Дело №2-1562/2024
УИД: 68RS0004-01-2024-002474-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2024 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе судьи Калугиной И.А.,
при секретаре Кожевниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Непряхиной Е. С. к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, администрации г. Тамбова Тамбовской области, Министерству сельского хозяйства Тамбовской области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Непряхина Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что на основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 05.11.2020 №1446 она была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского поселения» Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, утверждённой постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 №1506, соответствовала всем ее критериям. В целях улучшения жилищных условий с использованием заемных средств (ипотечный кредит) в 2021 году она приобрела жилое помещение и земельный участок, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, рассчитывая реализовать право на предоставление выплаты и использовать ее на погашение кредита. Однако 07.06.2023 администрация Тамбовского района Тамбовской области направила уведомление №3/4989 о несоответствии Непряхиной Е.С. условиям вышеуказанной программы, в связи с принятием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 №201-З, в соответствии с которым д.Перикса вошла в состав городского округа – г.Тамбов. Между тем, указанный закон не содержал норм регулирования, согласно которым участники Госпрограммы в связи с присоединением сельских территорий к городского округу – город Тамбов подлежали исключению из нее. Непряхина Е.С. фактически продолжает являться сельским жителем. Считает исключение ее из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан незаконным.
Просит с учетом уточнения признать за ней право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и возложить на министерство сельского хозяйства Тамбовской области обязанность по реализации права истца на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (л.д. 193-198).
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Тамбовской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Тамбовской области, Непряхин Н.М.
В отзыве на исковое заявление Министерство сельского хозяйства Тамбовской области указывает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку со стороны министерства нарушений прав истца допущено не было. Какими-либо полномочиями по предмету настоящего спора министерство не обладает (л.д.166-167).
В возражении на исковое заявление администрация г.Тамбова Тамбовской области просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что у администрации г.Тамбова отсутствуют полномочия по реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», соответственно, отсутствуют полномочия и по включению или исключению ее участников, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках данной программы. Следовательно, администрация г.Тамбова является ненадлежащим ответчиком (л.д. 126-127).
В отзыве на исковое заявление Правительство Тамбовской области просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что истец была поставлена на учет по соответствующей программе, субсидия получена не была, право на получение меры социальной поддержки (субсидии) у истца не возникло. Таким образом, правовое положение истца не было ухудшено ответчиками. Кроме того, объединение всех поселений муниципального района предполагает участие в процедуре преобразования населения каждого из объединяемых муниципальных образований, в том числе, путем выражения мнения населения объединяемых поселений. Итоги публичных слушаний о присоединении территорий муниципалитетов к городскому округу-город Тамбов обжалованы не были (л.д. 172-177).
Уполномоченным по правам человека в Тамбовской области Репиным В.В. в материалы дела представлено заключение по обращению Непряхиной Е.С., поддержанное в судебном заседании представителем Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Синюковой Г.С., в котором полагает, что решение администрации Тамбовского района об исключении Непряхиной Е.С. из числа участников Госпрограммы в связи с принятием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 №201-З является необоснованным. Непряхина Е.С. фактически продолжает являться сельским жителем, она не меняла ни места жительства, ни места работы, не по своей воле лишена права на получение социальной выплаты в рамках Госпрограммы, при этом имея бремя погашения ипотечного кредита. Действующее на момент исключения Непряхиной Е.С. Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденное постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 №206, не содержит указаний на придание Положению обратной силы. При этом изменение статуса административно-территориального образования при условии возникновения права у истца ранее принятия решения об этом, правового значения не имеет. Реализация в порядке очередности ранее возникшего права с учетом соответствия всем критериям, установленным действующим законодательством и необходимым для участия в государственной программе, за исключением изменившегося статуса населенного пункта, не может быть поставлена в зависимость от объективных, не зависящих от воли истца обстоятельств, появление которых обусловлено решением законодательного органа субъекта Российской Федерации (л.д. 179-182).
В судебном заседании истец Непряхина Е.С. и ее представитель Мутасова М.А., исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Тамбовской области и третьего лица Правительства Тамбовской области Заводович А.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Тамбова Тамбовской области Бурлина С.Ю. против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области Синицина О.А., против удовлетворения исковых требований возражала.
Третье лицо Непряхин Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители ответчиков администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой»).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В 2014 - 2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», созданной для реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, и направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р.
В соответствии с Концепцией, целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем: предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
В 2018 году федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а с 2019 года - в ведомственную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий» указанной Государственной программы, которая была досрочно завершена в 2020 году.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 признано утратившим силу с 01.01.2018 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Программа).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с принятием которого Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» утратила свое действие, постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 была утверждена Государственная программа Тамбовской области комплексного развития сельских территорий.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, под сельскими территориями понимаются сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт- Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г.Севастополя. Перечень таких населенных пунктов, расположенных на сельских территориях субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5а Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий, постоянно проживающий на сельских территориях.
Постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 №1506 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, постановлением администрации области от 16.11.2021 № 840 утверждена Государственная программа Тамбовской области комплексного развития «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения».
В силу п.п.5, 5.1 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 и постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206 (в редакции от 21.06.2023), право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства).
Под сельскими территориями в настоящем положении понимаются: сельские поселения;
сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова);
рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;
рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова) (п.4 Положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 05.11.2020 №1446 (л.д. 153) Непряхина Е.С., работающая в должности обвальщика в <данные изъяты>» в сфере АПК с составом семьи два человека (она и супруг Непряхин Н.М.), включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы», утвержденный постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 06.02.2020 №156, на основании решения районной комиссии № 10 от 05.11.2020, согласно дате подачи заявления 19.10.2020 (л.д.157-158).
12.11.2020 вышеуказанные постановления администрации Тамбовского района, учетные дела участников программы, в том числе, учетное дело Непряхиной Е.С., были направлены администрацией Тамбовского района в управление сельского хозяйства Тамбовской области (л.д. 161).
28.06.2021 между Ткаченко С.И., Ткаченко В.И. и Непряхиной Е.С. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – жилого помещения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 75-78). По условиям договора оплата производилась в том числе за счет кредитных средств, предоставленных покупателю ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору № от 28.06.2021, заключенному с Непряхиной Е.С. и Непряхиным Н.М. (л.д. 80-83).
В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области», Законом Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», деревня Перикса вошла в состав города областного значения Тамбов.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 07.06.2023 № 639 Непряхина Е.С. исключена из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденный постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 06.02.2020 № 156 (л.д. 155).
Указанное постановление принято на основании протокола заседания районной комиссии №8 от 06.06.2023, из содержания которого следует, что на основании Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З в состав городского округа - город Тамбов, являющийся административным центром Тамбовской области Российской Федерации, вошли п.Строитель, п.Тригуляй, с.Бокино, с.Покрово-Пригородное, д.Лужки, д.Перикса; учитывая, что граждане, работающие, проживающие и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в присоединенных населенных пунктах на основании Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З не соответствуют условиям участия в Госпрограмме, они подлежат исключению из районного списка (л.д.159-161).
Об исключении из списка Непряхина Е.С. была уведомлена письмом администрации Тамбовского района от 07.06.2023 № 3/4989, ей возвращено ее учетное дело (л.д. 163-164).
Разрешая исковые требования Непряхиной Е.С., суд приходит к следующим выводам.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 №1443 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановлением администрации области от 28.09.2012 № 1177 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области» утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области.
Ответственным исполнителем Государственной программы является Управление сельского хозяйства области (в настоящее время – Министерство сельского хозяйства Тамбовской области).
Постановлением администрации Тамбовской области от 09.08.2018 №813 утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее – Положение).
В соответствии с п.1.2 и п.1.3 Положения органом исполнительной власти области, уполномоченным на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по проведению на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» (далее - Подпрограмма), в соответствии с Правилами и настоящим Положением является управление сельского хозяйства области (далее - уполномоченный орган).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям, молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета и бюджета области.
Пунктом 2.14 Положения определено, что органы местного самоуправления формируют учетные дела (далее - учетные дела), проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению, и направляют их в уполномоченный орган.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Указанные в настоящем пункте сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане подали заявления в органы местного самоуправления, с соблюдением пункта 2.2 настоящего Положения. Граждане, подавшие заявления в один и тот же день, указываются в этих списках в алфавитном порядке.
Одновременно со списком, указанным в настоящем пункте, органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган учетные дела граждан.
Согласно п.2.15 Положения на основании поступивших от органов местного самоуправления списков и документов и после доведения лимитов финансирования на очередной финансовый год уполномоченный орган утверждает сводный список получателей социальных выплат на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки.
Органы местного самоуправления в 5-дневный срок с даты принятия решения о признании граждан участниками мероприятий информируют об этом в письменной форме указанных граждан.
Таким образом, ранее принятое Положение, действовавшее в период признания семьи истца участником государственной программы, не содержит условий, предусматривающих исключение участника программы в связи с изменением статуса административно-территориального образования.
Изданием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области» фактически внесено изменение в условия предоставления социальных выплат, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
Принимая решение об исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», администрацией Тамбовского муниципального округа Тамбовской области не было принято во внимание, что закон об изменении статуса административно-территориального образования на момент возникновения права у истца не действовал. При этом названные правовые нормы не содержат указаний на придание им обратной силы.
Реализация в порядке очерёдности ранее возникшего права с учётом соответствия семьи истца всем критериям, установленным действующим законодательством и необходимым для участия в государственной программе, за исключением статуса д.Перикса, включенной в состав города Тамбова, являющегося административным центром Тамбовской области, не может быть поставлена в зависимость от объективных, не зависящих от воли истца обстоятельств, появление которых обусловлено решением законодательного органа субъекта и не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на участие в государственной программе по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Изменение статуса административно-территориального образования не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельской территории».
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе, в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П, определения от 04.12.2003 № 415-0, от 15.02.2005 № 17-0, от 01.12.2005 № 521-0 и др.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконном исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках государственной программы.
На основании изложенного, право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» истцом не утрачено, и семья истца подлежит восстановлению в списке граждан - участников мероприятий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Суд приходит к выводу о возложении на Министерство сельского хозяйства Тамбовской области обязанности по реализации права Непряхиной Е.С. на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», поскольку исполнительным органом Тамбовской области, уполномоченным на реализацию на территории Тамбовской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусмотренных Государственной программой «Комплексное развитие сельских территорий», на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках указанной Госпрограммы, а также главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат, утвержденным постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206, является Министерство сельского хозяйства Тамбовской области
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Непряхиной Е. С. удовлетворить.
Признать за Непряхиной Е. С. (паспорт №) право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Возложить на Министерство сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427) обязанность по реализации права Непряхиной Е. С. на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.А.Калугина
Решение принято в окончательной форме 02.11.2024.