РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 29 января 2019 г.
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Стойкова К.В.
при секретаре Гневашевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кадукова В.В., Лежнева А.И., Симвонян Д.М., Носковой М.В., Шулеповой С.М., Фроловой Е.А., Фонюшкиной С.Н., Шишкиной С.В., Шаматовой И.Н., Пинигина С.М., Калашниковой Н.П., Эленбергер Д.А., Зимагуловой А.А., Пукияновой Л.А. к Администрации Тюменского муниципального района <адрес> об обязании организовать строительство автомобильной дороги, соответствующей требованиям действующего законодательства, обеспечить централизованным водоснабжением по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Кадуков В.В., Лежнев А.И., Симвонян Д.М., Носкова М.В., Шулепова С.М., Фролова Е.А., Фонюшкина С.Н., Шишкина С.В., Шаматова И.Н., Пинигин С.М., Калашникова Н.П., Эленбергер Д.А., Зимагулова А.А., Пукиянова Л.А. обратились в суд с административным иском к администрации Тюменского муниципального района об обязании организовать строительство автомобильной дороги, соответствующей требованиям действующего законодательства, обеспечить централизованным водоснабжением по <адрес>. Требования мотивированы тем, что Кадуков В.В., Кадукова Е.А., Кадуков Д.В. являются сособственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер участка №. Земельный участок был предоставлен Администрацией Червишевского МО Кадукову В.В. в ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды для строительства индивидуального жилого дома. На земельном участке построен жилой дом, которому присвоен адрес: <адрес>, кадастровый №. Указывают, что с 2011 года обращаются в органы местного самоуправления с просьбой осуществить мероприятия по строительству автодороги по <адрес> в <адрес>, а также обеспечения водоснабжения в районе предоставленных для строительства ИЖС земельных участков, на которые получают одни и те же ответы. Положениями пп.1 ст. 6 Устава Червишевского МО принятого Постановлением Думы Червишевского МО № от 10.06.2005г. предусмотрено, что органы местного самоуправления МО осуществляют решение закрепленных законом <адрес> вопросов местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФИО20 МО Тюменского муниципального района, принятый решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № содержится, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений решение вопросов местного значения, не закрепленных за сельскими поселениями: проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений. Полагают, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права и законные интересы истцов, противоречит действующему законодательству, а так же органы местного самоуправления ненадлежащим образом исполняются обязанности по строительству автодороги и водоснабжению населения села. В скважинах и колодцах, которые расположены на предоставленных жителям <адрес> земельных участках, вода техническая, не пригодная ни для использования в хозяйстве, ни тем более для употребления в пищу. С лета 2017 года на территории села были закрыты все колонки с питьевой водой. Считают, что обязанность по обеспечению местного населения водоснабжения должна быть возложена на администрацию Тюменского муниципального района <адрес>. Просят обязать Администрацию Тюменского муниципального района организовать строительство автомобильной дороги по <адрес> и обязать обеспечить жителей <адрес> централизованным водоснабжением.
Административные истцы Кадуков В.В., Эленбергер Д.А., Пукиянова Л.А., Фролов Е.В. судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Представитель административных истцов Васина Е.В., действующая на основании ордеров от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.
Административные истцы Лежнев А.И., Симвонян Д.М., Носкова М.В., Шулепова С.М., Фонюшкина С.Н., Шишкина С.В., Шаматова И.Н., Пинигин С.М., Калашникова Н.П., Зимагулова А.А., Лукиянова Л.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации Тюменского муниципального района <адрес> – ФИО23, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с иском не согласилась по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав доводы административных истцов, представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации Червишевского МО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом установлено, что Пукияновой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за Симованян Д.М. зарегистрировано право собственности за № от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации Червишевского МО от ДД.ММ.ГГГГ № об изменении адреса, присвоен адрес: <адрес>, №.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Пукияновой Л.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 1496 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Кадуковым В.В., Кадуковой Е.А., Кадуковым Д.В. зарегистрировано общая долевая собственность, доля в праве 1/3 за каждым на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Лежневым А.И. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 1558 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
ФИО3 является собственником земельного участка по адресу: <адрес> уч. 74 и жилого <адрес> расположенного на данном земельном участке, что подтверждается договором купли-продажи от 17.10.2017г.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Шулеповой С.М. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Шулеповой С.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 1496 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. Фролова Е.А. является собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>
Фонюшкина С.Н. является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>, согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о продлении срока действия договора от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Шишкина С.Ф. является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Шаматовой Л.Р., Шаматов Р.Р., Шаматова И.Н. зарегистрирована общая долевая собственность, доля в праве 1/3 на каждого на земельный участок, площадью 1496 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Пинигин С.М. является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Калашникова Н.П. является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ. Эленбергер Д.А. является собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Зимагулова А.А. является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно ответа Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Кадукова В.В. следует, что выполнение строительно-монтажных работ возможно после разработки и согласования в установленном порядке проектно-сметной документации. Мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей электроснабжения и дороги будут предусмотрены в плане мероприятий по инженерной подготовке площадок для жилищного строительства на основании соответствующей заявки от администрации Червишевского МО. Выполнение работ будет возможно при выделении средств за счет субсидий из областного бюджета в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов» на реализацию программы инженерного обеспечения площадок для жилищного строительства.
Согласно информации администрации Червишевского МО от ДД.ММ.ГГГГ №, что разработка проектно-сметной документации, по строительству дорог, подведения электричества по адресу: <адрес>, включена в проект муниципальных целевых программ <адрес> разработанных на 2012-2014.
Согласно ответа Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО15 следует, что выполнение строительно-монтажных работ возможно после разработки и согласования в установленном порядке проектно-сметной документации. Мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство вышеуказанных коммуникаций будут предусмотрены при корректировке долгосрочной целевой программы «Поддержки и развития жилищного строительства в Тюменском муниципальном районе в 2013-2015 годах» на основании заявки администрации Червишевского МО. Выполнение работ будет возможно при выделении средств за счет субсидий из областного бюджета в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов».
Согласно ответа Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО15 следует, что выполнение строительно-монтажных работ возможно после разработки и согласования в установленном порядке проектно-сметной документации. В рамках реализации мероприятий по инженерной подготовке площадок для жилищного строительства, за счет средств субсидий из регионального фонда софинансирования расходов, выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на строительство дорог и сетей электроснабжения по <адрес> целевой программой «Поддержки и развития жилищного строительства в Тюменском муниципальном районе в 2013-2015 годах» предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ по строительству дорог в рамках разработанной проектно-сметной документации. Выполнение работ будет возможно при выделении средств за счет субсидий из областного бюджета в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов» на реализацию программы инженерного обеспечения площадок для жилищного строительства.
Согласно ответа Главного управления строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Кадукова В.В. следует, что перечень первоочередных мероприятий текущего года по инженерной подготовке площадок для жилищного строительства сформирован. Вопрос финансирования по строительству дорог по <адрес> в <адрес> будет рассмотрен, исходя из возможностей бюджета.
Согласно ответа Администрации Червишевского МО от ДД.ММ.ГГГГ на обращение граждан, следует, что в администрацию Тюменского муниципального района 08.06.2018г. направлена заявка на разработку проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы по площадке ИЖС № для включения в муниципальную программу «Развитие дорожной инфраструктуры в Тюменском муниципальном районе».
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог..
Согласно ч. 4 ст. 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно материалов дела, в соответствии с поручениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ТМР-5/3/17, ор ДД.ММ.ГГГГ № ТМР-6/6.1.3/17, от ДД.ММ.ГГГГ № ТМР-6/6.1.4/17, от ДД.ММ.ГГГГ № ТМР -7/1.1.1/17 направлялись заявки на финансирование на инженерную подготовку площадок ИЖС.
Автомобильная дорога по <адрес>, Энергетиков в <адрес> входит в площадку ИЖС Южная №/Юго-западная № <адрес>, по состоянию на 20.11.2018г находится на 10 месте.
В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статья 51 названного Закона закрепляет один из конституционных принципов деятельности органов местного самоуправления, который выражается в том, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Заявляя требования об обязании Администрацию Тюменского муниципального района организовать строительство автомобильной дороги, соответствующей требованиям действующего законодательства, обеспечить централизованным водоснабжением по <адрес> при наличии уже запланированных объемов выполнения работ истцы фактически просят суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации капитального и текущего ремонта муниципального жилищного фонда.
Кроме того, согласно ст. 28, 31 БК РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).
Требования об обеспечении централизованным водоснабжением по <адрес> не подлежит удовлетворению также по следующим основаниям.
Пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в числе прочих, организация водоснабжения населения.
На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные на территории сельского поселения, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют "централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 (далее по тексту - Правила), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 вышеуказанных Правил).
С учетом изложенного законодательство не содержит требований наличии в населенном пункте централизованной системы водоснабжения.
Кроме того, на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) о передаче Администрацией Тюменского муниципального района осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения, полномочия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по организации в границах поселения тепло и водоснабжением населения были переданы администрации Червишевского МО.
Административным ответчиком заявлено о пропуске срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, поскольку Кадукову В.В. не позднее ДД.ММ.ГГГГ. было известно о нарушении его прав и законных интересов в части строительства дороги, из письма ГУС ТО № (08-11).
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу прямого указания, содержащегося в части 8 приведенной статьи, основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).
По вопросу строительства дороги Кадуков В.В. неоднократно обращался к административному ответчику начиная с сентября 2011 года, на что ему давались ответы о планируемом проектировании дорог и невозможности их строительства в настоящее время.
Таким образом, о нарушении прав в части непринятия мер по строительству дорог стало известно не позднее сентября 2011 года.
Вместе с тем истцы обратились с административным исковым заявлением в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока обжалования.
Кроме того, административные истцы Лежнев А.И., Симвонян Д.М., Носкова М.В., Шулепова С.М., Фролова Е.А., Фонюшкина С.Н., Шишкина С.В., Шаматова И.Н., Пинигин С.М., Калашникова Н.П., Эленбергер Д.А., Зимагулова А.А., Пукиянова Л.А. не представили в материалы дела доказательства, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
При таких обстоятельствах, административный иск Кадукова В.В., Лежнева А.И., Симвонян Д.М., Носковой М.В., Шулеповой С.М., Фроловой Е.А., Фонюшкиной С.Н., Шишкиной С.В., Шаматовой И.Н., Пинигина С.М., Калашниковой Н.П., Эленбергер Д.А., Зимагуловой А.А., Пукияновой Л.А к администрации Тюменского муниципального района <адрес> об обязании организовать строительство автомобильной дороги, соответствующей требованиям действующего законодательства, обеспечить централизованным водоснабжением по <адрес> удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь нормами ст. 59, 62, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Кадукова В.В., Лежнева А.И., Симвонян Д.М., Носковой М.В., Шулеповой С.М., Фроловой Е.А., Фонюшкиной С.Н., Шишкиной С.В., Шаматовой И.Н., Пинигина С.М., Калашниковой Н.П., Эленбергер Д.А., Зимагуловой А.А., Пукияновой Л.А. к Администрации Тюменского муниципального района <адрес> об обязании организовать строительство автомобильной дороги, соответствующей требованиям действующего законодательства, обеспечить централизованным водоснабжением по <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2019 года.
Судья: Стойков К.В.