ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 декабря 2015 года г. Улан-Удэ
Верховный суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Абзаевой В.И.
с участием прокурораДмитриевой Ю.А., представителя ООО «Распределительные сети» Кривошапко В.Ю., представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-71/2015 по административному иску ООО «Распределительные сети» об оспаривании нормативного правового акта Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Распределительные сети» просит суд признать недействующими пункты 6 и 40 приложения к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 декабря 2014 года № 1/35 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями».
Требования мотивированы тем, что в указанных пунктах установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями применительно к ООО «Распределительные сети».
По мнению общества, при утверждении тарифов Республиканская служба по тарифам РБ (далее – РСТ РБ) нарушила общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, указанные в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, указанные в пункте 2 статьи 23 данного Федерального закона, в результате чего у общества нет возможности осуществлять деятельность и надлежаще обслуживать электросетевое хозяйство.
В судебном заседании представитель ООО «Распределительные сети» поддержал доводы административного иска.
Представитель РСТ РБ возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что тарифы установлены с соблюдением требований закона в пределах полномочий, предоставленных РСТ РБ.
Прокурор в заключении указала, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку противоречия оспариваемого приказа РСТ РБ федеральному законодательству не усматривается.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Пунктом 1 оспариваемого заявителем приказа РСТ РБ от 24 декабря 2014 года № 1/35 на период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению к данному приказу.
В пункте 6 приложения указаны тарифы для ООО «Распределительные сети» и ПАО «<...>»; в пункте 40 – тарифы для ООО «Распределительные сети» и АО «<...>». В настоящее время гарантирующим поставщиком является ОАО «<...>».
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 № 29, Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 3.8 данного Положения РСТ РБ устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Согласно пункту 6.3.4 данного Положения руководитель Службы издает в пределах своих полномочий приказы, имеющие нормативный характер.
Первоначальный текст приказа опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 30 декабря 2014 года, зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 30 декабря 2014 года № 032014795.
В оспариваемый приказ РСТ РБ дважды внесены изменения:
1) приказом РСТ РБ от 26.06.2015 № 1/20, опубликованным на официальном Интернет-портале Правительства РБ www.egov-buryatia.ru 30 июня 2015 года и зарегистрированным в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти РБ 30 июня 2015 года № 032015188;
2) приказом РСТ РБ от 22.09.2015 № 1/28, опубликованным на официальном Интернет-портале Правительства РБ www.egov-buryatia.ru 28 сентября 2015 года и зарегистрированным в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 29 сентября 2015 года № 032015281.
Согласно пункту 2 оспариваемого Приказа он вступает в силу со дня официального опубликования.
Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах полномочий РСТ РБ с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверив приказ РСТ РБ на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд также не усматривает каких-либо нарушений.
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).
В статье 6 данного Федерального закона указаны общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики.
В пункте 2 статьи 23 данного Федерального закона указано, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с данным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из абзаца 10 подпункта 3 пункта 3 Основ следует, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее – Методические указания).
Согласно пункту 2 Методических указаний они предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Из пункта 49 Методических указаний следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Порядок расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии указан в пункте 52 Методических указаний.
Из представленных РСТ РБ документов следует, что перечисленные выше правовые нормы соблюдены, расчет индивидуальных тарифов произведен исходя из разности между тарифной выручкой и необходимой валовой выручкой.
Объем тарифной выручки определен исходя из объемов электрической энергии (мощности), отпущенной ОАО «Читаэнергосбыт», и на основании приказа РСТ РБ от 24 декабря 2014 года № 1/37 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия».
Необходимая валовая выручка общества определена приказом РСТ РБ от 23 декабря 2014 года № 1/30 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, на 2015 - 2019 годы».
Приказ РСТ РБ от 23 декабря 2014 года № 1/37 обжалован ООО «Распределительные сети» в Арбитражный суд РБ, решением Арбитражного суда РБ от 09 октября 2015 года, оставленным без изменения апелляционным судом, в удовлетворении заявления отказано.
При таких обстоятельствах оснований считать, что РСТ РБ допустила нарушение принципов, предусмотренных Федеральным законом «Об электроэнергетике», не имеется.
Доводы административного истца о наличии ошибок в расчете индивидуальных тарифов подлежат отклонению, поскольку таких ошибок не усматривается.
В пункте 52 Методических указаний имеется формула 15.24, согласно которой:
Ставка на оплату технологического расхода (потерь)
ПОТ
электрической энергии ТС, установленная для сетевой
организации - получателя платы, по которой сетевая
организация - плательщик рассчитывается с организацией -
получателем платы, определяется следующим образом:
ПОТ
ПОТ Р
ТС = ---------, руб./МВт·ч (15.24)
ПЕРЕТ
Э
где:
ПЕРЕТ
Э - суммарный сальдированный переток электроэнергии из
сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой
организации-плательщика во всех точках присоединения на всех
уровнях напряжения, МВт·ч.
Из представленного РСТ РБ расчета следует, что ставка на оплату технологического расхода определена, исходя из значения ЭПЕРЕТ 0,582 млн кВт.ч – полезный отпуск в смежную сеть (т.е. двух организаций), аистец делает расчеты на основании значения ЭПЕРЕТ 8,157 млн кВт.ч – полезный отпуск всех потребителей, с чем нельзя согласиться.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного суд принимает решение об отказе в удовлетворения заявления ООО «Распределительные сети».
Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ООО «Распределительные сети» об оспаривании нормативного правового акта Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Булгытова