Дело №2а-262/2020
УИД 87RS0001-01-2020-000174-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь | 28 июля 2020 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Шевченко Г.В.,
при секретаре Толстопятовой Е.А.,
с участием:
представителей ГБУЗ «Чукотская окружная больница» по доверенностям Лисовской И.Е., Зелениной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мачеха Анастасии Олеговны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Чукотская окружная больница», главному врачу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница» о признании решения врачебной комиссии ГБУЗ «Чукотская окружная больница» от 16 октября 2019 года № 1443 незаконным и возложении обязанности на ГБУЗ «Чукотская окружная больница» выдать направление по форме №057/у в ГБУЗ г. Москва «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана» в рамках Постановления Правительства ЧАО от 23 мая 2017 года №195 с дальнейшей оплатой проезда и лечения,
установил:
Мачеха А.О. обратилась в Анадырский городской суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что с 2010 года её беспокоят <данные изъяты>, на протяжении восьми лет учреждения здравоохранения Российской Федерации не могли установить точный диагноз. В марте 2018 г. Мачеха А.О. вынуждена была взять отпуск на работе, приобрести билеты за свой счет и в срочном порядке вылететь из г. Певека в г. Москву, так как её самочувствие сильно ухудшилось. В г. Москве административный истец смогла самостоятельно найти больницу ГБУЗ г. Москвы «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана», в которой ей смогли помочь. Диагноз: <данные изъяты>. Поскольку болезнь имела длительный характер, она переросла в хроническую, и теперь ей необходимо на регулярной основе лечение в г.Москве, так как в медицинских учреждениях Чукотского автономного округа, ей не могут оказать помощь ввиду отсутствия профильных специалистов и оборудования для диагностики.
01.10.2019 административный истец обратилась к хирургу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница-филиал Чаунская районная больница» (далее - ГБУЗ «ЧОБ-филиал Чаунская районная больница») с жалобой на вновь появившиеся приступы боли, и с заявлением, в котором просила выдать ГБУЗ «ЧОБ» направление на повторное (плановое) лечение и обследование с приложением копии выписки из медицинской карты и всего пакета документов. Лечащий врач Мачеха А.О. (урогинеколог) ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана» находится в отделении платных услуг, и поэтому лечение не может быть предоставлено в рамках полиса обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Лечение предоставляется только на основании договора оказания платных услуг. Поскольку в декабре 2019 года административному истцу необходимо вылетать на лечение в г. Москву, ею был заблаговременно направлен запрос в адрес ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана» с подтверждением оказания лечения в рамках ее диагноза.
03.10.2019 г. врачебная комиссия ГБУЗ «ЧОБ-филиал Чаунская районная больница» приняла решение направить пакет документов в ГБУЗ «ЧОБ» для решения вопроса оказания специализированной медицинской помощи (далее - СМП) в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана», в рамках Приказа Министерства здравоохранения РФ от 02.12.2014 № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (далее - Приказ Минздрава России № 796н от 02.12.2014).
24.10.2019 г. на адрес электронной почты административного истца поступила копия выписки из протокола врачебной комиссии ГБУЗ ЧОБ от 16.10.2019 № 1443, согласно которой ей было отказано в выдаче направления. При этом, не было указано на основании какого нормативного акта ей было отказано.
В целях защиты своих прав Мачехой А.О. 08.11.2019 г. было направлено письмо в прокуратуру Чукотского автономного округа, которое было направлено в Департамент здравоохранения Чукотского автономного округа (далее - Департамент).
26.11.2019 г. на электронный адрес административного истца поступило письмо от ГБУЗ «ЧОБ» 29.10.2019 № 6149/01-06 с приложением копии выписки из протокола врачебной комиссии ГБУЗ ЧОБ от 16.10.2019 № 1443, но уже с другой формулировкой, согласно которому членами врачебной комиссии ГБУЗ «ЧОБ» было принято решение о направлении запросов в другие учреждения г. Москвы для лечения и обследования Мачехи А.О.
02.12.2019 г. в адрес административного истца была направлена копия направления на лечение в «НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии Минздрава России», в котором истец не изъявляла желание проходить лечение. Кроме того, на официальном сайте данного медицинского учреждения указано, что в рамках диагноза, который был поставлен Мачеха А.О., ей могут оказать лечение также как в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана» - только на основании заключения договора об оказании платных услуг.
13.12.2019 г. административным истцом был получен отказ Департамента в части выдачи направления.
17.12.2019 г. Мачехой А.О. было направлено заявление на имя главного врача ГБУЗ «ЧОБ» с объяснением причин отказа от лечения в НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, в котором административный истец просила повторно выдать ей направление на лечение в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана».
