72RS0013-01-2024-003253-07
Дело № 2-3516/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 07 июня 2024 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Носовой В.Ю.,
при секретаре Мукминовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотникова Дениса Витальевича к Управе Калининского АО г. Тюмени о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Плотников Д.В. обратился в суд с иском к Управе Калининского АО г. Тюмени о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения – общей площадью 57,4 кв.м., расположенного на первом этаже девятиэтажного жилого дома <адрес> и имеющего отдельный самостоятельный вход. Перепланировка, согласно обследованию ООО «Метр-А», заключается в выполнении входной группы к нежилому помещению, площадью 32 кв.м., в связи с чем площадь объекта стала составлять 89,4 кв.м. истец указывает, что перепланировка была выполнена в целях предотвращения схода снега с кровли на посетителей магазина, а потому данные изменения просит сохранить.
Истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца Журавлева Т.А. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика Управы Калининского административного округа Администрации г.Тюмени Сумский О.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, так как произведенные истцом изменения перепланировкой не являются, установка крыльца изменила фасад здания, уменьшила имущество собственников жилых помещений, общее собрание собственников не проводилось, документы о принадлежности земельного участка не представлены.
Представитель третьего лица ТСН «Мечта» Кликушина И.А. в судебном заседании отметила, что в результате произведенных истцом работ, произошло изменение фасада здания, собрание по данному поводу Плотников Д.В. не собирал, оно планируется на июль.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее:
С октября 2018 года Плотников Д.В. является собственником нежилого помещения, общей площадью 57,4 кв.м., расположенного на первом этаже девятиэтажного жилого дома <адрес> (кадастровый номер №) (л.д. 16-17).
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
На основании ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 17 вышеуказанного Кодекса, помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 25 Жилищного кодекса РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч. 4 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации: орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав (статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации: самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность; собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Из частей 1 2, 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Типовым положением о территориальных органах администрации города Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7, администрация Мотовилихинского района города Перми - территориальный орган администрации города Перми, осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района, при этом действует в интересах населения г. Перми.
На основании пункта 3.2.3.6 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7, администрация района согласовывает переустройство и/или перепланировку жилых помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено и следует из технического плана ООО «Метр-А», спорный объект недвижимости является входной группой для нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного в многоквартирном доме <адрес>, при этом площадь объекта до изменений составляла 57,4 кв.м., после чего площадь объекта стала составлять 89,4 кв.м. (л.д. 10-17).
Техническое заключение ООО МПФ «Легион-3000» указывает на соответствие несущих конструкций козырька нежилого помещения действующим строительным нормам и правилам, отсутствие нарушение каких-либо прав и законных интересов граждан (л.д. 18-47).
Вместе тем, несмотря на то, что кадастровый инженер ООО «Метр-А» указал на отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство для сохранения объекта в измененном состоянии, указанное обстоятельство существенного значения для рассматриваемого гражданского дела не имеет, поскольку собрание собственников помещений в многоквартирном доме на сохранение таких изменений получено не было, что не оспаривается, при этом в результате изменений изменен фасад здания, затронуто общее имущество собственников многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства(за исключением линейных объектов)-изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объеме), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из представленных в заключении фотографий, видно, что выполнено устройство входной группы, имеются ограждающие конструкции кровли. Следовательно, при выполнении работ были затронуты конструкции, которые являются общедомовыми в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 492 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД надлежащего качества и (или с перерывами, превышающими установленную продолжительность).
Таким образом, при выполнении работ истцом были изменен фасад многоквартирного дома, который являются общедомовым имуществом, в результате чего данные работы должны быть отнесены к реконструкции объектов капитального строительства.
Так как произведенные истцом изменения объекта выполнены без учета технических требований и норм, затрагивают несущие конструкций нежилого помещения и здания в целом, влияют на безопасность при эксплуатации и права собственников помещений в многоквартирном доме, что объективно подтверждается материалами дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в отсутствии решения общего собрания собственников жилых и иных нежилых помещений многоквартирного дома.
На основании изложенного руководствуясь ст. 25, 29, 36 Жилищного кодекса РФ, ст.14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Плотникова Дениса Витальевича к Управе Калининского АО г.Тюмени о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 18 июня 2024 года.
Председательствующий
судья В.Ю. Носова