Решение по делу № 2а-299/2019 от 11.09.2019

Дело № 2а-299/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2019 г. с. Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Унутова Э.Д., при секретаре Мерушевой С.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Шебалинского района Республики Алтай Шатилова В.В. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования Шыргайтинское сельское поселение о признании незаконным бездействия по содержанию кладбищ, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика по содержанию кладбища в с.Шыргайта Шебалинского района Республики Алтай в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и по оформлению права собственности на земельный участок, на котором расположено данное кладбище, а также по созданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела. Возложить на административного ответчика обязанности в течение 12 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда: устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию данного кладбища, а именно: разделить территорию кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); принять меры по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок в с.Шыргайта Шебалинского района Республики Алтай, на котором расположено кладбище; создать на территории Шыргайтинского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности.

Заслушав заместителя прокурора Шебалинского района Шатилова В.В., поддержавшего административный иск, представителя административного ответчика Садучину А.С., признавшую административный иск в части оформления земельного участка, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" устанавливает следующее.

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них, в частности кладбищами для захоронения тел (останков) умерших (п.1 ст.4). Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (пункты 1, 4 ст.18).

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункты 1, 4 ст.17).

Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29)

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9).

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12).

В Указе Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба - хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

В соответствии с п. 22 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.4 ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 32-РЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай", п.17 ст.4 Устава МО Шыргайтинское сельское поселение организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в сельском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Согласно п.1 ч.1 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения (абзац 3 п.1 ст.99).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам специального назначения (абзац 7 п.1 ст.85).

В силу ч.13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые, в частности кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. п. 1.1 - 1.2 ).

Согласно абзацу 8 п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

Вместе с тем, согласно акту прокурорской проверки от 26.08.2019, подписанному и.о. главы МО Шыргайтинское сельское поселение Таркрашевой А.В., в данном сельском поселении отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, на земельный участок, на котором расположено кладбище, не оформлено право муниципальной собственности, территория кладбища не разделена на функциональные зоны.

В судебном заседании представитель административного ответчика Садучина А.С. пояснила, что земельный участок под кладбищем в с.Шыргайта не сформирован, на кадастровый учет не постановлен, в реестре муниципальной собственности не состоит, его границы не определены, на него право муниципальной собственности на зарегистрировано. Утвержденный проект устройства кладбища отсутствует.

Указанное нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории соответствующего поселения.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В связи с указанным, поскольку признание административного иска в части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии с частями 3, 5 ст.46, ст.157 КАС РФ принимает также признание административного иска в части представителем административного ответчика и решение об удовлетворении административного иска.

Информация БУЗ «Шебалинская районная больница» от 04.10.2019 о том, что на базе этой больницы вскрытие трупов не производится в связи отсутствием лицензии по патологической анатомии и в штате учреждения патологоанатома, на 2019 год БУЗ РА «Шебалинская РБ» заключен договор на вскрытия с БУЗ «Чемальская РБ», а также постановление главы МО «Шебалиснкий район» от 24.01.2019 № 25-П «Об установлении стоимости услуг по погребению на 2019 год», доводы представителя административного ответчика об экономической необоснованности создания специализированной службы из-за малой численности смертей не могут являться основанием отказа в удовлетворении искового требования о его создании, поскольку отсутствие специализированной службы нарушает права жителей сельского поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг.

В соответствии с характером административных исковых требований суд полагает разумным заявленный прокурором срок исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования Шыргайтинское сельское поселение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие сельской администрации МО Шыргайтинское сельское поселение по содержанию кладбища в с.Шыргайта Шебалинского района Республики Алтай в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и по оформлению права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в с.Шыргайта Шебалинского района Республики Алтай, а также по созданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Возложить на сельскую администрацию МО Шыргайтинское сельское поселение обязанности в течение 12 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда:

устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбища в с.Шыргайта Шебалинского района Республики Алтай, а именно: разделить территорию кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

принять меры по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок в с.Шыргайта Шебалинского района Республики Алтай, на котором расположено кладбище;

создать на территории Шыргайтинского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение составлено 11.10.2019.

Председательствующий Э.Д. Унутов

2а-299/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай
Ответчики
Администрация МО "Шыргайтинское сельское поселение"
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
shebalinsky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее