Дело № 2-5510/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2015 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Черновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к Красновой Е.В., Краснову В.В. о признании утратившими права пользования квартирой, об обязании исполнить обязательства по договору, признании права отсутствующим, признании права муниципальной собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с настоящим иском в суд по следующим основаниям:
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Красновой Е.В., Красновым В.В..
Многоквартирный жилой дом <адрес> является ветхим.
Во ДД.ММ.ГГГГ ответчики были переселены из ветхого жилья Администрацией <адрес> в жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается Договором долевого строительства жилья № от ДД.ММ.ГГГГ
Нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующими в указанный период переселения из ветхого жилья граждан и регулирующими порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, было предусмотрено оказание содействия со стороны государства в приобретении гражданам нового жилья взамен сносимого ветхого жилья путем направления из федерального бюджета средств на финансирование указанных мероприятий.
Так, основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.5 данного Закона, финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами РФ, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. №1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» приказом Минфина от 17.11.1998г. №53н был утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (далее – Порядок, утв. приказом Минфина от 17.11.1998г. №53 н).
Указанным Порядком (утв. приказом Минфина от 17.11.1998г. №53н) было предусмотрено:
1. Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов
1.1. Средства на финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов учтены в расходах федерального бюджета по виду расходов "Технические работы по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов" 420, коду экономической классификации расходов "Субсидии государственным организациям" 130110 Бюджетной классификации Российской Федерации.
1.2. Финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат:
а) технические работы:
- ликвидация горных выработок, демонтаж оборудования;
- ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ, разборка зданий, сооружений и демонтаж оборудования на поверхности;
- обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации;
- снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
- реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги жителям шахтерских городов и поселков;
1.5. При выполнении работ, услуг сторонними исполнителями расчеты с ними осуществляются в соответствии с имеющимися договорами, актами приемки выполненных работ (услуг).
В 20-дневный срок по окончании квартала получатель средств представляет в Минэнерго России отчет о выполненных работах и затратах и размерах их финансирования. К указанному отчету прилагается акт приемки выполненных работ, утвержденный в установленном порядке.
Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте "б" пункта 1.2, предусматриваются в Проекте ликвидации шахты (разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется каждые шесть месяцев Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации.
4. Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков
4.1. Средства на финансирование расходов на программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков учтены в расходах федерального бюджета по виду расходов "Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" 423, по кодам "Средства, передаваемые бюджетам других уровней" 130210 Бюджетной классификации Российской Федерации, "Строительство объектов производственного назначения, исключая строительство военных объектов" 240220 Бюджетной классификации Российской Федерации.
4.2. К расходам, связанным с реализацией программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, относится такой вид затрат, как - содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.3. Основанием для финансирования указанного направления является сводный план - график, трехсторонний договор об использовании средств государственной поддержки между Минэнерго России, администрацией субъекта Российской Федерации и администрацией шахтерского города (поселка).
4.4. Получателями средств государственной поддержки, предусмотренных для финансирования программ местного развития и обеспечения занятости в шахтерских городах и поселках, являются администрации шахтерских городов (поселков).
20. Контроль за целевым использованием средств государственной поддержки угольной промышленности осуществляют Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России и Госкомстат России. При этом органы федерального казначейства обеспечивают контроль за целевым использованием средств на основании представляемых получателями средств сметной и договорной документации, других необходимых документов, подтверждающих обоснованность и целевое направление расходов в соответствии с Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1995 г. N 135 и 28 января 1997 г. N 109).
Главным распорядителем средств государственной поддержки, в соответствии с указанными актами, являлось Министерство энергетики РФ, а получателями средств - органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков, организации, предприятия и учреждения угольной промышленности.
Данным Приказом были предусмотрены Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, которое включало в себя мероприятие по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Финансирование осуществлялось в соответствии с Проектом ликвидации шахты (разреза), утв. Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ (услуг), актами приемки выполненных работ (услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья.
Переселению подлежали граждане, внесенные в утвержденные и согласованные списки содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.
