Решение по делу № 2а-4094/2018 от 09.07.2018

    Дело а-4094/2018

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19 сентября 2018 года                                                                                                  г.Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,

при секретаре Васильеве Н.Н.,

с участием представителя административного истца по доверенности от 02.04.2018г. Гребенщиковой С.Ю.,

административного ответчика Трещалина Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Трещалину Николаю Федоровичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Воронежской областио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Трещалину Н. Ф. о взыскании суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016г. в размере 5580 руб.

Из иска усматривается, что согласно представленному МИФНС России №1 по Воронежской области отчету об оценке № 175-1/17 от 02 ноября 2017г. на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый , находится жилой дом, примерной площадью 60 кв. м. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Трещалину Н.Ф.

Трещалиным Н.Ф. право собственности на возведенный жилой дом не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Обязательства по уплате налога на имущество Трещалиным Н.Ф. не исполняются.

Используя земельный участок по его целевому назначению, ответчиком был возведен жилой дом, о чём свидетельствует акт от 26 мая 2017г., составленный экспертной комиссией в составе инспектора землепользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области начальника отдела градостроительной деятельности, кадастрового инженера, главного государственного налогового инспектора.

Согласно акту обследования от 26 мая 2017г. на земельном участке, принадлежащемна праве собственности ответчику, возведен жилой дом, имеющий закрытый тепловойконтур (окна застеклены, двери и крыша установлены), оборудованный коммуникациямиводоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. Подведение коммуникаций подтверждается справками об открытии лицевых счетов из администрации Карачунского сельского поселения, ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж». Наличие застекленных окон, крыши, очага отопления, электроснабжения, подведение коммуникаций свидетельствует о готовности жилья к эксплуатации.

Трещалин Н.Ф. уклоняется от государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, которое приобрел в порядке, предусмотренном ст.218 ГК РФ, в установленном порядке.

На основании сведений администрации Рамонского муниципального района <адрес>, в собственности Трещалина Н.Ф., проживающего по адресу: 394006, <адрес>, <адрес> <адрес>, 1, находятся: - жилой дом примерной площадью 60 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 36:25:2500027:15 по адресу: <адрес>, рыночной стоимостью 1860000 руб.

При таких обстоятельствах истец в обоснование заявленных требований представляет следующий расчет налога на имущество физических лиц: 1 860 000,00 руб. (рыночная стоимость, руб.) х 0,3% (налоговая ставка) = 5 580 руб. (налог за 2016 г.).

Трещалину Н.Ф. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19359 от 28.02.2018 г.

В установленный срок требование не было исполнено.

09.04.2018г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Воронежской области обратилась в соответствии со ст. 17.1 К АС РФ с заявлением о вынесении судебного приказа.

07.05.2018г. мировым судьей судебного участка № 3 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебный приказ №2а-403/18 от 16.04.2018г. отменен на основании ст. 123.7 КАС РФ.

    В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Гребенщикова С.Ю. поддержала требования, заявленные в административном иске, просила их удовлетворить, поясняла по иску.

    В судебном заседании административный ответчик Трещалин Н.Ф. иск не признал, просил оставить требования без удовлетворения, пояснял по письменному отзыву.

    Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов в срок закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

         В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ, в редакции, действующей на момент сложившихся правоотношений (в ред. от 29.12.2014г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015г.), - с положениями ст. 399 Налогового Кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно положениям ст. 400 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения, в соответствии с положением ст.401 Налогового Кодекса РФ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В соответствии с положениями ст. 402 Налогового Кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения производиться не будет.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (ч.2).

Согласно Информации Федеральной налоговой службы Воронежская область отнесена к регионам, в которых с 2016г. налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Сведения об объектах налогообложения налогом на имущество физических лиц и правах на них, в том числе о кадастровой стоимости, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в порядке, установленном статьей 85 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с Законом Воронежской области от 19.06.2015 N 105-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2016 года является единой датой применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением совета народных депутатов Карачунского сельского поселения <адрес> от 06.11.2015г. установлен и введен в действие налога на имущество физических лиц на территории Карачунского сельского поселения <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости в соответствии со ст.403 Налогового кодекса РФ, утверждены ставки налога.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ).

В целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости (п. п. 3 - 5 ст. 403 НК РФ):

- по квартире - 20 кв. м;

- по комнате - 10 кв. м;

- по жилому дому - 50 кв. м.

Данный вычет применяется ко всей кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости независимо от количества сособственников.

Согласно ч. 4 ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Обязательная государственная регистрация прав на недвижимое имущество предусмотрена положениями части 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также положениями статьи 4 ранее действовавшего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с положения ст. 406 Налогового Кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в соответствии с положениями ч.2 ст. 409 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

        В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

        Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

        В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

        В обоснование иска истец указывает, что в спорный налоговый период 2016г. ответчику принадлежало следующее имущество:

- жилой дом примерной площадью 60 кв., расположенный на земельном участке по адресу <адрес>.

Налогообложению подлежит объект, принадлежащий собственнику на законных основаниях.

Принадлежность объекта налогооблажения административному ответчику сторонами по делу не оспаривалась. Однако было установлено, что созданный административным ответчиком объект недвижимости - садовый дом на кадастровый учёт не поставлен, право собственности на него административным ответчиком в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Из дела усматривается, что главой Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> ФИО5, инспектором землепользования администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> ФИО6 и налоговым инспектором ФИО7 было выявлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> находится домовладение, готовое к эксплуатации, право собственности на которое не оформлено. Площадь строения была определена комиссией приблизительно, она составила – 60 кв.м., строение признавалось имеющим закрытый тепловой контур, оборудованное коммуникациями водоснабжения и электроснабжения. О выявленном факте был составлен акт комиссионного осмотра здания (помещения) от ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГг. ИП ФИО8 руководителем отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района <адрес> ФИО9 было дано поручение: произвести оценку величины платы за использование жилых домов, в частности, жилого дома примерной площадью 60 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 36:25:2500027:15, по адресу: <адрес>.

В соответствии с выпиской из отчета от ДД.ММ.ГГГГг., подготовленной ИП ФИО8, итоговая рыночная стоимость объекта оценки составила на ДД.ММ.ГГГГг. 1860000 руб.( л.д.11-14,17-19,20, 21,22).

Согласно ст. 396 Налогового Кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи: (налоговая база х налоговая ставка)/12 месяцев х количество месяцев, за которое производится расчет.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового Кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, налоговым органом Трещалину Н.Ф. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19359 от 28 февраля 2018 г. Об уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов за 2016г. Сумма исчисленного налоговым органом налога на имущество физических лиц за период 2016 г. к уплате была указана как 5580 руб. (л.д. 7). Срок оплаты - не позднее 27 марта 2018г.

Как усматривается из дела административный ответчик, получив налоговое уведомление, отказался от его оплаты, что и послужило основанием для судебного взыскания обязательного к оплате платежа.

Между тем, судом при проверке расчета заявленных требований, представленного в исковом заявлении, было установлено, что за налоговую базу инспекцией была принята рыночная стоимость садового дома, рассчитанная ИП Каймановой Ю.И. - 1860000 руб., то есть, допущена существенная ошибка, поскольку, как было указано ранее, налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется в данном конкретном случае исходя из её кадастровой стоимости.

Представитель административного истца не отрицала, что при выставлении ответчику налогового требования у Инспекции отсутствовали сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Более того, суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат и сведений об осуществлении государственной регистрации права собственности ответчика на указанный садовый дом. Сам ответчик, признавая свое право на объект строительства, указывает, что в настоящее время он (дом) в Единый государственный реестр недвижимости не включен, процедура постановки на учет не завершена.

На основании изложенного, суд считает, что у налогового органа отсутствовали основания, для расчета налоговых платежей исходя из рыночной стоимости постройки в отсутствие сведений о зарегистрированных за ответчиком прав собственности на неё.

При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленного административного иска, доводы, изложенные в нём, пояснения представителя истца в судебном процессе не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для постановления по существу иного решения суда. При этом суд учитывает, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила и порядок взыскания налогов и сборов, обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Трещалину Николаю Федоровичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                  Е. В. Пономарева

        Решение суда в окончательной форме принято 21.09.2018г.

2а-4094/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №1 по ВО
Ответчики
Трещалин Н. Ф.
Трещалин Николай Федорович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Судья
Пономарева Елена Владимировна
Дело на странице суда
lensud.vrn.sudrf.ru
09.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
12.09.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
12.09.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.09.2018[Адм.] Судебное заседание
21.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Рассмотрение дела начато с начала
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело передано в архив
19.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее