Решение по делу № 2-2589/2023 от 31.03.2023

Дело № 2-1-2515/2023

УИД: 64RS0042-01-2023-002474-21

Решение

Именем Российской Федерации

17 мая 2023 года                                        г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Мельникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Кущеевой И.А.,

с участием представителя истца Шип. О.Д.,

истца Мамбетовой К.В.,

истца Батуриной А.В.,

представителя ответчика Судариковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, министерство финансов <адрес>, администрация Энгельсского муниципального района <адрес>, комитет по управлению имуществом области о предоставлении иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исками в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований ссылался на то, что в результате проведенной на основании обращений указанных лиц проверки по вопросу соблюдения ответчиком их жилищных прав установлено, что ФИО1, ФИО2,
ФИО5, ФИО3 относятся к категории детей-сирот, в связи с чем им ответчиком предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда в <адрес> по Волжскому проспекту <адрес>, которые не отвечают установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, не пригодны для постоянного проживания, что подтверждается заключением ООО «НИЛСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, ответчиком надлежащим образом обязанности по обеспечению лица из числа детей-сирот жилым помещением, к соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания не исполнены.

С учетом изложенного, уточнив исковые требования после объединения указанных дел судом в одно производство, процессуальный истец просил суд расторгнуть договор социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с ФИО2, на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее
30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расторгнуть договор социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с ФИО4, на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее
30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расторгнуть договор социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с ФИО3, на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с ФИО5, на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО5 жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее
30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Шип. О.Д., материальные истцы ФИО5, ФИО3 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме. При этом представитель процессуального истца обратил внимание суда на то, что для материальных истцов подписание актов приема-передачи квартир было единственным вариантом получить жилье, и они это сделали, закрыв глаза на недостатки.

Представитель ответчика ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных требований, считала возможным в их удовлетворении отказать, ссылаясь при этом на то, что жилые помещения приняты по акту приема-передачи, претензий у материальных истцов при этом не было, согласившись с распределением квартир.

Иные лица, будучи извещенными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям.

В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Из положений частей 1, 2 статьи 52 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающемся в предоставлении жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Специализированный жилищный фонд - это совокупность помещений, которые предназначены для проживания отдельных категорий граждан и предоставляются из состава государственного или муниципального жилищного фондов по определенным правилам (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ). К специализированному жилищному фонду относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (часть 1 статьи 92 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаца 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет (пункт 6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (пункт 4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (пункт 5).

При этом ответчик является исполнительным органом области, осуществляющим в установленном порядке политику в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коммунальной энергетики, строительства, архитектуры, градостроительства, государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации на проведение аудита закупок (торгов) специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, материальные истца ранее имели статус детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с ФИО4 заключен договор социального найма жилого помещения , на основании которого ему ответчик предоставил для проживания жилое помещение, площадью 33,4 кв.м, по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>
(т. 2 л.д. 7-10, 11).

ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения , в связи с чем ей предоставлено для проживания жилое помещение, площадью 32,2 кв.м, по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес> (т. 2 л.д. 39-42, 43).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил с ФИО3 договор социального найма жилого помещения , предоставив ей для проживания жилое помещение, площадью 32,6 кв.м по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес> (т. 2 л.д. 19-20).

На основании заключенного с ФИО5 договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
от ДД.ММ.ГГГГ министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставило ей для проживания жилое помещение, площадью 32,6 кв.м, по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес> (т. 2 л.д. 34-35). Срок действия данного договора продлен дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 36).

Как следует заключения ООО «НИЛСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, не отвечает требованиям, установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам (т. 1 л.д. 13-42).

Так в данном экспертном заключении указывается, что фактический износ жилого дома на дату проведения экспертного исследования составляет 14%; на уровне второго и третьего этажей первого подъезда со стороны несущей стены, расположенной между подъездами, имеются трещины, расположенные по замкнутой линии; с наружной стены лицевого фасада имеются трещины (разрыв) оконного заполнения лоджии, расположенные в вертикальной плоскости трещин второго и третьего этажей; с стороны второго подъезда вдоль наружных стен имеются сквозные трещины между конструкциями стен и отмостки; в верхней части лицевого фасада стены имеются трещины, расположенные по всей длине здания; данные дефекты связаны с осадкой конструкций фундаментов строения; исходя из того, что жилой дом окружает территория с постоянным воздействием воды, возможны дальнейшие процессы осадки и увеличения трещин.

В целях проверки обоснованности исковых требований по ходатайству стороны истца судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Экспертное агентство «Аргумент».

Согласно выводам заключения эксперта ООО «Экспертное агентство «Аргумент» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 93-144), жилые помещения
, 2, 23, 24 по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>,
не соответствуют установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам и не пригодны для постоянного проживания человека.

На момент сдачи дома в эксплуатацию оценить возможность выявления (проявления) недостатков не представляется возможным, при этом на момент заключения договора социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ данные недостатки были сформированы и проявлены.

Жилой дом по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, не соответствует установленным санитарным нормам и правилам и не пригоден для постоянного проживания человека.

В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, имеются повреждения конструктивного состояния в связи с расположением дома на грунтовых водах и регулярной резкой сменяемостью микроклимата.

В соответствии с методом оценки физического износа отдельных участков, конструктивных элементов, можно сделать вывод, что актуальный физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, составляет от 10 до 40%, в зависимости от исследуемого конструктивного элемента.

Согласно статье 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу части 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, оценивая по правилам статьи 67 ГПК РФ заключение эксперта по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд кладет в основу своих выводов данное заключение, так как заключение составлено экспертом, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, незаинтересованным в исходе дела, с соблюдением формы, имеет необходимые реквизиты, согласуется с другими доказательствами, представленными сторонами и исследованными в ходе судебного разбирательства.

У суда нет оснований ставить под сомнение достоверность данных проведенной судебной экспертизы, исходя из вида экспертного учреждения, опыта эксперта и квалификации и примененных методик исследования, ясности выводов, отсутствия противоречий, внешнего вида документов и их содержания, поэтому суд принимает результаты судебной экспертизы в качестве допустимого доказательства и берет его за основу при определении непригодности для постоянного проживания людей помещения <адрес>, 2, 23, 24 по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, в связи с отсутствием соответствующих условий.

Выводы экспертного заключения ООО «Экспертное агентство «Аргумент» не противоречат выводам экспертного заключения ООО «НИЛСЭ», представленного в материалы дела процессуальным истцом, при этом содержат более актуальную оценку жилищных условий материальных истцов.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что жилые помещения
, 2, 23, 24 по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, непригодны для постоянного проживания людей.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пункту 4 указанного Постановления, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

С учетом установленных обстоятельств в совокупности с представленными суду доказательствами суд приходит к выводу о том, что предоставленные материальным истцам по указанным договорам жилые помещения по адресу: <адрес>, Волжский пр-т, <адрес>, не отвечает нормативным требованиям, техническим нормам и правилам действующего законодательства, что в дальнейшем может негативно отразиться на использовании квартиры по назначению и может создать угрозу жизни, здоровью граждан.

По существу действия ответчика по непредоставлению материальным истцам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям взамен ранее предоставленного жилого помещения, не отвечающего указанным требованиям, суд расценивает как невыполнение ответчиком возложенной на него законом обязанности обеспечения прав и законных интересов вышеуказанной категории детей, к которой относятся материальные истцы, что свидетельствует о наличии у них права на предоставление иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Положения заключенных ответчиком с материальными истцами договоров допускают их расторжение в любое время по соглашению сторон.

Принимая решение о возложении обязанности на ответчика предоставить каждому материальному истцу жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> взамен предоставленного каждому из них ранее жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>, суд исходит из наличия угрозы жизни и здоровью проживающего, то есть объективной нуждаемости истца в другом жилом помещении, неисполнении уполномоченным органом обязанности по предоставлению жилого помещения взамен жилого помещения, не отвечающего вышеуказанным требованиям закона.

Доводы ответчика о том, что на момент заключения договоров отсутствовали претензии со стороны материальных истцов, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик должен был обеспечить их жилыми помещениями, отвечающими требованиям закона, санитарным и техническим нормам, что им не было сделано.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку расходы по проведению судебной экспертизы не оплачены, а требования истца удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию указанные расходы в пользу экспертного учреждения в размере 50 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть договор социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715,
ОГРН 1056405029560) с ФИО2 (ИНН 641798379102), на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560) предоставить ФИО2 (ИНН 641798379102) жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расторгнуть договор социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715,
ОГРН 1056405029560) с ФИО4 (ИНН 644925124472), на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560) предоставить ФИО1 (ИНН 644925124472) жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расторгнуть договор социального найма жилого помещения от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715,
ОГРН 1056405029560) с ФИО3 (ИНН 645006014787), на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560) предоставить ФИО3 (ИНН 645006014787) жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560) с ФИО5 (ИНН 644909912194), на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560) предоставить ФИО5 (ИНН 644909912194) жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, Волжский проспект, <адрес>.

Расходы по оплате судебной экспертизы в размере 50 000 руб.
(счет от ДД.ММ.ГГГГ) взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 6452911715,
ОГРН 1056405029560) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Экспертное агентство «Аргумент» (ИНН 6450103511, ОГРН 1186451020690).

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Энгельсский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Верно

Судья                    Д.А. Мельников

Секретарь                ФИО9

2-2589/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
заместитель прокурора города Энгельса
Мамбетова Кристина Валерьевна
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Судья
Мельников Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
engelsky.sar.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2023Судебное заседание
19.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее