Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4183/2021 ~ М-3978/2021 от 11.11.2021

    УИД 24RS0002-01-2020-007536-48

2-4183(2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Коняшкиной Л.А.,

истца ТЮГ,

при секретаре Лазаревой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах ТЮГ к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор, действующий в интересах ТЮГ, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края, Акционерному обществу «Губернские аптеки» (далее АО «Губернские аптеки») о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что ТЮГ является инвалидом <данные изъяты> группы, нуждается в медицинской реабилитации, исполнителем которой является Министерство здравоохранения Красноярского края. Из выписки из амбулаторной карты следует, что ТЮГ врачом-кардиологом было назначено льготное лекарственное средство Sotaloli tabl. 80mg;№20. 03.09.2021 г. ТЮГ был выписан рецепт серия 04-21 №44861896 на указанный лекарственный препарат. 08.09.2021 г. ТЮГ обратился в АО «Губернские аптеки» по адресу: <адрес>, за получением лекарственного препарата, однако, льготный лекарственный препарат выдан не был ввиду его отсутствия в аптеке. Поскольку нарушено право инвалида на бесплатное получение льготного лекарства, в связи с длительным необеспечением ТЮГ причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу поиска лекарства, которое ему жизненно необходимо, возможного ухудшении здоровья. На основании изложенного, Ачинский городской прокурор просит обязать АО «Губернские аптеки», Министерство здравоохранения Красноярского края выдать ТЮГ лекарственное средство Sotaloli tabl. 80mg;№20 в течение 3 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда; взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу ТЮГ компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (л.д.2-5).

Определением от 13.12.2021 г. производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности на АО «Губернские аптеки», Министерство здравоохранения Красноярского края выдать ТЮГ лекарственное средство Sotaloli tabl. 80mg;№20 в течение 3 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований, добровольным обеспечением лекарственным средством.

В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Коняшкина Л.А. заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что ТЮГ является инвалидом, лишних денег на приобретение лекарств у него нет, рецепты обеспечены несвоевременно, в связи с чем настаивала на взыскании компенсации морального вреда в полном объеме.

Истец ТЮГ исковые требования о взыскании компенсации морального вреда поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» будучи извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился. В письменном отзыве представитель ЛАМ действующая на основании доверенности от 16.02.2021 г. (л.д.22), просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, против исковых требований возражала, указав, что организацией, обеспечивающей лекарственными препаратами льготополучателей является Министерство здравоохранения Красноярского края. На основании заключенных с Министерством здравоохранения Красноярского края контрактов АО «Губернские аптеки» являются уполномоченным складом, прав на закупаемые Министерством здравоохранения лекарственные средства не приобретает. АО «Губернские аптеки» принимает закупленные Министерством лекарства на хранение, отдает их на точку отпуска (аптека) и должно выдать по рецепту получателю лекарственное средство, которое закуплено Министерством здравоохранения Красноярского края. В случае, если Министерство здравоохранения не может закупить по каким-то причинам конкретное лекарство, то в соответствии с Бюджетным кодексом РФ АО «Губернские аптеки» по распоряжению Министерства здравоохранения может произвести закуп лекарств за счет выделенных субсидий на приобретение лекарственных препаратов, и при этом аптека также является уполномоченным складом. 27.09.2021 г. льготополучатель ТЮГ был уведомлен о возможности получения лекарственного препарата по рецепту 04-21 № 44861896 от 03.09.2021 г. 29.09.2021 г. указанный рецепт был обслужен, льготополучатель получил лекарственный препарат, в связи с чем в удовлетворении иска к АО «Губернские аптеки» просила отказать в полном объеме (л.д.20-21).

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В письменном отзыве представитель ПТЮ, действующая на основании доверенности от 15.12.2020 г. (л.д.51), просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, против исковых требований возражала указав, что право истца на получение лекарственных препаратов не оспаривает, но просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку министерством приняты меры в целях обеспечения пациента лекарственными препаратами. На момент подачи иска Ачинским городским прокурором ТЮГ уже был обеспечен лекарственным препаратом, в связи с чем основания для возложения на Министерство обязанности обеспечить лекарственным средством отсутствуют. По состоянию на 30.11.2021 г. согласно информации, содержащейся в Единой информационной системе управления льготным лекарственным обеспечениям населения Красноярского края, в аптечной сети Красноярского края остается 83 упаковки лекарственного средства Sotaloli tabl. 80mg, приобретенных Министерством здравоохранения Красноярского края за счет средств федерального бюджета и предназначенных для обеспечения федеральных льготников в рамках Закона о социальной помощи, из них 20 упаковок, приобретенных министерством в 2020 году по государственному контракту 2020/23/318 от 19.06.2020. В связи с изложенным поведение АО «Губернские аптеки» является недобросовестным. Также полагает, что прокурором не доказан факт причинения нравственных страданий и размер компенсации морального вреда ТЮГ, ухудшение его состояния здоровья является оценочной категорией и не нашло своего подтверждения в судебном заседании, а нарушение срока выдачи отсроченного обслуживания составило всего 7 календарных (5 рабочих) дней и не может считаться длительным, учитывая, что аптека уведомила истца о возможности получить лекарство 27.09.2021 г., а он явился за получением только 29.09.2021 г., просила в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Красноярского края отказать в полном объеме (л.д.47-50).

Выслушав представителя истца, истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора, действующего в интересах ТЮГ, подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям:

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В силу п.п.1, 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в случаях их замены по жизненным показаниям. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона №178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. №-272уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. №-31п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.

Как установлено по делу, ТЮГ является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой МСЭ-2011 об установлении инвалидности повторно с 01.12.2011 г. бессрочно (л.д. 10-11).

На консультации кардиолога Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии ТЮГ был установлен диагноз «Инсулиннозависимый сахарный диабет с множественными осложнениями», назначен прием лекарственного средства Sotaloli tabl. 80mg (л.д.12-15).

03.09.2021 г. ТЮГ врачом КГБУЗ «Ачинская межрайонная больница» был выписан рецепт 04-21 № 44861896 на бесплатное получение лекарственного препарата Sotaloli tabl. 80mg № 20 за счет средств федерального бюджета.

08.09.2021 г. ТЮГ обратился в АО «Губернские аптеки» аптека № 359 за получением указанного лекарственного препарата, однако, он выдан не был ввиду его отсутствия в аптеке, в связи с чем, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.

Согласно п.2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв.Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

ТЮГ по истечении 10 рабочих дней (18.09.2021 г.) лекарственным препаратом по рецепту обеспечен не был.

15.09.2021 г. АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства здравоохранения Красноярского края письмо исх.№.287413.1.1 с просьбой решить вопрос по обеспечению пациентов, рецепты которых находятся на отложенном спросе, в том числе препаратом Sotaloli tabl. 80mg для пациента ТЮГ

29.09.2021 г. ТЮГ по рецепту серии 04-21 № 44861896 обеспечен лекарственным препаратом.

На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.

Учитывая, что ТЮГ, инвалиду 3 группы, имеющему право на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом Sotaloli tabl. 80mg, принимая во внимание, что обеспечение пациента указанным препаратом в соответствии с предоставленными государством гарантиями осуществлено только 29.09.2021 г. по рецепту от 03.09.2021 г., суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям в связи с имеющимся у него заболеванием.

Рассматривая исковые требования Ачинкого городского прокурора, действующего в интересах инвалида ТЮГ, о взыскании с Министерства здравоохранения Красноярского края компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., суд учитывает, что в связи с нарушением права инвалида на бесплатное получение льготного лекарства, несвоевременным обеспечением, истцу причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.

Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 ГК РФ).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

При таких обстоятельствах, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком Министерством здравоохранения Красноярского края не принято надлежащих мер к организации обеспечения инвалида ТЮГ лекарственным препаратом Sotaloli tabl. 80mg;№20, необходимого ему по жизненным показаниям, судом установлено, что истцу причинены нравственные страдания, которые с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий ТЮГ, обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с непринятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ему гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, переживания истца, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению в определенном судом размере в сумме 1 000 руб., путем взыскания с Министерства здравоохранения К. края в пользу истца ТЮГ

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского городского прокурора, ТЮГ удовлетворить частично, взыскать Министерства здравоохранения К. края в пользу ТЮГ компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., в остальной части иска отказать, в удовлетворении исковых требований к АО «Губернские аптеки» отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах ТЮГ удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края за счет средств краевого бюджета в пользу ТЮГ компенсацию морального вреда 1 000 (одна тысяча) рублей, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                   Н.В. Панченко

2-4183/2021 ~ М-3978/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ачинский городской прокурор
Таранюк Юрий Гаврилович
Ответчики
АО "Губернские аптеки"
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
11.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2021Подготовка дела (собеседование)
02.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022Дело оформлено
02.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее