Решение по делу № 12-493/2024 от 28.03.2024

Дело № 12-493/2024

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                 03 июня 2024 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Галахова И.В., рассмотрев жалобу ООО «Фермер» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и респ. Калмыкия Запорожцева А.Н. №08/2-07-06/2024/27/03/06/400000 от 14 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

С участием: защитника ООО «Фермер» Балапановой С.Ш., представителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и респ. Калмыкия Чуприна Д.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и респ. Калмыкия Запорожцева А.Н. №08/2-07-06/2024/27/03/06/400000 от 14 марта 2024 года ООО «Фермер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Фермер» обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала, что не доказана вина ООО «Фермер» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. ООО «Фермер» является арендатором земельного участка на основании Договора аренды земельного участка от 18.04.2012 г., соглашения о передаче арендатором своих прав и обязанностей от 01.02.2018 года между ООО СХП «Красный яр» и ООО «Агрофирма Поволжье», соглашения о передаче арендатором своих прав и обязанностей от 01.07.2019 года между ООО «Агрофирма Поволжье» и ООО «Бронкс», соглашения о передаче арендатором своих прав и обязанностей от 01.08.2022 года между ООО «Бронкс» и ООО «Фермер», последнее соглашение зарегистрировано уполномоченным органом 21.12.2022 года. Административным органом не учтено, что земельный участок передан ООО «Фермер» в субаренду ООО «Агрофирма Поволжье» по договору. Фактически пользователем спорного земельного участка являлась Администрация Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района, 07.12.2023 года получено подписанное соглашение о расторжении со стороны Администрации, которое было подписано ООО «Фермер» и сдано в регистрирующий орган для снятия обременений в виде аренды. В соглашении указано, что выделенный земельный участок с кадастровым номером: 34:07:000000:7676 находится во владении и пользовании Администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района, в связи с чем акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7676 не составляется (п. 3). Соглашение подписано со стороны Администрации без разногласий. Администрация еще до выдела земельного участка пользовалась им, в том числе допускала слив жидких отходов. Предыдущий арендатор ООО «Бронкс» по данному факту обращалось в прокуратуру с жалобой о привлечении лиц, которые выкидывают мусор, к ответственности. Согласно полученным ответам от Территориальной комиссии Жирновского муниципального района, Иванченко И.А. и Жерновников Н.В., работающие в МКУ «Благоустройство» Администрации Красноярского городского поселения, были к привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения. ООО «Бронкс» в своей жалобе просило обратить внимание, что на территории р.п. Красный яр Жирновского района Волгоградской области не имеется санкционированной свалки, что явилось причиной захламления земельного участка 34:07:000000:7676 жителями р.п. Красный яр, однако указанный довод был оставлен без рассмотрения. Не смотря на выданное работникам МКУ «Благоустройство» Администрации Красноярского городского поселения предупреждение, они продолжали сливать жидкие отходы, по указанному поводу ООО «Фермер» также обращалось в прокуратуру. При сложивших обстоятельствах, Администрации заинтересована в привлечении к административной ответственности именно ООО «Фермер», в связи с чем Главой даны противоречивые объяснения, которые приняты во внимание должностным лицом, при этом не приняты доказательства ООО «Фермер» без указания мотивированных выводов.

Представитель ООО «Фермер» Балапанова С.Ш. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить. В случае, если суд придет к выводу о том, что имеются основания для привлечения ООО «Фермер» к административной ответственности, просила снизить сумму назначенного штрафа.

Представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и респ. Калмыкия Чуприн Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

На основании ч.1 и ч.2 ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления..

Учитывая, что постановление от 14.03.2024г., направлено по почте 19.03.2024г., жалоба подана заявителем в суд 28.03.2024г., суд полагает срок для подачи жалобы не пропущенным.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

Как усматривается из материалов дела, Управлением Россельхознадзора проведена внеплановая документарная проверка, в отношении ООО «Фермер», являющегося арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:07:000000:7676 обшей площадью 22.4 га расположенном в границах Красноярского городского поселения Жирновского района Волгоградской области.

Актом проверки № ДП-00148/08 от 05.12.2023. в ходе рассмотрения документов, установлено: 26.05.2023 на основании задания № ВО-08/2-3352/2023 от 17.05.2023 осуществлено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 34:07:000000:7676 общей площадью 22,4 га. расположенного в границах Красноярского    городского поселения Жирновского района Волгоградской области. В ходе выездного обследования в месте с географическими координатами Т1 N 50.71187 Е 44.75098, Т2 N    50.71144 Б 44,75122, Т3 N 50.71137 Е 44.75191, Т4 N 50.71130 Е 44,75255. Т5 N 50.71166 Е 44.75305, Т6 N 50.71288 Е 44.75312 на площади 3.4 га выявлено захламление отходами    производства и потребления в виде: бытового и строительного мусора, пластмассовых изделий, битого шифера, битого кирпича, стеклянных и пластмассовых бутылок, веток деревьев. На момент выездного обследования лица и техника, производящие уборку места захламления отсутствовали. Также в месте с географическими координатами Т1 N 50.71294 Е 44.75395. Т2 N    50.71271 Е 44.75378. Т3 N 50.71339 Е 44.75433 на площади 0.3 га, выявлено место предполагаемого слива жидких бытовых отходов (образован водоем). На момент выездного обследования лица и техника, производящие уборку места слива жидких бытовых отходов отсутствовали.

В ходе проведения выездного обследования в месте захламления отходами производства и потребления, а также в месте слива жидких бытовых отходов отобраны и направлены в Волгоградский филиал ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» образцы почвы с целью проведения лабораторных исследований на определение бенз(а)пирена, интегральной токсичности почвы, форм тяжелых металлов, плотного остатка водных вытяжек.

Согласно полученному заключению от 28.06.2023 № 58, в представленных образцах почвы по содержанию бензапирена кобальта, меди, свинца, цинка, выявлен низкий уровень загрязнения почвы («Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель», утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 3-15/582 от 27.03.1995). Также в ходе проведения лабораторных испытаний на определение интегральной токсичности выявлено наличие индекса токсичности более 50. Согласно «Методическим рекомендациям № 01.01907. Определение интегральной токсичности почв с помощью биотеста «Эколюм». Методические рекомендации». утвержденные Роспотребнадзором 15.06.2007, представленные пробы соответствуют высокому уровню токсичности.

Согласно заключению от 28.06.2023 № 59, в представленных образцах почвы по содержанию кобальта, меди, свинца, цинка выявлен низкий уровень загрязнения почвы    (Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель» утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 3-15/582 от 27.03.1995), по показателю плотный остаток - почва засолена - категория загрязнения допустимая. Также в ходе проведения лабораторных испытаний на определение интегральной токсичности выявлено наличие индекса токсичности более 50. Согласно «Методическим рекомендациям № 01.01907. Определение интегральной токсичности почв с помощью биотеста «Эколюм». Методические рекомендации», утвержденные Роспотребнадзором 15.06.2007. представленные пробы соответствуют высокому уровню токсичности. В связи с чем, использование земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7676 в месте размещения отходов производства и потребления и месте слива жидких бытовых отходов возможно после проведения необходимых рекультивационных работ, установленных постановлением правительством Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости от 26.04.2023 № КУВИ-001/2023-98378768 от 04.10.2023 № КУВИ-001/2023- 001/2023-225597854, от 27.10.2023 № КУВИ-001/2023-244035667 ООО «ФЕРМЕР», является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:07:000000:7676. номер государственной регистрации права 34:07:000000:7676-34/113/2023-2, дата государственной регистрации 13.04.2023.

В целях принятия мер реагирования Управлением, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 248-ФЗ. ООО «ФЕРМЕР» 26.06.2023 объявлено предостережение № ОП-08/2-3416/2023 о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации.

04.09.2023 на основании задания № ВО-08/02-6697/2023 от 03.09.2023, в целях исполнения предостережения №ОП-08/2-3416/2023 о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации от 26.06.2023 осуществлено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:07:000000:7676 площадью 22,4 га. расположенного в границах Красноярского городского поселения Жирновского района Волгоградской области. В ходе выездного обследования в месте с географическими координатами Т1 N 50.70510 Е 44.75080. Т2 N 50.70736 Е 44.74986, Т3 N 50.70907 Е 44,74879. Т4 N 50.70728 Е 44.74746, Т5 N 50.70533 Е 44.74673 плошали 14,72 га выявлено зарастание сорной травянистой и древесно - кустарниковой растительностью, а именно: полынь, пырей, тысячелистник, цикорий, вяз обыкновенный: высота травостоя достигает до 1 м. высота древесно - кустарниковой растительности составляет от 1 до 2 м. На указанном земельном участке на момент проведения выездного обследования следов выпаса сельскохозяйственных животных, сенокошения и иной сельскохозяйственной деятельности не обнаружено. В месте с географическими координатами Т1 N 50.71083 Е 44,75171, Т2 N 50.71098 Е 44.75241, Т3 N 50.71122 Е 44.75285. Т4 N 50.71300 Е 44.75373. Т5 N 50.71142 Е 44.75180. Т6 N 50.71185 Е 44.75156. Т7 N 50.71198 Е 44.75482 на площади 7.5 га выявлено захламление в виде: бытового и строительного мусора, пластмассовых изделий, битого шифера, битого кирпича, стеклянных и пластмассовых бутылок, веток деревьев. На момент выездного обследования лица и техника, производящие уборку места захламления, отсутствовали.

Проанализировав документы, находившиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Ждановым А.Н. было установлено, что на момент окончания документарной проверки обществом не предоставлены доказательства о проведении мероприятий по охране земель: сохранению почв и их плодородия: по проведению агротехнических (обработка почвы), фитосанитарных (защита сельскохозяйственных угодий от захламления) мероприятий на земельном участке с кадастровым номером 34:07:000000:7676, а также договор передачи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:07:000000:7676. в аренду другим лидам, действующие на момент обнаружения, тем самым нарушение не устранено, в связи с чем 15.01.2024г. составлен протокол об административном правонарушении.

14.03.2024г. вынесено оспариваемое постановление.

Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 января 2024 года; актами осмотра, протоколами отбора проб (образцов), заключениями лабораторных исследований; иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «Фермер» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы ООО «Фермер» о том, что земельный участок был передан в субаренду ООО «Агрофирма Поволжье» суд не принимает во внимание ввиду следующего.

В силу п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность указанных в данной норме субъектов, в том числе юридических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность не допускать загрязнения земельных участков отходами производства и потребления.

В ходе производства по делу объективно установлено, что ООО "Фермер" данная обязанность не выполнена.

При этом, наличие того или иного вещного права (владения, пользования и распоряжения земельным участком как объектом материального мира), не освобождает правообладателей, даже при наличии гражданско-правовых соглашений, от соблюдения требований земельного законодательства в части исполнения своих обязательств по надлежащему пользованию и содержанию земли как особо ценной природной единицы.

Согласно выписке из единого реестра недвижимости, земельный участок кадастровый №..., передан в аренду на 49 лет, сроком действия с 13.04.2023г.

Таким образом, наличие договора субаренды на период с 20.04.2023 по 30.12.2023г., само по себе, не освобождает ООО "Фермер" от выполнения требований земельного законодательства, и не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Кроме того, договор субаренды вызывает сомнения в его фактическом заключении поскольку он не зарегистрирован в установленном порядке. При заключении 06.02.2024г. соглашения о расторжении договора аренды в части выделенногоземельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:251 информация о передаче участка в субаренду не указана.

Доводы жалобы о том, что фактическим пользователем спорного земельного участка являлась администрация Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района суд полагает необоснованными, поскольку после подписания договора аренды арендодатель утратил право пользования земельного участка.

Вместе с тем усматриваются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при назначении административного наказания в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и его последствия, то, что обстоятельство, что захламление земельного участка произведено неустановленными лицами, привлекаемое юридическое лицо относится к микропредприятиям, в настоящее время введен режим ЧС в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур, административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 200 000 рублей.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора У. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и респ. Калмыкия Запорожцева А.Н. №08/2-07-06/2024/27/03/06/400000 от 14 марта 2024 года, которым ООО «Фермер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей – изменить, снизить назначенный ООО «Фермер» административный штраф с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

В остальной части постановление от 14 марта 2024 года - оставить без изменения, жалобу ООО «Фермер» - без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                    Галахова И.В.

12-493/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Фермер"
Суд
Центральный районный суд г. Волгоград
Судья
Галахова Ирина Витальевна
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
zent.vol.sudrf.ru
29.03.2024Материалы переданы в производство судье
29.03.2024Истребованы материалы
09.04.2024Поступили истребованные материалы
28.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
03.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее