Дело № 2-3253/2024
УИД 04RS0007-01-2024-004469-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2024 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Цыцыковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к Администрации городского округа «Город Улан-Удэ», МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ просит возложить МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2014 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния); возложить на Администрацию городского округа «Город Улан- Удэ» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2014 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния) в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищённости в деятельности образовательных учреждений на территории района, в ходе которой установлено, что в здании МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию (1958 г.), расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, д. 37А, обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2024, тогда как данная в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределённого круга лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
В ходе судебного разбирательства представитель истца – помощник прокурора Вершинина И.М. исковые требования уточнила, просила: обязать МКУ «Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ» принять меры, направленные на осуществление финансирования в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, 37 А, в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда; возложить на МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, 37 А, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2024 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
Определением от 22.07.2024 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитет по образованию г. Улан-Удэ.
Определением суда от 08.08.2024 произведена замена ненадлежащего ответчика Администрацию городского округа «Город Улан-Удэ» на надлежащего - Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ, с исключением последнего из числа третьих лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Вершинина И.М., действующая на основании доверенности, исковые требования, с учетом внесённых уточнений, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ Сагакова Е.В. исковые требования признала.
Ответчик Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ, третье лицо Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Федеральный закон «О противодействии терроризму»).
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Из материалов дела следует и установлено судом, что МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ осуществляет реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми от 1,5 до прекращения образовательных услуг, а также реализацию дополнительных образовательных услуг. Юридический адрес учреждения: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, д. 37А.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО городской округ «Город Улан-Удэ». Функции и полномочия учредителя в отношении указанного Учреждения от имени Администрации г. Улан-Удэ осуществляет МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ», который также осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств для подведомственного ему учреждения – МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ (п.3.2 Положений о Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ, утверждённым решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 № 308-9).
Функции и полномочия собственника Учреждения от имени г. Улан-Удэ осуществляет МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ».
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из п. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
В п. 20 ст. 2 Закона об образовании указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Как следует из ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В силу статьи 36 Федерального Закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2014 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», которым установлена периодичность обследования технического состояния зданий и сооружений: первое обследование - не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункт 4.2).; обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении расчетных сроков службы или сроков безаварийной эксплуатации, установленных в отчете (заключении по результатам предыдущего обследования; для принятия решения возможности дальнейшей эксплуатации или сносе (демонтаже) здания (сооружения) или его части (пункт 4.3).
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2014).
Судом установлено, что здание МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, д.37 А, построено в 1958 г.
Однако, вопреки вышеуказанным требованиям закона в МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ с момента строительства этого здания и введения его в эксплуатацию, обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.
Установлено, что до настоящего времени требования законодательства в сфере антитеррористической защищённости не устранены, мероприятия по обследованию технического состояния здания образовательного учреждения МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, д. 37А, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2024, не проводились, что ответчиками не оспаривалось.
Вышеуказанные нарушения создают условия и предпосылки для возникновения на территории Учреждения реальной угрозы для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, для возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ (далее БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), является в том числе, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).
Учитывая, что функции и полномочия учредителя, а также функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении МБДОУ детский сад № 62 «Малыш» от имени Администрации г. Улан-Удэ осуществляет МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ», принятие решения о финансировании требуемых прокурором мероприятий относится к их компетенции, на «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», надлежит возложить обязанность по принятию мер, направленных на обеспечение финансирования мероприятий по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, 37а, установив срок 1 год для исполнения решения суда, что соответствует критериям разумности.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. Отсутствие средств, необходимых для исполнения решения суда, не может быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от 09.11.2017 № 2516-О) высказывался о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности подведомственных им объектов (территорий).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Возложить на Комитет по образованию г. Улан-Удэ обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда принять меры, направленные на обеспечение финансирования мероприятий по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ детский сад № № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, 37а.
Возложить на МБДОУ детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ, обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пестеля, 37а.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: С.Л. Доржиева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.09.2024.