Граждане подлежат переселению из ветхого жилья ввиду его непригодного состояния для постоянного проживания, а также его сносом после переселения граждан в пригодные для постоянного проживания жилые помещения.
Т.о., из смысла указанных нормативных правовых актов гражданам со стороны государства оказывалось содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья путем направления из федерального бюджета средств на финансирование указанных мероприятий, т.е. новое жилье приобреталось гражданам при условии сдачи ими ветхого жилья органам местного самоуправления в целях дальнейшего его сноса в рамках указанных Мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов.
С 13 июля 2005 г. в действие вступил новый Порядок предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428) (далее - Порядок).
Пунктом 11 указанного Порядка (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428) предусмотрено:
Cоциальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В ДД.ММ.ГГГГ ответчиками было подписано обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу, в котором они обязались передать квартиру <адрес> Администрации <адрес> взамен предоставляемой им квартиры <адрес>.
В настоящее время ответчики не снялись с регистрационного учета по адресу: <адрес> (ветхое жилье), в новом жилом помещении по указанному адресу в <адрес>, приобретенном на денежные средства из федерального бюджета не зарегистрировались.
Однако, в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов ответчиком не было выполнено основное условие предоставления социальной выплаты - безвозмездная передача этого жилого помещения органу местного самоуправления (Администрации <адрес>) и правоустанавливающих документов.
Т.о., обязательства по безвозмездной передаче ветхого жилья и правоустанавливающих документов Администрации <адрес>, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области сложившихся правоотношений не исполнены.
Администрация <адрес> заключила с договор № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ, на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности (далее - Договор) с ответчиками, согласно которому их семье была предоставлена социальная выплата в объеме 1 146 600 рублей для участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Администрация <адрес> обязательства, предусмотренные п.2.1.1 по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, перед семьей ответчиков исполнила в полном объеме.
Во ДД.ММ.ГГГГ семья ответчиков, была переселена из ветхого жилья в пригодное для проживания жилое помещение
Однако, обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные п.2.2.2., ответчиками в том числе и по безвозмездной передаче Администрации г.Шахты жилого помещения, квартиры <адрес> исполнены не были в полном объеме.
Данная передача должна была осуществиться в соответствии с п. 11 Постановлением правительства РФ №428 от 13.07.2005г. «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков».
Пунктом 2.1. Договора № от ДД.ММ.ГГГГ на представление социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома предусмотрены обязанности Администрации г. Шахты, которые были исполнены в полном объеме.
Пунктом 2.2.2 указанного Договора также были предусмотрены и обязанности «граждан» (ответчиков), не исполненные в полном объеме на момент обращения Администрации г. Шахты в суд.
В соответствии с п. п. 2.2.1 указанного Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики приняли на себя обязанность « в течение 3-х месяцев с даты подписания настоящего договора осуществить самостоятельный поиск подходящего жилья, заключить договор участия в долевом строительстве с застройщиком многоквартирного дома, зарегистрировать его в управлении федеральной регистрационной службы по Ростовской области (в соответствии с п.2.1.2 настоящего) и представить указанный документ в Администрацию г.Шахты».
В соответствии с п. п. 2.2.2 указанного Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики также приняли на себя обязанность «безвозмездно передать Администрации в срок не позднее двух лет после заключения договора участия в долевом строительстве (в месячный срок после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности) занимаемое им жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке и на условиях, установленных соглашением о безвозмездной сдаче (передаче) жилого помещения. Соглашение является неотъемлемой частью настоящего договора».
Однако, взятые на себя обязательства ответчики не исполнили в настоящее время.
Между тем, п.4.1. Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что «договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами».
Статьей 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов…
Также статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств: односторонни отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются…
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время не расторгнут в судебном порядке, как и не расторгнуто соглашение о безвозмездной сдаче (передаче) жилого помещения, данное ответчиком Администрации г. Шахты.
Однако, ответчиками не были исполнены обязательства перед Администрацией г. Шахты по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ и у Администрации г. Шахты не возникло право собственности на ветхое жилье - квартиру <адрес>.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания прекращения права собственности.
Так, в соответствии с п.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из представленных документов ответчики отказались от собственности на ветхое жилое помещение (<адрес>), подписав обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В этой связи, следует, что право собственности, зарегистрированное за ответчиками на квартиру <адрес>, подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик отказалась от права собственности на указанное жилое помещение, соответственно право собственности на квартиру № в указанном доме прекратилось.
Статьей 236 ГК РФ также установлено, что «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п.1 ст. 235,236 ГК РФ, право собственности за ответчиками подлежит прекращению, поскольку как собственники, фактически отказались от права собственности на свое имущество (квартиру №), расположенное по адресу: Россия, <адрес>, а у муниципального образования возникло право собственности на указанное жилое помещение.
Администрация г. Шахты просит суд признать Краснову Е.В., Краснова В.В. утратившими право пользования квартирой <адрес>; обязать Краснову Е.В., Краснова В.В. исполнить обязательства, предусмотренные в п. 2.2.2 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ - предоставить правоустанавливающие документы на квартиру <адрес> (свидетельства о государственной регистрации прав собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ) и безвозмездно передать Администрации жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке и на условиях, установленных соглашением о безвозмездной сдаче (передаче) жилого помещения; признать отсутствующим право собственности на квартиру <адрес>, зарегистрированное за Красновой Е.В., Красновым В.В. (кадастровый номер объекта №); признать за Муниципальным образованием «Город Шахты» право собственности на квартиру <адрес>.
Представитель Администрации города Шахты по доверенности Коваль С.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчики Краснова Е.В., Краснов В.В. в судебное заседание не явились, ранее были приобщены к материалам дела письменные заявления, согласно которым Краснова Е.В., Краснов В.В. с исковыми требованиями Администрации г. Шахты согласны, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 42,44).
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ч.1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» ФИО1 была предоставлена субсидия для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания.
Установлено, что Администрация г.Шахты заключила договор № от ДД.ММ.ГГГГ с Красновой Е.В., согласно которому ответчику была предоставлена субсидия в объеме 1 146 600 руб., для участия в долевом строительстве многоквартирного дома из расчета общей площади на семью 42,0 кв.м. (л.д. 20-21).
Во ДД.ММ.ГГГГ Краснова Е.В. с составом семьи из 2 человек – сын Краснов В.В. были переселены из ветхого жилья в пригодное для проживания жилое помещение – квартиру <адрес> право собственности на которое оформлено в установленном законом порядке.
Установлено, что квартира <адрес> принадлежит на праве частной собственности Красновой Е.В. и Краснову В.В. по 1/2 доли каждому на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность в порядке приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: №, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.35-36).
Как установлено судом, что право собственности на квартиру <адрес> зарегистрировано за Красновой Е.В. и Красновым В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3 ст.173 ГПК РФ), если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ).
В силу ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Признание иска ответчиком им подписано и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, поскольку ответчики Краснова Е.В. и Краснов В.В. письменно признали исковые требования Администрации г. Шахты, о чем приобщено заявление, то суд считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Указанные обстоятельства считаются судом установленными, поскольку подтверждены исследованными в судебном заседании материалами дела, на которые суд сослался выше.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст.59, 60 ГПК РФ, и вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации города Шахты к Красновой Е.В., Краснову В.В. о признании утратившими права пользования квартирой, об обязании исполнить обязательства по договору, признании права отсутствующим, признании права муниципальной собственности на квартиру - удовлетворить.
Признать Краснову Е.В., Краснова В.В. утратившими право пользования квартирой <адрес>.
Обязать Краснову Е.В., Краснова В.В. исполнить обязательства, предусмотренные в п. 2.2.2 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ - предоставить правоустанавливающие документы на квартиру <адрес> (свидетельства о государственной регистрации прав собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ) и безвозмездно передать Администрации жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке и на условиях, установленных соглашением о безвозмездной сдаче (передаче) жилого помещения.
Признать отсутствующим право собственности на квартиру <адрес>, зарегистрированное за Красновой Е.В., Красновым В.В. (кадастровый номер объекта №).
Признать за Муниципальным образованием «Город Шахты» право собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья __________________ И.В. Семцив