В январе 2020 года административный истец снова обратилась на приём к хирургу ГБУЗ «ЧОБ-филиал Чаунская районная больница», который передал копию протокола врачебной комиссии ГБУЗ «ЧОБ» № 16 от 15.01.2020 г., в котором сказано, что ей необходимо оказание СМИ в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана».
Поскольку истцом так и не было получено направление в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана», 26.03.2020 г. административным истцом было подано повторное (третье) заявление на имя главного врача ГБУЗ «ЧОБ» с просьбой о выдаче вышеуказанного документа. Однако, на момент подачи административного иска Мачехой А.О. не были получены ни ответ на своё заявление, ни направления, ни какие-либо разъяснения.
На основании изложенного административный истец просит суд:
- признать решение врачебной комиссии ГБУЗ «ЧОБ» от 16.10.2019 г. № 144 незаконным;
- обязать ГБУЗ «ЧОБ» выдать направление по форме №057/у в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана», в рамках ПП ЧАО от 23.05.2017 г. № 195 (с дальнейшей оплатой проезда и лечения).
В отзыве на административное исковое заявление от 26.06.2020 №3896/01-15 представитель административного ответчика ГБУЗ «ЧОБ» просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку направление больных на лечение в центральные районы страны, для оказания специализированной медицинской помощи проводится в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения РФ № 796 Н от 02.12.2014 «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской» (далее-Приказ). Согласно п.5 Приказа, направление пациентов в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи установлен приложением к настоящему приказу. В соответствии с п. 1 приложения, для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти (далее - федеральная медицинская организация), за счет средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета.
ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана подтверждает готовность оказать медицинское лечение в Центре <данные изъяты> и ботулинотерапию на платной основе, согласно действующему прейскуранту на платные медицинские услуги в рамках заключения договора на оказание платных медицинских услуг, пациенту с диагнозом: <данные изъяты>.
Данные услуги не входят в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в ЧАО.
В соответствии с Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 27.12.2019 N 622 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в Чукотском автономном округе не предусматривает оказания перечисленных видов медицинских услуг в рамках ОМС».
16.01.2020 г. ГБУЗ ЧОБ направлен запрос в ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана с целью приглашения пациентки на обследование, консультацию, госпитализацию, из ответа на запрос следует, что госпитализация не показана.
31.01.2020 г. повторно направлен запрос ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана с целью приглашения пациентки на обследование, консультацию в центр <данные изъяты> с целью проведения ботуллинотерапии и <данные изъяты>, в рамках базовой программы ОМС
04.02.2020 поступил ответ из ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана из которого следует, что данная патология в программу ОМС не входит, учреждение готово госпитализировать только на платной основе.
Таким образом, у ГБУЗ ЧОБ отсутствуют основания для направления Мачеха А.О. в ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана в рамках ОМС.
Уведомленная о дате, месте и времени рассмотрения дела, административный истец не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания административный ответчик главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница» Острась М.А. в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представители административного ответчика ГБУЗ «Чукотская окружная больница» поддержали позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица, и.о. начальника Департамента здравоохранения Чукотского автономного округа, в суд не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно п.2 ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу п.1,2 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствие с ч. 3 ст. 34 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
В силу п. 7.2 ст. 34 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», перечень медицинских организаций, оказывающих за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования указанного перечня устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
В соответствие с ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
В силу ст. 39 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326, договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствие со ст. 50.1 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. №326-ФЗ, в бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования: на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения. Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Главы II постановления Правительства РФ от 10.12.2018 №1506 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг.», специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению (далее - перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).
Согласно Главе V постановления Правительства РФ от 10.12.2018 г. №1506 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг.», за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
В перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам Чукотского автономного округа за счет средств окружного бюджета входит специализированная медицинская помощь по заболеваниям, обследование и лечение которых не может быть оказано в лечебно-профилактических учреждениях автономного округа, по соответственно обоснованному заключению врачебной комиссии (постановление Правительства Чукотского автономного округа от 23 мая 2017 г. №195 «Об утверждении порядка по обеспечению доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению»).
В соответствии с п. 3 Порядка направления пациентов в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, являющегося приложением к Положению об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. N 796н, выбор федеральной медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с пунктами 17 и 21 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденного настоящим Приказом.
Согласно п.17 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. №796н для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
В соответствии с п.21 Положения выбор медицинской организации при оказании пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает пациент, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. №1342н.
В п. 12 Порядка выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 №1342н в соответствии с Законом № 323-ФЗ закреплено право пациента на выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме, который осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи выданному лечащим врачом.
В силу указанных норм закона следует, что направление больных на лечение в центральные районы страны для оказания специализированной медицинской помощи проводится на основании решения окружной врачебной комиссии.
Как следует из материалов дела, 01.10.2019 г. Мачеха А.О. обратилась в ГБУЗ «ЧОБ-филиал Чаунская районная больница» с заявлением о направлении на повторное (плановое) лечение и обследование.
Протоколом врачебной комиссии ГБУЗ «ЧОБ» от 16.10.2019 г. № 1443 принято решение об отказе в направлении на лечении Мачеха А.О. в ГБУЗ г.Москва ГКБ№29 им. Н.Э. Баумана в рамках базовой программы ОМС, в связи с заключением Департамента здравоохранения г. Москвы, о готовности оказать медицинское лечение в Центре тазовой боли и ботулинотерапии. Вместе с тем, решено сделать запрос для оказания СМП в рамках ОМС в следующие лечебно-профилактические учреждения: ФГБНУ «НИИ неврологии» г. Москва; ФГБУ «НХМЦ имени Н.И. Пирогова» г. Москва; НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина г. Москва (л.д.125,126).
Суд отмечает, что указанные последние три учреждения являются одними из ведущих в г.Москве, при это два из указанных учреждения подтвердили готовность оказать специализированную медицинскую помощь.
10.12.2019 «НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина» в адрес ГБУЗ «ЧОБ» дан ответ с приложением направления №559 от 02.12.2019 на обследование и консультацию Мачеха А.О. (л.д.244, 245).
19.12.2019 г. Мачехой А.О. было подано заявление на имя главного врача ГБУЗ «ЧОБ» М.А. Острась об отказе от комплексного урологического исследования в «НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина» с просьбой рассмотреть вопрос о направлении её в клинико-диагностический центр ГБУЗ г.Москва ГКБ№29 им. Н.Э. Баумана к врачу <данные изъяты> (л.д. 246).
Из представленных суду материалов дела следует, что диагноз административного истца – <данные изъяты> не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 г. в Чукотском автономном округе №622 от 27 декабря 2019 года.
Кроме того, направление пациентов ГБУЗ «Чукотская окружная больница» в центральные районы страны, для оказания специализированной медицинской помощи проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №796Н от 02.12.2014 «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи», который также указан в п.2 приложения к постановлению правительства Чукотского автономного округа от 23 мая 2017 года №195 «Об утверждении Порядка по обеспечению доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению».
В соответствии с п.5 приказа направление пациентов в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи установлен приложением к настоящему приказу.
В п.1 указанного приложения указано, что для оказания специализированной медицинской помощи назначены федеральные медицинские организации, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №29 имени Н.Э. Баумана №29 – современные технологии» (г.Москва) не является федеральным лечебным учреждением и соответственно не попадает под действие приказа №796Н, в части оказания плановой специализированной медицинской помощи по направлениям других регионов.
По смыслу закона, право выбора специализированной клиники для оказания помощи специализированной медицинской помощи остается за органом управления здравоохранением в регионе, предпочтения гражданина не учитываются.
При том, что в январе 2019 года ГБУЗ «Чукотская окружная больница» выдавало направление Мачеха А.О. на бесплатное обследование в ГБУЗ г.Москва ГКБ№29 им. Н.Э. Баумана по коду диагноза МКБ N39.8, обследование проведено; в марте 2019 года возместило проезд.
Впоследствии, ГБУЗ «Чукотская окружная больница» предприняты все необходимые меры для оказания специализированной медицинской помощи Мачеха А.О. – в 4 учреждения г.Москвы направлены выписки с просьбами рассмотреть медицинские документы и сообщить дату госпитализации, консультации и лечения по ОМС, в том числе и в ГБУЗ г.Москва ГКБ№29 им. Н.Э. Баумана, в который просила направление Мачеха А.О., получены два направления на бесплатную консультацию в ФГБНУ «НИИ неврологии» г. Москва и НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина г. Москва. Поскольку ГБУЗ г.Москва ГКБ№29 им. Н.Э. Баумана подтвердило готовность оказать медицинское лечение в Центре <данные изъяты> и ботулинотерапию только на платной основе, в рамках заключения договора на оказание платных медицинских услуг, ГБУЗ «Чукотская окружная больница» не имело права выдавать направление в вышеуказанное медицинское учреждение.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Мачеха Анастасии Олеговны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Чукотская окружная больница», главному врачу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница» о признании решения врачебной комиссии ГБУЗ «Чукотская окружная больница» от 16 октября 2019 года № 1443 незаконным и возложении обязанности на ГБУЗ «Чукотская окружная больница» выдать направление по форме №057/у в ГБУЗ г.Москва «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана» в рамках Постановления Правительства ЧАО от 23 мая 2017 года № 195 с дальнейшей оплатой проезда и лечения.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.В. Шевченко
В окончательной форме мотивированное решение суда составлено 03 августа 2020 года.
Судья Г.В. Шевченко