судья Лысенко Е.Н. дело № 33-1087
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе председательствующего Кадкина А.А.,
судей: Марченко О.С., Ильиных Е.А.
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о возложении обязанности, с участием третьих лиц Муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Водоканал», Министерства обороны Российской Федерации, по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа Приморского края на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 22 сентября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., пояснения представителей администрации Уссурийского городского округа Приморского края Усановой Е.М. и Муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Водоканал» Геладзе М.Г., возражения прокурора Неплюевой Е.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Уссурийский городской прокурор обратился с иском к администрации Уссурийского городского округа, указав, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлен факт невыполнения администрацией Уссурийского городского округа обязанности по организации питьевого водоснабжения населения в районе домов № 1,2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 15 по ул. Барановская, № 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 24, 27А по ул. Дальняя, № 1, 1Г, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 17А по ул. Ключевая, № 5 по ул. Лесная, № 1, 1Г, 2А, 2Б, 2Г, 2Д, 3, ЗА, 5, 6, 7, 7 А, 8, 9, 11, 12, 12В, 12Г, 13, 13А, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 30А, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 по ул. Мишенная, № 1, 2, 3,, 5, 5А, 6, 7, 8,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 15А, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 26А, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Надеждинская, № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 10А, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 23Б, 25, 27, 29, 31, 33 по ул. Полигонная, № 1, 2, 5, 6, 6Б, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13,14 по пер. Тихий, № 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9Б, 19 по пер. Мостовой в г. Уссурийске. Кроме того по данным адресам отсутствует централизованная система холодного водоснабжения и радиус действия ближайших водозаборных колонок не соответствует требованиям СНиП 2-04-02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», не организован подвоз питьевой воды к указанным домам.
Уссурийским городским прокурором в адрес главы Уссурийского городского округа вносилось представление об устранении нарушения закона, но надлежащих мер по устранению нарушений закона органами местного самоуправления не принято до настоящего времени.
Ссылаясь на тот факт, что бездействие администрации Уссурийского городского округа влечет нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания и нормальные условия существования, истец просил суд обязать ответчика произвести работы по обеспечению жильцов домов, расположенных г. Уссурийск № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 15 по ул. Барановская, № 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 24, 27А по ул. Дальняя, № 1, 1Г, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 17А по ул. Ключевая, № 5 по ул. Лесная, № 1, 1Г, 2А, 2Б, 2Г, 2Д, 3, ЗА, 5, 6, 7, 7А, 8, 9, 11, 12, 12В, 12Г, 13, 13А, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 30А, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 по ул. Мишенная, № 1, 2, 3, 4, 5, 5А, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 15А, 18, 20, 22, 23,24, 26, 26А, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Надеждинская, №1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 1OA, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 23Б, 25, 27, 29, 31, 33 по ул. Полигонная, №1, 2, 5, 6, 6Б, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 по пер. Тихий, № 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9Б, 19 по пер. Мостовой, холодным водоснабжением в соответствии с требованиями СНиП 2-04-02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
20.08.2016 судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны РФ.
В судебном заседании прокурор уточнила исковые требования и просила обязать администрацию Уссурийского городского округа организовать обеспечение холодным водоснабжением жилые дома, указанные в иске, за исключением домов № № 3, 6, 7 по ул. Дальняя, № 4 по ул. Полигонная, № 2 по пер. Мостовой в г. Уссурийске в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В остальной части исковые требования поддержала.
Представитель администрации Уссурийского городского округа возражала относительно заявленных требований, представила письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с действующим законодательством гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Уссурийского городского округа является МУП «Уссурийск-Водоканал». Отношения между гарантирующей организацией и абонентом являются договорными. Водоснабжение абонентов осуществляется МУП «Уссурийск-Водоканал» на основании заключенных с ними договоров, основанием к заключению которых являются заявки абонентов, администрация Уссурийского городского округа лишь организует водоснабжение населения и данная обязанность администрацией выполнена в полном объеме. Считает, что прокурор не вправе требовать от администрации, а суд не вправе обязать администрацию Уссурийского городского округа осуществлять водоснабжение населения конкретным способом. Орган местного самоуправления самостоятельно определяет, каким образом им будут решаться вопросы местного значения. Кроме того, прокурор обратился в суд в интересах определенного круга лиц, при этом доказательств обращения к прокурору жителей каждого из данных домов суду не представлены.
Представитель третьего лица МУП «Уссурийск-Водоканал» не согласился с исковыми требованиями, представил письменные возражения, в которых указал, что МУП «Уссурийск-Водоканал» не вправе навязывать населению услугу по водоснабжению, которая независимо от способа обеспечения водой является платной.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 22.09.2016 исковые требования Уссурийского городского прокурора удовлетворены. Суд постановил: обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края организовать холодное водоснабжение жителей жилых домов: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 15 по ул. Барановская, №№ 5, 8, 9, 10, 24, 27А по ул. Дальняя, №№1,1Г, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 17А по ул. Ключевая, № 5 по ул. Лесная, №№ 1, 1Г, 2А, 2Б, 2Г, 2Д, 3, ЗА, 5, 6, 7, 7А, 8, 9, 11, 12, 12В, 12Г, 13, 13А, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 30А, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 по ул. Мишенная, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5А, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 15А, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 26А, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Надеждинская, №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8,9, 10, 10А, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 23Б, 25,27, 29,31,33 по ул. Полигонная, №№ 2, 5, 6, 6Б, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 по пер. Тихий, № 1, 3, 4, 6, 8, 9Б, 19 по пер. Мостовой в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С данным решением не согласился представитель администрации Уссурийского городского округа Приморского края, им подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Оспаривая решение суда, представитель ответчика ссылается на доводы, аналогичные возражениям, изложенным в суде первой инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах апелляционной жалобы, прокурор просила оставить решение суда без изменения.
Представители третьих лиц МУП «Уссурийск-Водоканал» и МУП «Уссурийск-Водоканал» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, не находит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене решения суда.
Разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона РФ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Частью 1 ст. 6 указанного Федерального закона РФ №416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 7 указанного Федерального Закона, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников (п. 72 вышеуказанных Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 (п. 74 Правил).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Уссурийской городской прокуратурой проверки по коллективному обращению жителей Уссурийского городского округа установлено отсутствие муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения, а также водоразборной колонки в районе жилых домов, расположенных в г. Уссурийск: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 15 по ул. Барановская, №№ 5, 8, 9, 10, 24, 27А по ул. Дальняя, №№1,1Г, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 17А по ул. Ключевая, № 5 по ул. Лесная, №№ 1, 1Г, 2А, 2Б, 2Г, 2Д, 3, ЗА, 5, 6, 7, 7А, 8, 9, 11, 12, 12В, 12Г, 13, 13А, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 30А, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 по ул. Мишенная, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5А, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 15А, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 26А, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Надеждинская, №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8,9, 10, 10А, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 23Б, 25,27, 29,31,33 по ул. Полигонная, №№ 2, 5, 6, 6Б, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 по пер. Тихий, № 1, 3, 4, 6, 8, 9Б, 19 по пер. Мостовой.
Согласно пункту 11.19 Свода правил 31.13330.2012. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84. Радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки.
В соответствии с сообщением МУП «Уссурийск-Водоканал» от 24.06.2016, вышеуказанные жилые дома находятся за пределами радиуса действия водоразборной колонки.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Уссурийского городского округа исполнила требования действующего законодательства и определила гарантирующую организацию - МУП «Уссурийск-Водоканал», осуществляющую холодное водоснабжение на территории Уссурийского городского округа, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Закона № 416-ФЗ, признается гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
В данном случае материалами дела подтверждается, что гарантирующим поставщиком услуги по холодному водоснабжению не оказываются, что нарушает права жильцов, перечисленных в иске домов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией полномочия по организации холодного водоснабжения в границах населенного пункта не реализованы надлежащим образом вопреки их обязанностям, возложенным на них действующим законодательством.
Более того, в соответствии с действующим законодательством именно органы местного самоуправления должны организовать обеспечение населения холодным водоснабжением и эта обязанность не ограничивается лишь созданием соответствующих предприятий. Частью 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в полномочиях органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях предусмотрена не только организация водоснабжения населения, но и принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Отклоняя довод жалобы о том, что услуга по водоснабжению является платной, суд первой инстанции верно указал на неверное толкование норм права.
Ссылки в жалобе на отсутствие у прокурора полномочий на подачу данного иска признаются судебной коллегией несостоятельными. Так, в соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Факт нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия для жизни и здоровья по причине отсутствия холодного водоснабжения установлен в ходе проведенной прокуратурой проверки. Кроме того, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав всех граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в данном случае установление конкретного количества лиц, в отношении которых направлены требования прокурора, не требуется.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права при разрешении спора, аналогичны обстоятельствам, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа Приморского края - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи