Решение по делу № 33-1813/2023 от 23.01.2023

УИД 91RS0022-01-2021-005400-35

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-507/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Тимохина Е.В.

№ 33-1813/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Кузнецова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 февраля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.

судей Басараба Д.В.

Сыча М.Ю.                    

при секретаре Максименко Е.А.

с участием: - представителя ответчика -

ГКУ РК "Служба автомобильных дорог

Республики Крым" – Чиковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии, Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии", Государственному казенному учреждению Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", Министерству транспорта Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: начальник МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым" Ходов В.И.,

по апелляционным жалобам Министерства транспорта Республики Крым и Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13.09.2022г.,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кузнецовой Е.А., пояснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора города Феодосии в иске от 13.12.2021г. с учетом последующего уточнения заявленных требований (л.д. 203-212 т. 1) просил:

- обязать Администрацию г. Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства и природо-пользования Администрации города Феодосии Республики Крым" (сокращенное наименование УГХИП г. Феодосия) внести изменения и направить информацию в Министерство транспорта Республики Крым на реконструкцию и капитальный ремонт <адрес> на 2023г. в соответствии с п. 8 Порядка осуществления отдельных полномочий об осуществлении дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения), перераспределенных между органами местного самоуправления", утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021г. № 67, п. 2.8 Приказа Министерства транспорта Республики Крым № 212;

- обязать Администрацию г. Феодосии Республики Крым и УГХИП г. Феодосия в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать установку дорожных знаков на пересечении <адрес> и <адрес> дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" - 1 шт. и дорожный знак 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением" - 1 шт.;

- обязать Министерство транспорта Республики Крым включить <адрес> в перечень автомобильных дорог на 2023г., в отношении которых требуется проведение реконструкции и капитального ремонта в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012г. № 402 "Об утверждении классификации ремонтных работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог" и требованиями п. 5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля";

- обязать ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в соответствии со ст. 8.3, 49 ГрК РФ разделом II Классификатора в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: провести инженерные изыскания, обследования и разработку проектной документации на реконструкцию и (или) капитальный ремонт, экспертизу проектной документации; выполнить работы в соответствии с проектной документацией и привести в 2023г. состояние дорожного покрытия <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", введенного приказом Росстандарта от 26.09.2021г. №1245-ст.

В обоснование иска указано на то, что по результатам проведенной прокуратурой г. Феодосии с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии проверок соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании объекта улично-дорожной - автодороги общего пользование <адрес> в <адрес> установлено, что: - в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, проезжая часть <адрес> в <адрес> имеет множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок, проломов, превышающие установленные нормы по всей поверхности; - в нарушение п. 5.3.6, 5.6.6 ГОСТ Р 52289-2019 на пересечение с <адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" - 1 шт. и дорожный знак 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением" - 1 шт. Вышеуказанные повреждения дорожного покрытия, а также нарушения в сфере безопасности дорожного движения свидетельствуют об отсутствии возможности неограниченного круга лиц в пользовании уличной сетью, лишают возможности проезда автотранспорта к жилым домам, а также создают преграды для беспрепятственного проезда спецтранспорта (скорой помощи, МЧС и других социальных служб), представляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также принадлежащему им имуществу, в частности транспортным средствам.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13.09.2022г. иск заместителя прокурора города Феодосии удовлетворен.

В апелляционных жалобах Министерство транспорта Республики Крым и ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" просят указанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм действующего законодательства и несоответствующее фактическим обстоятельствам по делу.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.12.2021г. прокуратурой г. Феодосии с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии проведено обследование <адрес> в <адрес>, в ходе которого установлено: - в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, проезжая часть улицы имеет множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок, проломов, превышающие установленные нормы по всей поверхности; - в нарушение п.5.3.6, 5.6.6 ГОСТ Р 52289-2019 на пересечение <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" - 1 шт. и дорожный знак 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением" - 1 шт. (л.д. 14-18 т. 1).

Согласно техническому паспорту на объект улично-дорожной сети общего пользования <адрес> в <адрес>, общая площадь проезжей части составляет 1 937,2 кв.м., и включает в себя: въезд 500,9 кв.м, основную проезжую часть – 1 389,6 кв.м., стоянку - 46,7 кв.м.

Покрытие <адрес> в <адрес> по типам составляет: асфальто- бетонное - 1095,5 кв.м., цементно-бетонное - 477,0 кв.м., щебеночное - 344,0 кв.м., песчано-гравийная смесь (пгс) - 14,7 кв.м.; грунт - 6,0 кв.м. (л.д.149-164 т. 1).

Таким образом, <адрес> в <адрес> - это обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов к жилым домам и другим общественным объектам, что также следует из публичной кадастровой карты.

Как следует из письма Администрации г. Феодосии от 03.12.2021г. и актов обследования, дорожное полотно <адрес> в <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, для приведения улично-дорожной сети в соответствие необходимо выполнить демонтаж бетонного покрытия, устройство основания, укладку асфальтобетонного покрытия в два слоя (л.д. 20-22 т. 1).

Постановление Администрации г. Феодосии №950 от 02.04.2021г. дано согласие ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" на предоставление в безвозмездное пользование муниципального имущества (автомобильные дороги местного значения), в том числе дороги по <адрес> в <адрес>, общей площадью 0,345м., с целью осуществления дорожной деятельности (по ремонту автомобильных дорог местного значения), сроком по 31.12.2021г. (л.д. 24-25 т. 1).

29.04.2021г. между ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" и ООО "Агрий" заключен государственный контракт № 51/21-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Ремонт улично-дорожной сети городского округа Феодосия Республики Крым", в котором предусмотрен ремонт дороги, в том числе по <адрес> в <адрес> (л.д. 28-63 т. 1).

Однако, в последующем в соответствии с дополнительным соглашением № 2 к Госконтракту от 29.04.2021, указанная улица исключена из госконтракта (л.д. 137-140 т. 1).

При этом Администрацией г. Феодосия и УГХИП г. Феодосия какие-либо меры по рассмотрению вопроса о ремонте этой дороги не предприняты.

24.08.2021г. Администрацией г. Феодосия направлены предложения по реализации в 2021г. 2-го этапа ремонта дорог по муниципальному образованию городской округ Феодосия, в список которых <адрес> не вошла.

Ремонт дороги по <адрес> в <адрес> не предусмотрен и в 2022г.

Обращаясь в суд с иском, прокурор указал, что выявленные повреждения дорожного покрытия, а также нарушения в сфере безопасности дорожного движения свидетельствуют об отсутствии возможности неограниченного круга лиц в пользовании уличной сетью, лишают возможности проезду собственного автотранспорта к жилым домам, а также создают преграды для беспрепятственного проезда спецтранспорта (скорой помощи, МЧС и других социальных служб), представляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также принадлежащему им имуществу, в частности транспортным средствам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 20 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ сохранность автомобильной дороги - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация и другое, а также видам работ, которые применяются для сохранности автомобильной дороги, а именно: реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Как предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017г. № 1245-ст утвержден и введен в действие с 01.09.2018г. Национальный стандарт Российской Федерации "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), которым определены, в том числе, перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды организациями, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцами железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства (п.п. 1,4.1 ГОСТа).

В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв.м. Таблицей 5.3 указанного пункта ГОСТ установлены размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.

В силу п. 4.2 ГОСТ 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требования настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на Администрацию муниципального образования городской округ Феодосия как орган местного самоуправления возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

С 01.01.2021г. в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 257-ФЗ на территории субъекта принят Закон Республики Крым № 122-ЗРК/2020 "О перераспределении отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым", которым полномочия, указанные в Законе, возложены на исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику в транспортно-дорожном комплексе.

Вышеуказанным Законом Республики Крым № 122-ЗРК/2020 от 30.10.2020г. предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог переданы Министерству транспорта Республики Крым, при этом предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения сохранены за органов местного самоуправления.

Порядок осуществления отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения), перераспределенных между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым, утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым № 67 от 09.02.2021г. (далее - Порядок № 67).

Согласно п. 5 Порядка № 67, п. 2 приказа Министерства транспорта Республики Крым от 26.08.2021г. № 212 "Об утверждении формы предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым информации о предлагаемых мероприятиях по развитию дорожного хозяйства" органы местного самоуправления ежегодно до 01 июля обязаны представлять в Министерство транспорта Республики Крым перечень автомобильных дорог, в отношении которых требуется проведение ремонта и капитального ремонта. По результатам анализа предоставленной информации до 01 августа Министерством утверждается соответствующий Перечень.

При этом п. 8 Порядка № 67 допускается возможность внесения изменений в утвержденный перечень на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов и городских округов.

Заказчиком проведения ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог в соответствии с Порядком № 67 выступает ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым".

В соответствии с Правилами дорожного движения дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 1.1, 2.9., 2.10 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации г. Феодосии Республики Крым", утвержденного решением Феодосийского городского совета от 25.03.2022г. № 435, Управление является самостоятельным отраслевым органом Администрации города Феодосии Республики Крым задачами которого являются, в том числе, организация дорожной деятельности (за исключением строительства, реконструкции и капитального ремонта) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация ремонта и содержания дорог, освещения улиц.

Порядок содержания и ремонта, использования автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержден постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 14.04.2015г. № 153.

Согласно вышеуказанному порядку в целях организации планирования работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик УГХиП г. Феодосия обеспечивает проведение оценки технического состояния, которое проводится два раза в год: в весенний период и в осенний период в целях формирования плана проведения работ на очередной год и плановый период (п.п. 3.1- 3.2).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012г. № 402 утверждена классификация, в том числе: работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее Классификация).

Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог предусмотрена разделом II Классификации, в том числе по дорожным одеждам: ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона; восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода; по искусственным и защитным дорожным сооружениям: устройство, удлинение водопропускных труб, а также замена их звеньев и оголовков с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода); по элементам обустройства автомобильных дорог: замена знаков сигнальных столбиков, барьерных ограждений; прочие работы по капитальному ремонту: изыскание и освоение резервов грунта и месторождений каменных материалов в объемах, необходимых для производства работ на участках капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, устройство и ликвидация временных объездов и искусственных сооружений на участках капитального ремонта; проведение инженерных изысканий, обследований и разработка проектной документации на капитальный ремонт, экспертиза проектной документации; строительный контроль и авторский надзор.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьей 3 ГрК РФ закреплен приоритет действия норм ГрК РФ перед нормами иных нормативных актов, в случае противоречия норм подзаконных нормативных актов нормам ГрК РФ, применяются требования ГрК РФ.

В соответствии с п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функциони-рования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Иные работы, указанные в Классификации N 402, в том числе влекущие изменение первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов, в соответствии с п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ являются работами по реконструкции линейного объекта.

Так, в соответствии с п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ изменение параметров линейных объектов или их участков частей), которое влечет за собой изменение показателей функционирования таких объектов относится к реконструкции линейных объектов.

При этом Администрацией г. Феодосии сопроводительным письмом от 26.08.2022г. в адрес Министерства транспорта Республики Крым направлен для утверждения Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в 2023г., согласно которому <адрес> включена в перечень улиц, подлежащих реконструкции.

Вместе с тем, в материалах дела сведения о поступлении данного Перечня Министерству транспорта Республики Крым отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части возложения обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым и МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым" внести изменения и направить информацию в Министерство транспорта Республики Крым на реконструкцию и капитальный ремонт дороги по <адрес> на 2023г. в соответствии с п. 8 Порядка "Об осуществлении отдельных полномочий об осуществлении дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения), перераспределенных между органами местного самоуправления", утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021г. № 67, п. 2.8 Приказа Министерства транспорта Республики Крым № 212; а также возложении обязанности на Министерство транспорта Республики Крым включить <адрес> в перечень автомобильных дорог на 2023г., в отношении которых требуется проведение реконструкции и капитального ремонта.

Заказчиком проведения ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог в соответствии с вышеуказанным Порядком выступает ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", с которым согласовывается Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального округа города Феодосия.

Таким образом, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" должно провести инженерные изыскания, обследования и разработку проектной документации на реконструкцию и (или) капитальный ремонт, экспертизу проектной документации; выполнить работы в соответствии с проектной документацией и привести в 2023г. состояние дорожного покрытия <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", введенного приказом Росстандарта от 26.09.2021г. №1245-ст.

Несоответствие улично-дорожной сети общего пользования - <адрес> в <адрес> установленным требованиям нарушает права и законные интересы граждан, так как обязанность по содержанию дорожного покрытия в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления и УГХКИП г. Феодосия, и возложенную на них законом обязанность ответчики не исполняют.

Передача имущества в безвозмездное пользование не влечет изменения обязанности осуществлять функции по решению вопросов местного значения.

С учетом изложенного, Администрация города и УГХКИП г. Феодосия в соответствии с действующим законодательством, с учетом требований раздела IV классификации работ по содержанию автомобильных дорог, обязаны принять меры согласно ч. 10 Классификатора, по установке недостающих дорожных знаков, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, постановив решение об удовлетворении заявленных исковых требований в этой части.

Таким образом, по результатам апелляционного пересмотра дела усматривается, что судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства установлены правильно и полно, дана надлежащая оценка представленным и исследованным доказательствам, с изложением в решении выводов, обоснованность которых апеллянтом не опровергнута и не вызывает сомнений в своей объективности.

Представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие в своей совокупности необходимость проведения капитального ремонта вышеуказанной дороги, являются достаточными и не требуют необходимости проведения экспертизы либо диагностики автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>, на чем настаивает апеллянт.

Доводы ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" о невозможности в 2023г. исполнить решение суда в части возложения на Учреждение обязанности привести состояние дорожного покрытия <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТа вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчиком ни на стадии разрешения спора судом первой инстанции, ни при апелляционном пересмотре дела объективными и относимыми доказательствами не подтверждены и не согласуются с положениями утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021г. № 67 Порядка осуществления отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения), перераспределенных между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым.

Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции.

Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13.09.2022г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства транспорта Республики Крым и Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Феодосийский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.

    Судьи: Басараб Д.В.

Сыч М.Ю.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16.02.2023г.

33-1813/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура г. Феодосии
Ответчики
ГКУ "Служба автомобильных дорог РК"
Министерство транспорта Республики Крым
МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации г. Феодосии"
Администрация г. Феодосии
Другие
начальник МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» Ходов Вадим Иванович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кузнецова Елена Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
23.01.2023Передача дела судье
09.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Передано в экспедицию
09.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее