Дело № 2-2968/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 18 декабря 2019 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мельниковой С.П.,
при секретаре Ляпиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоновой Ольги Васильевны, Тихонова Клима Николаевича, Тихонова Дениса Климентьевича к администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным постановления, признании права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Тихонова О.В., Тихонов К.Н., Тихонов Д.К. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации Первомайского района Алтайского края, просили признать незаконным постановление главы Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР об отказе в принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, признать за истцами право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждавнам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», признать право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований указано, что с 2000 года Тихонова О.В. с членами семьи- супругом Тихоновым К.Н. и сыном Тихоновым Д.К. состояла в администрации муниципального образования «Ольский городской округ» на учете граждан, на получение социальной выплаты и приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных местностей. В 2004 году их семья переехала из АДРЕС в АДРЕС, где зарегистрировались в доме по АДРЕС, принадлежащем ФИО5 В 2011 году данный дом был выкуплен дочерью Тихоновой Н.К., с которой заключили договор найма. Другого жилья не имеют. Решением жилищной комиссии администрации АДРЕС ДАТА истица и члены семьи Тихонов К.Н. и Тихонов Д.К. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в число участников подпрограммы по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».Постановлением администрации АДРЕС от ДАТА НОМЕР на основании решения жилищной комиссии Тихонова О.В. в составе семьи - Тихонов К.Н. и Тихонов Д.К. сняты с данного учета. Основанием явилось превышение учетной нормы жилого помещения, предоставленного на основании найма. Однако с 2004 года и до настоящего времени жилищные условия у истцов не изменились и не улучшились. В настоящее время истцы сняты с регистрационного учета по указанному адресу и временно зарегистрированы по другому адресу по месту прибывания. Жилой дом Тихоновой Н.К. находится на продаже, о чем размещены объявления в средствах массовой информации. ДАТА истица вновь обратилась в администрацию района с заявлением о признании ее и членов семьи нуждающимися в жилом помещении. Постановлением главы Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР отказано в принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Судом в ходе рассмотрения дела к участию в деле к качестве третьего лица привлечена Тихонова Н.К.
В судебном заседании истцы Тихонова О.В.. Тихонов К.Н., их представитель Юдин А.Е., настаивали на удовлетворении исковых требований, пояснили, что после переезда в Алтайский край дочь приобрела в собственность вышеуказанный жилой дом для проживания родителей, сама дочь все это время и до сих пор проживает в Магаданской области. Истцы заключали с дочерью договор найма. Однако денежных средств за найм помещения не оплачивали. Дочь решила в будущем переехать на постоянное место жительства в Алтайский край, в связи с чем выставила на продажу спорный дом, приобрела земельный участок по иному адресу, где планирует строительство дома. истцы не являются собственниками спорного дома. Считают, что не ухудшали жилищные условия.
Представитель ответчика администрации Первомайского района в судебное заседание не явился, извещен, представил возражения против удовлетворения иска.
Третье лицо Тихонова Н.К. в судебное заседание не явилась, извещена.
Выслушав пояснения истцов, их представителя, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДАТА Тихонова О.В. администрацией муниципального образования «Ольский городской округ» Магаданской области поставлена на учет в категорию очередности «Пенсионеры» на основании Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Снята с учета ДАТА на основании заявления.
В 2004 году Тихонова О.В. с супругом Тихоновым К.Н., сыном Тихоновым Д.К., ДАТА года рождения, выехали из АДРЕС для проживания в Алтайский край, где были зарегистрированы с ДАТА в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО5, по адресу: АДРЕС.
В данном жилом доме также зарегистрированы: Тихонова Н.К. с ДАТА- собственник, а также Тихонова Т.С. с ДАТА и несовершеннолетние Тихонов М.Д., Тихонов И.Д. с ДАТА - супруга и дети Тихонова Д.К.
На основании договора купли-продажи от ДАТА, жилой дом по адресу: АДРЕС, приобретен Тихоновой Н.К.- дочерью Тихоновой О.В. и Тихонова К.Н.
ДАТА между Тихоновой Н.К. и Тихоновой О.В. заключен договор найма данного жилого дома сроком до ДАТА. В последующем, ДАТА, ДАТА, ДАТА договор найма жилого дома заключался между ними на 11 месяцев.
На основании протокола заседания жилищной комиссии Первомайского района от ДАТА Тихонова О.В. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как выехавшая из района Крайнего Севера, куда прибыла до 1992 года, и имеющая стаж работы 27 лет, под номером 102. Заведено учетное дело.
Также на основании протокола заседания жилищной комиссии Первомайского района от ДАТА Тихонова О.В. с супругом Тихоновым К.Н., детьми Тихоновым Д.К., Тихоновой Е.К., Тихоновой Н.К. включены в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно списков граждан- участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2019 год по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Первомайскому району, Тихонова О.В. с составом семьи из 3-х человек состояла в данном списке по состоянию на ДАТА под номером 4, на ДАТА под номером 2, по состоянию на ДАТА в данный список не включена.
Согласно справке Министерства труда и социальной защиты Алтайского края о результатах проверки администрации Первомайского района по осуществлению государственных полномочий по постановке на учет и учету граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей, направленной главе Первомайского района ДАТА, администрации района необходимо рассмотреть вопрос о правомерности нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Тихоновой О.В., поскольку в ходе проверки установлено, что Тихонова О.В. является членом семьи собственника жилого помещения, где на каждого члена семьи приходится общая площадь жилья, превышающая учетную норму.
Постановлением администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР, на основании пп. г п. 21 Положения, пп. 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и протокола заседания жилищной комиссии администрации Первомайского района от ДАТА, Тихонова О.В. в составе семьи 2-х человек- супруга Тихонова Д.К. и сына Тихонова Д.К. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также исключена из числа участников данной подпрограммы, поскольку учетная норма на каждого члена семьи превышает 12,47 кв.м., что выше учетной нормы, установленной в Первомайском районе.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДАТА, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Тихоновой О.В., Тихонова К.Н., Тихонова Д.К.о признании незаконным постановления НОМЕР от ДАТА о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, восстановлении права на получение социальной выплаты; признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Данным судебным актом установлено, что Тихоновой Н.К. данный жилой дом предоставлен Тихоновой О.В. и членам ее семьи в полном объеме для проживания, оплата квартплаты и коммунальных услуг осуществляется Тихоновой Н.К. При обращении в марте 2005 года в администрацию Первомайского района для постановке на учет истцы представляли документы, свидетельствующие о наличии у них права пользования спорным жилым домом.
Общая площадь жилого дома составляет 87,3 кв.м. В данном жилом доме на ДАТА зарегистрировано 7 человек, норма площади на каждого составила 12,47 кв.м, что выше учетной.
Впоследствии ДАТА истцы снялись с регистрационного учета по адресу: АДРЕС.
В связи с обеспеченностью жилой площадью в соответствии с учетной нормой решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДАТА признано, что Тихонова О.В. и члены ее семьи в количестве 2-х человек не вправе состоять на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, чтоДАТА истица вновь обратилась в администрацию района с заявлением о признании ее и членов семьи нуждающимися в жилом помещении. Постановлением главы Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР отказано в принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.
Оспаривая, указанное постановление истцы указывают, что не имеют права собственности на спорный жилой дом, снялись с регистрационного учета по данному адресу. Кроме того указанное жилое помещение выставлено дочерью на продажу, что подтверждается объявлениями в средствах массовой информации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями регулируются ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Согласно п.п. 2, 3, 4 Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 3).
К работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекаться общественные жилищные комиссии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (пункты 24, 25 указанного Положения).
В п. 21 Положения указан перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 22 Положения в случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Из материалов дела следует, что истица и члены ее семьи были сняты с учета по п.п. г п. 21 Положения, п.п. 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с наличием в собственности дочери жилого дома и обеспеченностью истцов жильем на праве пользования как членов семьи Тихоновой Н.К. выше учетной нормы.
Законность снятия истцов с учета подтверждается вступившим в законную силу решением суда от ДАТА.
Вместе с тем, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о намеренном ухудшении истцами жилищных условий в результате снятия с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ)собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение).
В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязательным условием постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения является не только нуждаемость истцов в жилом помещении, но и несовершение ими или членами их семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть приведших к созданию нуждаемости гражданина в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Если такие действия гражданином или членами его семьи совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты н ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Поскольку вышеуказанным судебным актом установлено, что истцы были вселены в спорное жилое помещение и имели право пользования как члены семьи Тихоновой Н.К., то последующее снятие с регистрационного учета (при том, что дом не продан) и регистрация по новому адресу свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий с целью приобретения в результате указанных действий статуса нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты.
Вопреки доводам истцов отсутствие у них права собственности на спорное жилое помещение не имеет правого значения, поскольку их обеспеченность жильем обусловлена наличием права пользования последним.
При установленных по делу обстоятельствах снятие с регистрационного учета истцов не является достаточным основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и признании права на получение социальной выплаты ранее пяти лет после совершения указанных действий. В связи с изложенным исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Тихоновой Ольги Васильевны, Тихонова Клима Николаевича, Тихонова Дениса Климентьевича к администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным постановления главы Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР, признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, признании права на участие в федеральной целевой программе оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.П. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2019 года.