Решение по делу № 2-1707/2016 от 17.05.2016

Дело №2-1707/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Каменск-Шахтинский 12 июля 2016г.

Каменский районный суд Ростовской области под председательством судьи Федонина А.А., при секретаре Шехурдиной Е.А., с участием прокурора Громченко Н.В., представителя ответчика Карманчиковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района, Администрации Каменского района о обязании оборудовать тир или место для стрельбы, оснастить кабинет ОБЖ наглядными пособиями и техническими средствами

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора Каменского района, полномочия которого в настоящее время, в связи с проведённой реорганизацией, перешли к Каменскому городскому прокурору, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района, Администрации Каменского района, указав в заявлении, что по результатам проведённой проверки установлено, что в данной образовательной организации не в полном объёме выполняются требования, предъявляемые законодательством, при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В этой школе недостаточна материально-техническая база для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в соответствии с государственными стандартами. В ней отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), предметный кабинет ОБЖ. Учебно-материальная база оснащена не в полном соответствии с рекомендуемыми нормативами МТО для обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовки к основам военной службы. В обоснование иска прокурор ссылается на положения п.1 ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации», ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089, Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.12.1999г. №1441, совместный приказ Министра обороны РФ №96 и Минобрнауки №134 от 24.02.2010г., которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионально образования и учебных пунктах. Также истец ссылается а положения ст.120 ГК РФ, исходя из которой считает, что муниципальное образование Каменский район несёт субсидиарную ответственность с Красновской школой, как собственник её имущества и учредитель. С учётом изложенного прокурор просит суд: обязать МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), предметный кабинет ОБЖ оснастить учебными и наглядными пособиями техническими средствами обучения, согласно рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения образовательных организаций для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Он также просит суд обязать Администрацию Каменского района профинансировать расходы на указанные цели.

Ст.помощник прокурора Громченко Н.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска в полном объёме заявленных требований, ссылаясь на доводы, приведённые в заявлении.

Карманчикова С.И., директор МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района, ответчика по делу, в судебном заседании заявила о признании иска в полном объёме. Она пояснила, что ранее на школьном дворе был тир. Отдельного кабинета по ОБЖ в школе нет. Не достаёт наглядных пособий по воинским знаниям. Причиной недостатков в обучении по данному виду является отсутствие соответствующего финансирования.

Администрация Каменского района, соответчик по делу, надлежащим образом извещённая о времени и месте проведения судебного заседания (л.д. 70), своего представителя в суд не направила, об отложении слушания дела не просила. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя данного ответчика по основаниям ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Этим ответчиком поданы в суд письменные возражения на иск, согласно которым он считает, что не является надлежащим ответчиком, поскольку финансирование отдела образования Администрации Каменского района, осуществляющего функции полномочия собственника имущества Красновской школы, из местного бюджета осуществляет Финансовое управление Администрации Каменского района, в виде субсидий, в т.ч. на оборудование объектов, указанных в иске прокурора. В этой связи ответчик просит суд отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, обращённых к Администрации Каменского района.

Шаповалова А.В., представляющее отдел образования Администрации Каменского района, третье лицо по делу, в судебном заседании поддержала иск прокурора, просила его удовлетворить. Она пояснила, что для устранения недостатков в организации обучения по программе ОБХ в МБОУ Красновская школа необходимы денежные средства из местного бюджета. Отдел образования входит в структуру Администрации Каменского района, заявки на финансирование им подаются в Финансовое управление Администрации Каменского района.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Часть 3 статьи 5 названного федерального закона гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу статьи 12 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Согласно статье 11 этого же Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1441, граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. С гражданами женского пола отдельно от граждан мужского пола проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (пункты 5, 16 Положения).

Приказом Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Согласно пункту 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Согласно пункту 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Приказом Минобразования Российской Федерации от 05 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в числе прочего утвержден стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры, основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, задачами социализации.

Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, а также владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Согласно пункту 9.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года N 413, требования к предметным результатам освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать, в том числе: знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

В силу абзаца 9 пункта 23 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.

Согласно справки МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района (л.д. 7) в ней действительно отсутствует стрелковый тир и стрелковый электронный тренажёр, причиной чему является отсутствие финансовых средств для обустройства и приобретения необходимого оборудования. Из показаний директора школы, данных в судебном заседании, школа не обеспечена в необходимом объёме наглядными пособиями по воинским знаниям, не оборудован специализированный кабинет для обучения ОБЖ.

Указанные обстоятельства являются нарушением законодательства в области образования в части отсутствия необходимого по базовой программе обучения минимума оборудования помещений для проведения занятий ОБЖ и начальной военной подготовки.

Поэтому иск прокурора в части требований к МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района подлежит удовлетворению, как законный и обоснованный.

Разрешая требования истца об обязании Администрации Каменского района профинансировать расходы на указанные цели, суд учитывает следующее.

Учредителем и собственником имущества МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района, согласно п.1.11 Устава, является муниципальное образование Каменский район. Там же указано, что функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Каменского района.

В силу ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, кроме прочего: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Согласно ст.53 названного закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд признаёт некорректной ссылку прокурора в иске на ст.120 ГК РФ, которая, вместе с параграфом 5 названного Кодекса, утратила силу с 1 сентября 2014 года (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Прокурором иск предъявлен, в числе других ответчиков, в администрации Каменского района.

Согласнотст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Функциями формирования бюджета и контроля за его исполнением администрация, как орган местного самоуправления, законом не наделена. Иное означало бы вмешательство органа исполнительной власти в деятельность представительного органа муниципального образования, что противоречит закону и конституционному принципу разделения властей.

В данном случае полномочия учредителя МБОУ Красновская СОШ, которым является непосредственно муниципальное образование Каменский район, передано конкретно отделу образования администрации того же района.

Поэтому указание прокурором администрации Каменского района в качестве ответчика с требованием возложить на него, обязанности, не входящей в круг её полномочий, - суд признаёт необоснованным. В этой части иск не подлежит удовлетворении, поскольку не основан на законе.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Каменского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), оснастить кабинет ОБЖ учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, согласно рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения образовательных организаций для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В удовлетворении остальной части иска Каменскому городскому прокурору – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ__________________________

Мотивированный текст решения изготовлен 18.07.2016г.

2-1707/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Каменского района
Ответчики
Администрация Каменского района
МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа Каменского района
Другие
Отдел образования Адлминистрации Каменского района
Суд
Каменский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
kamensky.ros.sudrf.ru
17.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2016Передача материалов судье
19.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016Подготовка дела (собеседование)
02.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2016Судебное заседание
12.07.2016Судебное заседание
18.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее