Дело №
РЈРР” в„–74RS0033-01-2020-000075-25
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Фершампенуаз 27 апреля 2020 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Бикбовой Рњ.Рђ., РїСЂРё секретаре Юдиной Р.РЎ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по постановке имущества на кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности, включении в реестр муниципальной собственности
установил:
Прокурор Нагайбакского района Челябинской области Васильев Б.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области и просил суд:
Возложить на администрацию Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, обязанность по постановке на кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости и о включении муниципальной собственности в реестр муниципального имущества - автомобильных дорог местного значения, а именно:
дорога п. Кассельский, ул. Победы, протяженностью 330 м,
дорога п. Кассельский, ул. Ленина, протяженностью 2200 м.
В обоснование требований указал, что указанное имущество принято поселением в муниципальную собственность согласно Решению Собрания Депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области № 11 от 28.02.2007 «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение», используется для нужд муниципального образования.
Согласно передаточному разделительному акту РѕС‚ 13.03.2007 РіРѕРґР°, РЅР° основании Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 Рі. в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», указанное имущество передано отделом управления муниципальным имуществом Рё земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района РІ лице начальника отдела Р¤РРћ5 РІ распоряжение муниципального образования Кассельского сельского поселения РІ лице главы муниципального образования Кассельского сельского поселения Р¤РРћ6. Однако, согласно данным реестра муниципального имущества Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района, размещенному РЅР° официальном сайте администрации Нагайбакского района указанное муниципальное имущество (РґРѕСЂРѕРіРё) РІ реестр РЅРµ включены. Тем самым длительное время РЅРµ принимаются меры РїРѕ регистрации муниципального права РЅР° это имущество. Отсутствие процедуры соответствующей постановки РЅР° кадастровый учет, Р° также государственной регистрации права недвижимого имущества, препятствует распоряжению Рё пользованию имуществом РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Могутнова Н.А. исковые требования полностью поддержала.
Ответчик - представитель администрации Кассельского сельского поселения на судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду неизвестны.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
По смыслу ч.ч. 9-11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" различают перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения:
- городских и сельских поселений;
- муниципального района;
- РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°;
Полномочия по утверждению таких перечней отнесены к компетенции органов местного самоуправления соответствующего поселения, района или округа. В отношении дорог сельского поселения перечень утверждается органом местного самоуправления муниципального района, если только законом субъекта РФ не предусмотрено иное.
В перечень включаются автомобильные дороги в границах городского/сельского поселения, муниципального района или городского округа.
Не включаются в перечень:
- дороги в границах соответствующего района/поселения/округа, если они относятся к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения;
- являются частными автомобильными дорогами.
Таким образом, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включаются дороги, основное назначение которых - только обслуживание автомобильного движения в пределах муниципального района/поселения/округа.
Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 27.04.2016 г. № 31 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Нагайбакского муниципального района Челябинской области по состоянию на 01.01.2016 год.
В приложении № 7 к решению Собрания депутатов от 27.04.2016 г. № 31 указан перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения также и на территории Кассельского сельского поселения. В том числе указаны следующие дороги:
дорога п. Кассельский, ул. Победы, протяженностью 330 м,
дорога п. Кассельский, ул. Ленина, протяженностью 2200 м.
Указанные дороги имеют асфальтобетонные покрытия.
Согласно п. 8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Спорные автомобильные дороги отвечают указанным выше признакам, что позволяет их отнести к дорогам местного значения, а отсутствие в отношении них государственной регистрации права собственности и явилось основанием для обращения прокурором в суд с настоящим иском.
Поскольку иное не установлено законом субъекта на территории Челябинской области для сельских поселений, то в данном случае, закон безапелляционно право собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения относит к сельским поселениям.
Кроме того Решением Собрания Депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области № 11 от 28.02.2007 «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение», согласно приложениям. В приложении к указанному решению включены и дороги, находящиеся в пределах поселения, в том числе и перечисленные в исковых требованиях.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
Соглашением № 3/д о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в части дорожной деятельности от 16 декабря 2019 г. администрация Нагайбакского района передало полномочия администрации поселения в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области исполнения автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 50 Федерального закона РѕС‚ 06 октября 2003 РіРѕРґР° N 131-ФЗ, РІ собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
РР· положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё разъяснений, изложенных РІ пункте 38 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23 РёСЋРЅСЏ 2015 РіРѕРґР° N 25 "Рћ применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", следует, что для квалификации вещи РІ качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную СЃРІСЏР·СЊ СЃ землей, Р° также то, что РѕРЅР° создавалась РїРѕ правилам, установленным для создания недвижимой вещи Рё имеет определенное функциональное использование.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Кассельского сельского поселения в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах данного муниципального образования и включением их в реестр муниципальной собственности.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанные автомобильные дороги, включающие в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог и расположенные на них конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, создает препятствия при осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.
Довод о том, что дороги, в отношении которых заявлено требование о постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности, не индивидуализированы, не обладают характеристиками, позволяющими определить, относятся ли они к категории недвижимого имущества, в связи с чем возложение обязанности по государственной регистрации указанных дорог является незаконным, подлежит отклонению.
В названных выше решениях Собрания депутатов и приложении к ним перечисленные выше улицы обозначены как автомобильные дороги с твердым асфальтовым покрытием. Характеристики и функциональное использование этих автомобильных дорог ответчиком не оспаривались. Доказательств того, что право собственности на упомянутые автомобильные дороги местного значения, используемые в границах сельского поселения, не может быть зарегистрировано в требуемом законом порядке, в ходе рассмотрения дела не представлено.
При этом суд принимает во внимание и то, что вопрос отнесения указанных автомобильных дорог с земельными участками, на которых они расположены, к объектам недвижимости подлежит разрешению при проведении кадастровых работ.
Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация муниципального образования не предпринимала мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет находящихся на ее территории перечисленных выше автомобильных дорог с земельными участками, на которых они расположены.
Данные допущенные нарушения законодательства создают угрозу безопасности дорожного движения на территории сельского поселения и нарушают права, законные интересы участников дорожного движения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ суд,
Р Р• РЁ Р Р›:
Удовлетворить требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области.
Возложить на администрацию Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области следующие обязанности - поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право муниципальной собственности, включить в реестр муниципального имущества муниципальную собственность - автомобильные дороги местного значения, а именно:
дорога п. Кассельский, ул. Победы, протяженностью 330 м,
дорога п. Кассельский, ул. Ленина, протяженностью 2200 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: