Решение по делу № 2-2607/2024 от 12.08.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2024 года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кремневой Т.Н.

при секретаре судебного заседания Щегольской К.Д.,

представителя ответчика Сафина Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к Сафиной Р. Б., Сафину Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что истец оказывает потребителям услуги на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от <дата> ».

Ответчик Сафина Р.Б. является собственником объекта недвижимого имущества общей площадью 640,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению ствердыми коммунальными отходами надлежащим образом.

В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые п
о своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий.

Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с <дата> по <дата> не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 181816,16 рублей.

На основании заявления истца мировым судьей выносился судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который отменен в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.

До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком непогашена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд взыскать сответчика Сафиной Р.Б. задолженность за предоставленные услуги по обращению ствердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> вразмере 181916,16 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины вразмере 4836,00 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве ответчика привлечен Сафин Р. А..

Представитель истца в судебное заседание в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, согласно искового заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «ЭкоСтройРесурс».

Ответчик Сафина Р.Б. и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Ранее представитель Сафиной Р.Б.Лахай А.Б. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что Сафина Р.Б. не является собственником жилого дома, в связи с чем не должна оплачивать услуги по обращению с ТКО, поскольку обязанность по оплате указанных услуг возложена на собственника. Сафина Р.Б. проживает по другому адресу, где оплачивает услуги по обращению с ТКО. Кроме того, контейнерные площадки, включенные в территориальную схему, находят на расстоянии более 500м от жилого дома. В случае удовлетворения иска представитель просил применить срок исковой давности.

Ответчик Сафин Р.А. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, указав, что земельный участок, на котором расположен жилой дом принадлежит ему. Ответчик полагает, что обязательств перед ООО «ЭкоСтройРесурс» у него не имеется, поскольку в настоящее время сменился региональный оператор по обращению с ТКО. Сафин Р.А. указал, что контейнерные площадки находятся на значительном расстоянии от жилого дома, в связи с чем их использование затруднительно, используются компостные ямы, мусор сжигается, а не перерабатываемый в домашних условиях сдается в специализированные организации.

Представитель третьего лица администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не представил.

Выслушав в судебном заседании ответчика, представителя третьего лица изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги всоответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса
Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок неустановлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные
частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируется положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ от<дата> «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярно очистке
от отходов всоответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ от<дата> «Оботходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> общество сограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» осуществляло в спорный период деятельность в качестве регионального оператора по обращению ствердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.7 Федерального закона
№ 89-ФЗ от <дата> «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению ствердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению ствердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать взаключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от <дата> «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <дата> » (далее - Правила ).

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил , договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим
в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным
оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <дата>.

Таким образом, в силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также согласно статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>
-АЧ/04 договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> , а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от<дата> , от <дата> , от <дата> утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с <дата> по <дата> для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от<дата> утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами <дата> для населения в сумме –
622,07 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> (далее - Приказ ) утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.

Из материалов дела следует, что Сафина Р.Б. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям ЕГРН указанный жилой дом, площадью 640,30кв.м. поставлен на кадастровый учет <дата>, право собственности не зарегистрировано.

Вместе с тем установлено, что собственником земельного участка по адресу: <адрес>, на котором расположен указанный жилой дом, является супруг Сафиной Р.Б.
- Сафин Р.А., привлеченный судом в качестве ответчика.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

К отношениям по оплате коммунальных услуг лицами, проживающими в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности другому лицу и не являющихся членами семьи собственника жилого помещения, действующим жилищным законодательством не урегулированы, в связи с чем к ним подлежат применению нормы жилищного законодательства, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений пункта 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Из анализа приведенных норм права следует, что собственник жилого помещения и совершеннолетние члены его семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в связи с этим обязаны нести расходы по оплате жилищных услуг.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

Право собственности Сафина Р.А. на жилой дом не зарегистрировано, однако он не отрицал, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ему.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что собственник жилого помещения Сафин Р.А. и Сафина Р.Б. как член семьи собственника жилого помещения, зарегистрированная по месту жительства в заявленный период взыскания, несут солидарную обязанность по оплате коммунальных услуг.

Истец указывает, что с <дата> региональный оператор принимал от ответчика твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом, однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг не было исполнено ответчиком, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, размер которой за период с <дата> по <дата> составил 181816,16 рублей (2904,43 рублей (сумма в месяц до <дата>) х 47 (количество месяцев) + 3020,53 рублей (сумма в месяц с <дата>) х 15 (количество месяцев).

Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб.м.) х предельный тариф (598,16 руб. / куб. м. до <дата> и 622,07 руб./ куб.м. с <дата>) / 12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 2904,43 рублей в период до <дата> и 3020,53 рублей с <дата>.

Представитель ответчика Лахай А.Б. и ответчик Сафин Р.А. в ходе судебного разбирательства отрицали фактическое оказание услуг ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с ТКО.

Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.

Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона №89-ФЗ от<дата> «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии сПравилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от<дата> , территориальной схемой обращения с отходами, втом числе с твердыми коммунальным отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).

В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

При этом раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).

Согласно подпункту «а» пункта 12 этих же правил раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения
отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта РФ.

В силу требований пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным
законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение ) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Представитель истца не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес ответчика).

При установленных фактических обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, что между собственником жилого дома по адресу: <адрес>,
<адрес> ООО «ЭкоСтройРесурс» договорные отношения не сложились.

Установлено, что реестр контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в городском округе Самара, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является жилой дом по адресу ответчика.

Согласно сведениям, представленным администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> ближайшие к дому ответчика контейнерные площадки расположены по адресам:

- <адрес> (53.298157, 50.276919), находится на расстоянии 535м,

- <адрес> (53.293618, 50.28.1029), находится на расстоянии 1100м.

Вместе с тем в территориальной схеме обращения с отходами не содержится сведений о том, что указанные контейнерные площадки являются местом накопления ТКО для ответчика.

В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел «Места накопления отходов» территориальной схемы.

Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.

Кроме того, согласно общедоступным сведениям, контейнерная площадка по адресу: <адрес>,
<адрес> (53.298157, 50.276919), находится на расстоянии 750м от дома ответчиков, а контейнерная площадка по адресу: <адрес> на расстоянии около 1300м.

Суд учитывает, что ответчики являются пенсионерами и использование указанных контейнерных площадок, удаленных на значительное расстояние от их жилого дома, является для них затруднительным.

Истец не ссылался и не представил доказательств того, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом «в» пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).

Указание в статье 24.6 Закона №89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ и статья 56 ГПК РФ).

Позиция регионального оператора, согласно которой услуга по обращению с ТКО оказывается вне зависимости от места их складирования, противоречит действующему законодательству и материалам дела.

С учетом установленных фактических обстоятельство по делу, суд приходит к выводу о том, что истец не представил доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, в связи с чем заявленные истцом требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Сафиной Р. Б., Сафину Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.Н. Кремнева

В окончательной форме решение изготовлено 27.12.2024

Председательствующий Т.Н. Кремнева

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2024 года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кремневой Т.Н.

при секретаре судебного заседания Щегольской К.Д.,

представителя ответчика Сафина Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к Сафиной Р. Б., Сафину Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что истец оказывает потребителям услуги на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от <дата> ».

Ответчик Сафина Р.Б. является собственником объекта недвижимого имущества общей площадью 640,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению ствердыми коммунальными отходами надлежащим образом.

В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые п
о своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий.

Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с <дата> по <дата> не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 181816,16 рублей.

На основании заявления истца мировым судьей выносился судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который отменен в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.

До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком непогашена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд взыскать сответчика Сафиной Р.Б. задолженность за предоставленные услуги по обращению ствердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> вразмере 181916,16 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины вразмере 4836,00 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве ответчика привлечен Сафин Р. А..

Представитель истца в судебное заседание в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, согласно искового заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «ЭкоСтройРесурс».

Ответчик Сафина Р.Б. и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Ранее представитель Сафиной Р.Б.Лахай А.Б. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что Сафина Р.Б. не является собственником жилого дома, в связи с чем не должна оплачивать услуги по обращению с ТКО, поскольку обязанность по оплате указанных услуг возложена на собственника. Сафина Р.Б. проживает по другому адресу, где оплачивает услуги по обращению с ТКО. Кроме того, контейнерные площадки, включенные в территориальную схему, находят на расстоянии более 500м от жилого дома. В случае удовлетворения иска представитель просил применить срок исковой давности.

Ответчик Сафин Р.А. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, указав, что земельный участок, на котором расположен жилой дом принадлежит ему. Ответчик полагает, что обязательств перед ООО «ЭкоСтройРесурс» у него не имеется, поскольку в настоящее время сменился региональный оператор по обращению с ТКО. Сафин Р.А. указал, что контейнерные площадки находятся на значительном расстоянии от жилого дома, в связи с чем их использование затруднительно, используются компостные ямы, мусор сжигается, а не перерабатываемый в домашних условиях сдается в специализированные организации.

Представитель третьего лица администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не представил.

Выслушав в судебном заседании ответчика, представителя третьего лица изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги всоответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса
Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок неустановлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные
частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируется положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ от<дата> «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярно очистке
от отходов всоответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ от<дата> «Оботходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> общество сограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» осуществляло в спорный период деятельность в качестве регионального оператора по обращению ствердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.7 Федерального закона
№ 89-ФЗ от <дата> «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению ствердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению ствердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать взаключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от <дата> «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <дата> » (далее - Правила ).

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил , договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим
в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным
оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <дата>.

