РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2018 года ....
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Мухаметовой Н.Р., при секретаре ФИО6, с участием заместителя прокурора ФИО12, представителя ответчика ДНТ «Таежное» ФИО38, действующей по доверенности от **/**/****, представителя ответчика администрации .... муниципального образования ФИО7, действующей на основании доверенности от **/**/****, представителя ответчика Министерства имущественных отношений .... ФИО13, действующего на основании доверенности от **/**/****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску .... к ДНТ «Таежное», администрации .... муниципального образования, Министерству имущественных отношений .... о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в собственность, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
.... обратился в суд с указанным исковым заявлением к ДНТ «Таежное», администрации .... муниципального образования.
Определением суда от **/**/**** Министерство имущественных отношений ...., исключено из числа третьих лиц и в соответствии со ст. 40 ГПК РФ привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В обоснование заявленных исковых требований прокурором указано, что **/**/**** в администрацию .... муниципального образования обратился председатель ДНТ «Таёжное» ФИО19 с заявлением о выделении и предоставлении земельного участка площадью 10 га в районе .... под указанное ДНТ.
Распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике от **/**/**** №/з утверждена схема расположения земельного участка по адресу: ...., ДНТ «Таёжное».
Постановлением главы администрации Хомутовского муниципального образования от 04.06.2013г №-з испрашиваемому земельному участку присвоен адрес: ...., ....».
Постановлением мэра .... муниципального образования от **/**/**** № ДНТ «Таёжное» предоставлен земельный участок с кадастровым номером № для дачного строительства, бесплатно в пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.
На основании вышеуказанного Постановления **/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования и ДНТ «Таежное» заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком №.
За плату земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Льготное предоставление земли (на праве безвозмездного, срочного пользования) осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В данном случае предоставление земельного участка ДНТ «Таежное» в безвозмездное срочное пользование осуществлялось в соответствии с ФЗ № 66-ФЗ.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрен порядок предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков, согласно которому орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления, о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В ходе прокурорской проверки установлено, что за период действия ФЗ № 66-ФЗ в администрацию .... не поступало ни одного ходатайства от органов местного самоуправления, по месту регистрации граждан о выборе земельных участков и о формировании персонального состава членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; в администрации .... муниципального образования нет информации об утверждении списков граждан, подавших заявления о предоставлений земельных участков в ДНТ «Таежное».
При рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка ДНТ «Таежное», в администрацию данным ДНТ был предоставлен предварительный список членов товарищества. Список формировался товариществом самостоятельно.
В списке членов ДНТ «Таежное» значится 61 гражданин, все указанные лица зарегистрированы на территории ..... На учете в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в администрации .... они не состояли.
Таким образом, предоставление ДНТ «Таежное» земельного участка с кадастровым номером № осуществлено в нарушение, ст. 13 ФЗ № 66-ФЗ в отсутствие списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огороднических или дачных земельных участков.
Порядок определения предельного размера земельного участка предусмотрен п. 2 ст. 14 ФЗ № 66-ФЗ на основании данных о количестве членов объединения граждан для ведения дачного хозяйства.
В соответствии с изложенным, формирование списков членов ДНТ «Таежное» и внесение в него, лиц, нуждающихся в получении садовых, огороднических, или дачных земельных участков являлось определяющим для обоснования предоставляемой площади общего земельного участка под ДНТ.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ФИО8, Воронин В:.М., ФИО9, ФИО10, ФИО11, поименованные в вышеуказанном списке членами ДНТ «Таежное» не являлись, заявлений о вступлении в члены ДНТ не подавали, с заявлениями о включении их в данный список не обращались, членских книжек на их имя не выдавалось, владельцами и собственниками земельных участков в ДНТ «Таежное» не являлись и не являются.
Также проверкой установлено, что указанные в предварительном списке членов ДНТ «Таежное» адреса проживания ряда граждан являются вымышленными, по указанным адресам располагаются нежилые объекты или вовсе отсутствуют строения.
Кроме того, по адресам проживания некоторых граждан, указанных в предварительном списке, указанные лица не проживают более 5 лет и имеют иные места жительства, нежели указанные в данном списке.
Срок исковой давности обращения с настоящим исковым заявлением подлежит исчислению с даты поступления информации Министерства имущественных отношений .... в прокуратуру района по запросу законности вынесения администрацией .... муниципального образования Постановления от **/**/**** № о предоставлении ДНТ «Таежное» земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, Постановление администрации .... муниципального образования от 23.10.2013г. № о предоставлении ДНТ «Таёжное» земельного участка с кадастровым номером № является недействительным в силу закона, а заключенный, на основании данного Постановления договор безвозмездного срочного пользования от **/**/**** № является ничтожной сделкой.
В результате издания незаконного правового акта и заключения на основании данного акта договора безвозмездного срочного пользования земельным участком нарушены интересы Российской Федерации и .....
На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным Постановление мэра .... муниципального образования от **/**/**** № «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Таёжное»;
признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от **/**/**** №, применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ДНТ «Таёжное» передать земельный участок с кадастровым номером №, площадью 100 000 кв.м., расположенного, по адресу: ...., дачное некоммерческое товарищество «Таёжное» .... в лице Министерства имущественных отношений .....
Заместитель прокурора .... ФИО12 заявленные исковые требования поддержала на основании доводов искового заявления, суду пояснила, что срок исковой давности прокурором не пропущен, поскольку о нарушении прав прокурору стало известно только **/**/****, то есть с момента получения письма от Министерства имущественных отношений .....
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений .... ФИО13 исковые требования признал, суду показал, что дачное некоммерческое товарищество «Таёжное» создали три человека, которые в нарушение требований действующего законодательства присвоили спорный земельный участок. Полагает, требования прокурора законными и обоснованными; администрация .... не могла обоснованно определить количество и площадь предоставляемых земельных участков, предварительный список членов ДНТ не соответствует действительности. Срок исковой давности прокурором не пропущен, поскольку **/**/**** министерство передало прокурору документы о выделении земельного участка ДНТ «Таежное».
Представитель ответчика администрации .... муниципального образования ФИО7 заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что приведенные прокурором доводы не являются основанием для признания постановления незаконным, поскольку действующее законодательство на момент предоставления спорного земельного участка предусматривало предоставление земельных участков по иному принципу, согласно которому земельный участок предоставляется образованным и зарегистрированным юридическим лицам. ДНТ «Таежное» было зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем у администрации отсутствовали правовые основания к отказу в предоставлении земельного участка. Законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления проводить проверку предварительных списков лиц ДНТ, в связи с чем, утверждения прокурора о фальсификации сведений в данном списке не могут повлиять за законность предоставления земельного участка ДНТ «Таежное».
В материалы дела также представлен отзыв .... муниципального образования на исковое заявление (Л.д.64-68 Том 1), согласно которому земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в безвозмездное пользование из земель государственная собственность, на которые не разграничена, на основании Договора безвозмездного срочного пользования от **/**/**** №, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике и ДНТ «Таежное».
Данный Договор был заключен на основании постановлений администрации .... муниципального образования от **/**/**** № «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Таежное», от **/**/**** № «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка и предварительном согласовании места для размещения дачного некоммерческого товарищества «Таежное».
Указанные акты были приняты в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от **/**/**** № 137-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка, ст. 14 Федерального закона от **/**/**** №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Закон № 66-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка, ст.29 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка, ст. ст. 39, 45, .... муниципального образования.
В соответствии со ст. .... от **/**/**** №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований .... и ....» правопреемником администрации .... муниципального образования, осуществляющим полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с **/**/**** стало Министерство имущественных отношений ..... В связи с чем, ссудодателем по Договору с **/**/**** является Министерство имущественных отношений ..... Договор между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политики и ДНТ «Таежное», а также документы, на основании которых он был заключен, были переданы в Министерство имущественных отношений .... **/**/**** на основании акта приема-передачи.
В связи с указанными обстоятельствами полагают, что администрация Иркутского районного муниципального образования привлечена к участию в деле в качестве ответчика необоснованно. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Согласно п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ, в редакции на момент предоставления земельного участка, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со ст. 14 Закона № 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Указанным законом установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Учитывая изложенное, предоставление земельных участков администрацией Иркутского района законно осуществлено как на землях сельскохозяйственного назначения, так и на землях населенных пунктов.
Таким образом, земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов также могут быть предоставлены для целей, установленных Законом № 66-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона № 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, которая предусматривает, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Таким образом, администрация Иркутского районного муниципального образования, принимая решение о предоставлении земельного участка ДНТ «Таежное», действовала в рамках своих полномочий.
Отсутствие утвержденного органом местного самоуправления списка членов товарищества не свидетельствует о нарушении порядка создания Товарищества и получения земельного участка для ведения дачного хозяйства, поскольку ДНТ было создано в соответствии с иным принципом (пункт 5 статьи 14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось после регистрации его в качестве юридического лица. Следовательно, требование прокуратуры о необходимости утверждения списка членов дачного товарищества органом местного самоуправления не основано на нормах закона.
Наличие списка членов объединения по правилам пункта 4 статьи 13 указанного Закона необходимо исключительно для определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, поскольку расчет производится исходя из установленных норм: предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Данный список обязателен к представлению для решения вопроса о формировании земельного участка, однако требований о его утверждении органом местного самоуправления в случае обращения с заявлением ранее зарегистрированного объединения Закон №66-ФЗ не содержит.
В этой связи несоблюдение процедуры, предусмотренной статьей 13 Закона № 66-ФЗ, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в случае представления товариществом списка его членов.
Законом не предусмотрена обязанность администрации Иркутского районного муниципального образования проверять достоверность сведений в отношении указанных в списках членов товарищества, предоставленных ДНТ.
Кроме того, стороной ответчика - администрацией Иркутского районного муниципального образования заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности (Л.д.8-10 том 3), в обоснование которого указано, что **/**/**** в адрес администрации Иркутского района поступило письмо № Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры на основании поручения Прокуратуры Иркутской области, в рамках проводимой ее проверки соблюдения земельного законодательства, о предоставлении надлежащим образом заверенных копий правовых актов о предоставлении земельных участков некоммерческим объединениям, членам некоммерческих объединений, а также имеющихся документов, послуживших основанием для предоставления земельных участков объединениям, в том числе ДНТ «Таежное».
Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике **/**/**** письмом от **/**/**** № в ответ на письмо от Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры были предоставлены запрашиваемые материалы по предоставлению земельного участка ДНТ «Таежное».
Таким образом, исходя из смысла действующего федерального законодательства, прокуратура Российской Федерации - это единая система органов надзора и течение сроков по заявлениям, обращениями иным документам начинает течь с момента их регистрации в любом органе Прокуратуры Российской Федерации.
С настоящим исковым заявлением, .... в интересах Российской Федерации обратился только **/**/****.
Следовательно, .... в интересах Российской Федерации был пропущен установленный законодательством срок для обращения с настоящим исковым заявлением в суд. Срок для обращения с указанными требованиями .... в интересах Российской Федерации истек **/**/****.
Представители ответчика дачного некоммерческого товарищества «Таёжное» ФИО38 и ФИО39, заявленные исковые требования не признали, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (Л.д.11-16 том 2). Полагают, позицию прокурора, на которой основаны исковые требования, не соответствующей действующему законодательству. Законом не запрещен порядок предоставления земельного участка ДНТ в отсутствие списка граждан нуждающихся в получении таковых. ДНТ «Таежное» было создано в установленном законом порядке и имело право обратиться за получением спорного земельного участка. .... муниципального образования при принятии оспариваемого прокурором постановления не было допущено нарушения требований земельного законодательства. Полагали, что прокурором пропущен срок исковой давности.
Определениями суда от **/**/**** (т. 1 л.д. 196-197) и от **/**/**** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Хомутовского муниципального образования, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО2, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО17, ФИО35, ФИО36, ФИО37, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли.
Обсудив причины неявки третьих лиц в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные в суд доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточности в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Дачное некоммерческое товарищество «Таёжное» зарегистрировано в качестве юридического лица **/**/****, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (Л.д. 38 том 1).
На общем собрании его учредителей **/**/**** утвержден Устав ДНТ «Таёжное», что подтверждается протоколом № общего собрания дачное некоммерческое товарищество «Таёжное» от **/**/**** (т. 2 л.д. 171-172).
Согласно Уставу ДНТ «Таёжное» (т. 2 л.д. 175-188), товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан – владельцев садовых земельных участков, предоставленных им или приобретенных ими с целью удовлетворения материальных и иных потребностей учредителей, а так же в целях объединения усилий и возможностей учредителей для содействия им и членам их семей в решении общих, социально-хозяйственных задач ведения садоводства и огородничества, содействия в организации здорового отдыха садоводов – учредителей и членов их семей (п. 1.1).
**/**/**** председатель дачного некоммерческого товарищества «Таёжное» ФИО19 действующий на основании решения общего собрания членов ДНТ и Устава обратился с заявлением в адрес мэра .... ФИО14 о выделении и предоставлении земельного участка площадью 10 га в районе .... под ДНТ «Таёжное» (Л.д.127 том 2).
Согласно представленной выписки из протокола № заседания межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/****, принято решение рекомендовать удовлетворить указанное заявление при условии внесения изменений в схему территориального планирования .... муниципального образования (Л.д. 170 том 2).
Распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике от **/**/**** №/з утверждена схема расположения земельного участка по адресу: ...., ....» (Л.д. 138 том 2).
Постановлением мэра .... муниципального образования от **/**/**** № ДНТ «Таёжное» предоставлен земельный участок общей площадью 100 000 кв.м. с кадастровым номером .... для дачного строительства, бесплатно в пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества (Л.д. 146 том 2).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка спорный земельный участок имеет кадастровый № площадь 100000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: под дачное строительство, местоположение: ...., дачное некоммерческое товарищество «Таёжное» (Л.д.147-148 том 2).
На основании вышеуказанного Постановления от **/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования и ДНТ «Таежное» заключен договор безвозмездного срочного пользования спорным земельным участком № (Л.д. 142-144 том 2).
Право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано, о чем суду представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество запрашиваемых сведений (Л.д.63 том 1).
Поскольку оспариваемые постановление и договор приняты 23.10.2013, суд при проверке законности указанных юридически значимых документов руководствуется положениями законодательства, действовавшего на указанную дату, в том числе утратившими силу на момент рассмотрения настоящего дела.
Статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) предусмотрены случаи предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование, данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Указанной статьей не предусмотрена возможность предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование дачному некоммерческому товариществу для дачного строительства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Статьей 34 Земельного кодекса установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для размещения дачного массива с целью ведения коллективного садоводства, нормы Земельного кодекса подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 66-ФЗ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) регламентирован порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке (пункты 4, 5 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по месту их жительства о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
Из сообщения председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечением администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** следует, что за период действия Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ в администрацию Иркутского района не поступило ни одного ходатайства от органов местного самоуправления по месту регистрации граждан о выборе земельных участков и о формировании персонального состава членов садоводческого огороднического или дачного некоммерческого объединения (Л.д. 34 том 1).
Также по информации комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечением администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** информации об утверждении списков граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков в ДНТ «Таежное» в период действия ФЗ № 66-ФЗ не имеется (Л.д. 30 том 1).
Согласно сообщению администрации г. Иркутска от **/**/**** (л.д. 31 том 1) в соответствии с Постановлением администрации города Иркутска от **/**/**** № «Об утверждении Порядка учета граждан, нуждающихся в получении садоводческих, огороднических или дачных земельных участков» комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска осуществляет учет граждан с 2015 года; ранее учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огороднических или дачных земельных участков, администрацией не осуществлялся.
Судом установлено, что при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка ДНТ «Таежное», в администрацию данным ДНТ был предоставлен предварительный список членов данного товарищества. Список формировался товариществом самостоятельно. На учете в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в администрации г. Иркутска они не состояли.
Согласно представленному списку членов ДНТ «Таёжное» по состоянию на **/**/**** численный состав членов ДНТ составил 22 человека (Л.д.189-190 том 1). Предварительный список членов ДНТ «Таежное», представленный в администрацию Иркутского муниципального образования содержит сведения о 61 человеке. При этом, только один человек содержится как в действующем, так и предварительном списке – ФИО19
Согласно сообщению и.о. начальника ОЭБиПК по Иркутскому району ОЭБиПК МУ МВД России «Иркутское» Малеева В.Д. в ходе проведенной работы установлено, что из представленного предварительного списка членов ДНТ «Таёжное» 5 человек было опрошено, которые пояснили что в период с 2010 г. по 2013г. к ним знакомые, родственники или иные лица с просьбой об оформлении земельных участков или включение их в предварительный список членов товариществ ДНТ «Таёжное» ни кто не обращался. О данной информации они узнали от сотрудников полиции впервые. Место расположения ДНТ «Таёжное» им не известно. Заявления о вступлении в члены данного товарищества не писали, членскую книжку не получали. Владельцами или собственниками земельных участков они не являются. По адресам 13 человек, было установлено, что они являются вымышленными, по указанным адресам располагаются нежилые объекты или вовсе отсутствуют строения. По остальным членам ДНТ было установлено расхождение указанных в списке адресов с фактическими адресами. (Л.д. 24-27 том 1).
Таким образом, администрацией Иркутского районного муниципального образования при принятии решения о предоставления спорного земельного участка учитывались сведения о 61 человеке, упомянутом в предварительном списке, желающем участвовать в ведении дачного строительства в рамках ДНТ «Таежное», а фактически на данный момент членами ДНТ являются 22 человека. При этом, сведения указанные в предварительном списке в отношении подавляющего большинства граждан являются недостоверными. Таким образом, размер выделяемого земельного участка под ДНТ «Таежное» не определен в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что фактически за решением вопроса о предоставлении спорного земельного участка к администрации района обратилось с заявлением ненадлежащее лицо и предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований Закона о садоводческих объединениях, привело к нарушению прав граждан, имеющих право на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о садоводческих объединениях.
Доводы ответчиков о том, что отсутствие списка членов объединения не являются основанием для признания постановления незаконным, поскольку действующее законодательство предусматривает предоставление земельных участков по иному принципу, согласно которому земельный участок предоставляется образованным и зарегистрированным юридическим лицам, является несостоятельным, ошибочным и основанным на неверном толковании норм права, поскольку из системного толкования приведенных норм Земельного кодекса РФ и Федерального закона № 66-ФЗ сведения о количестве граждан нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства, дачного строительства является определяющим для определения размера предоставляемого объединению граждан земельного участка.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются: гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более чем один год: религиозным организациям лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок строительства объекта недвижимости, а также в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.
Доказательств наличия условий, указанных в статье 24 ЗК РФ для предоставления дачному некоммерческому товариществу «Таёжное» земельного участка в безвозмездное срочное пользование не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом: для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии территории, религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, собственнику земельного участка при изъятии его для государственных нужд) федеральными законами Федерального закона №5-ФЗ от 09.01.1997 «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы, Федерального закона № 137-Федерального закона, до введения в действие земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов; Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были, совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Доказательства наличия правовых оснований, обусловливающих возможность предоставления ДНТ «Таежное» на праве безвозмездного срочного пользования спорного земельного участка, не представлено, в ходе судебного разбирательства наличие таких обстоятельств не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановление мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/****. № о предоставлении ДНТ «Таежное» земельного участка с кадастровым номером № является незаконным, противоречит требованиям приведенных правовых норм, действовавших на дату принятия оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
С учетом изложенного, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 23.10.2013 № 988 заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования и дачным некоммерческое товариществом «Таёжное» является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку совершена с нарушением требований статей 24, 29, 33 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 13, 14 Федерального закона N 66-ФЗ, при этом посягает на публичные интересы – нарушены права субъекта РФ – Иркутской области на распоряжение спорным земельным участком и права неопределенного круга лиц, состоящих в установленном законом порядке на учете нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
Рассматривая заявленное ходатайство стороны ответчиков о пропуске прокурором установленного законом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Статьей 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 1 статьи 181 ГК РФ Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Поскольку иск предъявлен не стороной спорных правоотношений и оспариваемой сделки, то по требованию о признании незаконным Постановления мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № срок исковой давности для прокурора начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права; по требованию об оспаривании сделки со дня, когда прокурор узнал или должен был узнать о начале ее исполнения.
Стороной ответчика заявлено, что с момента получения Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой письма комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике .... муниципального образования от **/**/**** о направлении по запросу прокуратуры (л.д. 14 том 3) копий материалов по предоставлению земельных участков различным ДНТ, в том числе ДНТ «Таежное» (л.д. 13 том 3).
Вместе с тем, с указанным доводом суд не может согласиться, поскольку надлежащих доказательств получения указанного письма Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой **/**/**** суду не представлено, так на сопроводительном письме отсутствует входящий штамп прокуратуры и иные сведения, позволяющие достоверно установить лицо, получившее указанные документы, имеется лишь неразборчиво написанная фамилия получателя, отсутствует указание на его должность. Кроме того, установить какие именно были переданы по этому письму документы, также не представляется возможным, поскольку перечень данных документов письмо не содержит.
Таким образом, суд полагает, что о нарушении прав оспариваемым постановлением и договором прокурор .... не мог узнать ранее проведенной прокурорской проверки на основании обращения Министерства имущественных отношений .... от **/**/****, то есть ранее 2017 года. С настоящим иском прокурор обратился в суд **/**/****, что следует из штампа входящей корреспонденции суда.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности прокурором при обращении с настоящим иском не нарушен.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Иркутского района к ДНТ «Таежное», администрации Иркутского районного муниципального образования, Министерству имущественных отношений Иркутской области - удовлетворить.
Признать незаконным Постановление мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Таежное».
Признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от **/**/**** №.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ДНТ «Таежное» передать земельный участок с кадастровым номером №, площадью 100 000 кв.м, расположенного по адресу: ...., ....» .... в лице Министерства имущественных отношений .....
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено **/**/****.
Судья Н.Р. Мухаметова