Изготовлено 18.12.2018 года
№ 2-4333/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 14 декабря 2018 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кадыковой О.В.
при секретаре Жибаревой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой Галины Александровны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) о восстановлении срока обращения с заявлением,
установил:
Миронова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) о восстановлении срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
В обоснование заявленных требований указывает на следующие обстоятельства. № года умер супруг истца ФИО1 Истец и ее сын являются наследниками первой очереди. В мае 2018 года истцу стало известно о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии умершего супруга. Она обратилась в отделение Пенсионного фонда за выплатой пенсионных накоплений, где ей разъяснили, что срок обращения с заявлением истец пропустил. Также указала, что до февраля 2018 года она проживала и работала в г. Рыбинске, приехать в рабочее время не было возможности.
В судебном заседании истец Миронова Г.А. поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Указывала на то, что сын не претендует на получение средств пенсионных накоплений, о чем представила расписку. Кроме того пояснила, что никаких извещений о наличии пенсионных накоплений от Пенсионного фонда она не получала.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
В суд поступил отзыв на исковое заявление от Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное), в котором решение о восстановлении срока ответчик оставляет на усмотрение суда.
Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Миронова Г.А. является супругой ФИО1 умершего № года. ФИО1. был застрахованным лицом государственного пенсионного страхования, на лицевой счет которого перечислялись и учитывались страховые взносы. Наследниками первой очереди являются Миронова Г.А, Миронов А.В.
Пунктом 7 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусмотрено, что в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, а при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности).
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установлено, что за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случаях, установленных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 38 Закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Вместе с тем абз. 2 п. 3 ст. 38 указанного выше Закона предусматривает, что срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Исходя из положений абз. 1 п. 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 741, на пенсионном органе лежит обязанность принять меры по извещению правопреемников умершего застрахованного лица.
Между тем, ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие наличие подобного извещения правопреемников Мироновой Г.А., ФИО1 о наличии пенсионных накоплений и возможности их получения.
Из изложенного следует, что в нарушение абз. 1 п. 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 N 741, ответчик не сообщил истцу о возможности получения средств пенсионных накоплений по месту жительства умершего, которое было известно пенсионному органу, что повлекло пропуск срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений.
Кроме того, судом исследованы и иные причины пропуска срока. Миронова Г.А. ссылается на то, что до февраля 2018 года она проживала и работала в г. Рыбинске Ярославской области и не имела возможности в рабочее время обратиться в Управление Пенсионного фонда для реализации своих прав на получение пенсионных накоплений. Оснований не доверять показаниям истца у суда не имеется, данные доводы ответчиком не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Восстановить Мироновой Галине Александровне срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В. Кадыкова