Таким образом, в силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также согласно статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>
-АЧ/04 договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> , а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от<дата> , от <дата> , от <дата> утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с <дата> по <дата> для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от<дата> утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами <дата> для населения в сумме –
622,07 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> (далее - Приказ ) утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.

Из материалов дела следует, что Сафина Р.Б. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям ЕГРН указанный жилой дом, площадью 640,30кв.м. поставлен на кадастровый учет <дата>, право собственности не зарегистрировано.

Вместе с тем установлено, что собственником земельного участка по адресу: <адрес>, на котором расположен указанный жилой дом, является супруг Сафиной Р.Б.
- Сафин Р.А., привлеченный судом в качестве ответчика.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

К отношениям по оплате коммунальных услуг лицами, проживающими в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности другому лицу и не являющихся членами семьи собственника жилого помещения, действующим жилищным законодательством не урегулированы, в связи с чем к ним подлежат применению нормы жилищного законодательства, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений пункта 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Из анализа приведенных норм права следует, что собственник жилого помещения и совершеннолетние члены его семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в связи с этим обязаны нести расходы по оплате жилищных услуг.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

Право собственности Сафина Р.А. на жилой дом не зарегистрировано, однако он не отрицал, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ему.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что собственник жилого помещения Сафин Р.А. и Сафина Р.Б. как член семьи собственника жилого помещения, зарегистрированная по месту жительства в заявленный период взыскания, несут солидарную обязанность по оплате коммунальных услуг.

Истец указывает, что с <дата> региональный оператор принимал от ответчика твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом, однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг не было исполнено ответчиком, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, размер которой за период с <дата> по <дата> составил 181816,16 рублей (2904,43 рублей (сумма в месяц до <дата>) х 47 (количество месяцев) + 3020,53 рублей (сумма в месяц с <дата>) х 15 (количество месяцев).

Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб.м.) х предельный тариф (598,16 руб. / куб. м. до <дата> и 622,07 руб./ куб.м. с <дата>) / 12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 2904,43 рублей в период до <дата> и 3020,53 рублей с <дата>.

Представитель ответчика Лахай А.Б. и ответчик Сафин Р.А. в ходе судебного разбирательства отрицали фактическое оказание услуг ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с ТКО.

Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.

Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона №89-ФЗ от<дата> «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии сПравилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от<дата> , территориальной схемой обращения с отходами, втом числе с твердыми коммунальным отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).

В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

При этом раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).

Согласно подпункту «а» пункта 12 этих же правил раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения
отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта РФ.

В силу требований пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным
законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение ) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Представитель истца не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес ответчика).

При установленных фактических обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, что между собственником жилого дома по адресу: <адрес>,
<адрес> ООО «ЭкоСтройРесурс» договорные отношения не сложились.

Установлено, что реестр контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в городском округе Самара, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является жилой дом по адресу ответчика.

Согласно сведениям, представленным администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> ближайшие к дому ответчика контейнерные площадки расположены по адресам:

- <адрес> (53.298157, 50.276919), находится на расстоянии 535м,

- <адрес> (53.293618, 50.28.1029), находится на расстоянии 1100м.

Вместе с тем в территориальной схеме обращения с отходами не содержится сведений о том, что указанные контейнерные площадки являются местом накопления ТКО для ответчика.

В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел «Места накопления отходов» территориальной схемы.

Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.

Кроме того, согласно общедоступным сведениям, контейнерная площадка по адресу: <адрес>,
<адрес> (53.298157, 50.276919), находится на расстоянии 750м от дома ответчиков, а контейнерная площадка по адресу: <адрес> на расстоянии около 1300м.

Суд учитывает, что ответчики являются пенсионерами и использование указанных контейнерных площадок, удаленных на значительное расстояние от их жилого дома, является для них затруднительным.

Истец не ссылался и не представил доказательств того, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом «в» пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).

Указание в статье 24.6 Закона №89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ и статья 56 ГПК РФ).

Позиция регионального оператора, согласно которой услуга по обращению с ТКО оказывается вне зависимости от места их складирования, противоречит действующему законодательству и материалам дела.

С учетом установленных фактических обстоятельство по делу, суд приходит к выводу о том, что истец не представил доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, в связи с чем заявленные истцом требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Сафиной Р. Б., Сафину Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.Н. Кремнева

В окончательной форме решение изготовлено 27.12.2024

Председательствующий Т.Н. Кремнева

2-2607/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Экостройресурс"
Ответчики
Сафина Рашида Балашовна
Сафин Равиль Абдулбарыевич
Другие
Администрация Красноглинского района г. самары
Суд
Красноглинский районный суд г. Самара
Судья
Кремнева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
krasnoglinsky.sam.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
15.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
20.11.2024Судебное заседание
23.12.2024Судебное заседание
27.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее