К делу № 2-9917/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2015 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Бодрова Н.Ю.,
при секретаре Авдеевой Н.А.,
с участием:
представителем заявителя по доверенности: Шугуровым Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Парпула И.И. об оспаривании предписания по устранению требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Парпула И.И. (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо) № по устранению нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении, указал на то, что предприниматель не является лицом ответственным за обслуживание общего имущества к которому относится общедомовая автоматическая пожарная сигнализация.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. Надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат нежилые помещения цокольного этажа № здания лит. под/А, нежилые помещения первого этажа № здания лит. А, нежилые помещения второго этажа № здания лит. А, общей площадью <данные изъяты> м 2 по адресу <адрес>, которые используются в предпринимательской деятельности.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № заинтересованным лицом проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя по вышеуказанному адресу на предмет соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами в сфере пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, а также выдано оспариваемое предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. При этом орган государственного пожарного надзора вменил заявителю следующие нарушения:
Автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, а именно: провода и кабели, прокладываемые в коробах, не имеют маркировку в начале и конце коробов, а также в местах подключения их к электрооборудованию, а также на поворотах трассы и на ответвлениях;
Автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, а именно: кабельные линии систем противопожарной защиты не выполнены огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-HFFR) c учетом обеспечения функционирования линий связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации при пожаре в течении времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течении времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами;
Не обеспечено наличие инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем противопожарной защиты объекта;
Руководитель организации не организовал не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации и системы дымоудаления), с оформлением соответствующего акта проверки.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. В силу статьи 6 названного закона, а также подпункта 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о Госпожнадзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Административный регламент МЧС, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70). При этом Закон о пожарной безопасности обязывает руководителей организаций выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (статья 37), указывая на возможность привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности. Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 83 Технического регламента, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Между тем судом установлено, что многоквартирный дом с встроенными и пристроенными нежилыми помещениями оборудован единой установкой пожарной сигнализации. Согласно проекта № 09-п-2004, в помещениях многоквартирного дома, в том числе принадлежащих заявителю расположены дымовые извещатели, предназначенные для формирования сигнала о пожаре, который должен передаваться на пульт общедомовой пожарной системы в помещении с персоналом (консьержная комната), ведущим круглосуточное дежурство.
Поскольку проектное состояние автоматической пожарной сигнализации предполагает ее задействование в обслуживании всего многоквартирного дома, данная инженерная система входит в состав общего имущества собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Техническое обслуживание и ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, включен в «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (п. 20 Минимального перечня).
В силу п.42 Правил № ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена на управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. Как следует из протокола № общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу <адрес> для управления общим имуществом в доме создано товарищество собственников жилья.
Таким образом, на заявителя являющегося собственником отдельных нежилых помещений в жилом здании и не являющегося лицом ответственным за состояние общего имущества многоквартирного дома необоснованно вменено в нарушение неудовлетворительное состояние автоматической пожарной сигнализации задействованной в обслуживании многоквартирного дома, а также необоснованно возложены обязанности по проверке ее работоспособности и инструктажу дежурного общедомового пульта.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое предписание является незаконным, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.257,258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в отношении индивидуального предпринимателя Парпула И.И..
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Председательствующий