоставить жилое помещение.

Реализация отдельных государственных полномочий осуществляется исключительно из средств федерального и областного бюджетов. Вследствие данного обстоятельства полномочия в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ограничены объемами финансирования со стороны правительства Новосибирской области.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, именно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, - то есть правительство Новосибирской области - является органом, полностью ответственным за обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

По мнению апеллянта, Мэрия города Новосибирска в данном случае является ненадлежащим ответчиком.

Судом первой инстанции не решена судьба исковых требований Соловьевой Анны Валерьевны к другим ответчикам, а именно Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, что также не соответствует требованиям, предъявляемым процессуальным законодательством к решению суда.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования Соловьевой А.В. суд исходил из того, что приказ главы администрации Первомайского района г. Новосибирска от 05.02.2020 №76-ОД «Об исключении граждан из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Соловьевой А.В.» является незаконным, поскольку у органа местного самоуправления не имелось оснований для исключения истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец не является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Первомайская, д. 196, кв. 29, учетной нормой жилой площади не обеспечена, в собственности жилых помещений не имеет, а потому не утратила оснований состоять на учете в соответствующем списке. В связи с изложенным на администрацию Первомайского района г. Новосибирска возложена обязанность восстановить Соловьеву А.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, со 02.12.2019 г., то есть с даты постановки на соответствующий учет, как это указано в приказе от 22.01.2020 №28-од.

В этой части решение суда апеллянтом не обжалуется и судебной коллегией с учетом положений частей 1,2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не проверяется.

Доводы мэрии г. Новосибирска о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - граждане, указанные в Федеральном законе № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 52 статьи 1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», мэрия города Новосибирска наделена полномочиями на обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - граждане, указанные в Федеральном законе № 159-ФЗ), в том числе:

а) предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе осуществление строительства жилых помещений для предоставления гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает признание государством права лица на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст. 5 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 г. № 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Положениями п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации для решения вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, в том числе по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).

Согласно подп. "а" п. 52 ст. 1 Закона Новосибирской области от 10 декабря 2013 г. № 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к полномочиям органов местного управления Новосибирской области относится предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе N 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Органом, уполномоченным осуществлять предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по смыслу приведенных нормативных положений, является мэрия г. Новосибирска.

Частью 1 ст. 6 Закона Новосибирской области N 411-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставлении местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области, расчет которых производится в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 25 декабря 2018 г. N 332-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" произведено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и детям из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по муниципальным образованиям Новосибирской области, в том числе городу Новосибирску.

Доказательств, подтверждающих недостаточность переданных финансовых средств на приобретение жилого помещения истцу, в материалы дела представлено не было.

Более того, статьей 140 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей передачи субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, не предусмотрено адресное предоставление субвенций местным бюджетам для конкретного лица.

С учетом изложенного судебная коллегия не соглашается с утверждением апеллянта о том, что мэрия г. Новосибирска является ненадлежащим ответчиком.

Кроме того, не принимается в качестве основания к отмене решения суда и ссылка апеллянта на отсутствие финансирования, поскольку это само по себе не является основанием для отказа в заключении с лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения.

Доводы о том, что судом не решена судьба исковых требований Соловьевой А.В. к другим ответчикам, а именно Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, не принимаются во внимание, поскольку апеллянт не уполномочен действовать от имени этих лиц.

Поскольку обстоятельства дела установлены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного и необоснованного решения, оснований для отмены принятого решения по доводам апеллянта не имеется.

Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 марта 2021 года оставить без изменений.

Апелляционную жалобу представителя мэрии г. Новосибирска - Марковой А.И. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5781/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьева Анна Валерьевна
Ответчики
Министерство труда и социального развития НСО
Мэрия г. Новосибирска
правительство НСО
Администрация Первомайского района г. Новосибирска
Министерство финансов и налоговой политики
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021Передано в экспедицию
24.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее