Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2016 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тимофеевой Н.А.,
при секретаре Сербиной Ю.Р.,
с участием истца Шубиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1124 по иску Шубиной <данные изъяты> и Шубиной <данные изъяты> к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Шубина Н.И. и Шубина И.Ю. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования по закону. В обоснование иска указали, что <адрес> в соответствии с договором передачи №, заключенным с ЖЭУ-3 ПЖРТ <адрес>, была передана в совместную собственность им и ФИО2, который занимался оформлением всех документов, связанных с приватизацией жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер и после его смерти выяснилось, что процедура приватизации квартиры не была завершена, поскольку договор передачи квартиры не был зарегистрирован в администрации города Узловая и Узловского района, в связи с чем не было оформлено свидетельство о праве собственности на жилое помещение. По причине смерти ФИО2 в настоящее время завершить оформление квартиры в собственность не представляется возможным. Считают, что поскольку договор передачи квартиры в совместную собственность был заключен и в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» доли участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ признаются равными, считают, что вправе просить о признании каждой из них собственником 1/3 доли квартиры, а 1/3 долю в праве на квартиру включить в наследственное имущество ФИО2, который при жизни выразил свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, заключил договор его передачи, но не успел соблюсти все правила оформления документов.
Указали, что единственным наследником по закону к имуществу ФИО2 является его дочь Шубина Н.И., которая в установленном законом порядке не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако фактически вступила в права наследования, поскольку проживала с наследодателем на момент его смерти.
Ссылаясь на Постановление Пленума ВС РФ №8 от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»», ст.ст.165,218,1141 ГК РФ, ст.ст.1,2,3.1,8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», просят признать за Шубиной Н.И. право собственности на 2/3 доли <адрес> в порядке приватизации и в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать за Шубиной И.Ю. право собственности на 1/3 долю <адрес> в порядке приватизации.
Истец Шубина Н.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Истец Шубина И.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Узловая Узловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представил.
Представитель третьего лица Узловского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Начальник ФИО7 представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений не представила.
Представитель третьего лица ООО «УК Лидер» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений не представил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав истца Шубину Н.И., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ЖЭУ-3 ПЖРТ в лице руководителя ФИО8 передал <адрес> общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в совместную собственность ФИО2, Шубиной Н.И., Шубиной И.Ю., что подтверждается копий договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.3 указанного договора договор подлежит обязательной регистрации в администрации города (района). Свидетельство о регистрации является неотъемлемой частью договора передачи. Договор подписан и имеет печать передающей стороны, а также две подписи принимающей стороны (л.д.14).
Тогда же, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 как владелец квартиры заключил с ЖЭУ-3 ПЖРТ – исполнитель - договор на техническое обслуживание полученного жилого помещения, где обязался принимать и своевременно оплачивать выполненные по договору исполнителем работы, а также получаемые через исполнителя коммунальные услуги, плату за обслуживание жилого помещения владелец обязался перечислять на расчетный счет исполнителя. Договор заключен сроком на три года и может быть продлен на следующий срок, если за три месяца до окончания срока от владельца не последует заявление о его прекращении (л.д.18).
В указанной квартире по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояли на регистрационном учете сам ФИО2, его дочь Шубина Н.И. и внучка Шубина И.Ю. (л.д.51).
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установил основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью указанного Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4). Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6). Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст. 7).
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что ФИО2, пожелав принять участие в бесплатной приватизации занимаемого его семьей жилого помещения, не оформил в установленном порядке необходимые для этого документы, а именно не зарегистрировал его в администрации г.Узловая и Узловского района и Бюро технической инвентаризации.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися у истцов свидетельством о регистрации права собственности и регистрационного удостоверения, в которых отсутствуют отметки о регистрации перехода права собственности на спорную квартиру, а также подписи и печати компетентных лиц, справкой администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в администрации отсутствуют сведения о государственной регистрации перехода права собственности спорной квартиры, в архиве Узловского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по данным до 15.09.1998 года сведения о регистрации права собственности на спорную квартиру отсутствуют (л.д. 15-16,46,66).
Согласно техническому паспорту на жилое помещение, изготовленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м, сведений о самовольных перепланировках не имеется, субъект права на квартиру не зарегистрирован (л.д.21-26).
В настоящее время сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – <адрес> в ЕГРП не имеется (л.д.19).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира не состоит в реестрах муниципального имущества муниципальных образований город Узловая Узловского района и Узловский район (л.д.48,49).
На имя ФИО2, проживающего в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., был открыт лицевой счет № (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер (л.д.10).
Как указали истцы в исковом заявлении, о том, что процедура приватизации жилого помещения ФИО2 не была завершена, им стало известно после его смерти.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их. Из смысла приведенных статей закона следует, что если гражданин согласен осуществить приватизацию на предусмотренных приведенным законом условиях, то ему не может быть отказано в приватизации.
В силу ст. 2 Закона о приватизации приобрести право собственности в порядке приватизации возможно на жилые помещения, в которых граждане имеют право пользования.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Руководствуясь п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд учитывает, что договор передачи спорной квартиры заключен в установленном законом порядке, воля сторон была надлежащим образом выражена в заявлении о передаче в собственность истца квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и была направлена на приватизацию данной квартиры, на момент оформления договора передачи ФИО2 и истцы были зарегистрированы в жилом помещении, то есть имели право пользования этим жилым помещением. Иных лиц, которые бы имели право пользования спорным жилым помещением на момент заключения ДД.ММ.ГГГГ договора передачи №, не имелось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В настоящее время на регистрационном учете в спорной квартире состоят: Шубина Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ и Шубина И.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52,53), что подтверждает факт неучастия ими в приватизации иного жилого помещения.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что в настоящее время право пользования истцов и ФИО9 спорной квартирой ответчиком не оспаривается, как не оспаривается и сам договор передачи, учитывая несение истцами расходов по содержанию спорного жилого помещения, а также то, что в приватизации иного жилого помещения с момента заключения договора передачи до настоящего времени истцы участия не принимали, в настоящее время право собственности на жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, суд приходит к выводу о том, что отсутствие регистрации перехода права собственности само по себе не может повлечь недействительность договора передачи квартиры в собственность, поскольку указанный договор является заключенным с момента его подписания и считает, что ДД.ММ.ГГГГ по договору передачи № в совместную собственность ФИО2, Шубиной Н.И., Шубиной И.Ю. перешла <адрес>.
В соответствии со ст. 244 п. 5 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия – по решению суда, на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии со ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В настоящее время выяснить волю умершего ФИО2 по вопросу установления долей в спорной квартире не представляется возможным вследствие его смерти, этот вопрос разрешает суд, который при этом руководствуется положениями п.п. 1, 2 ст. 254 ГК РФ, согласно которой раздел общего имущества между участниками совместной собственности может быть осуществлен после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.
Оснований для отступления от принципа равенства долей собственников в общей собственности в судебном заседании не установлено.
Спорная квартира принадлежит троим собственникам, следовательно, устанавливая долевое участие собственников в <адрес> <адрес>, учитывая приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу о принадлежности ФИО2, Шубиной Н.И., Шубиной И.Ю. по 1/3 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру.
Поскольку ФИО2 умер, то с его смертью открылось наследство, в том числе, в виде 1/3 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Сведений о наличии завещания ФИО2 суду не представлено, судом не добыто.
По основаниям ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, наследником первой очереди по закону к имуществу ФИО2 является дочь Шубина Н.И., проживавшая с наследодателем на момент смерти в спорной квартире (л.д.11).
Родственные отношения ФИО2, Шубиной Н.И., Шубиной И.Ю. подтверждаются копиями свидетельств о рождении и регистрации брака (л.д.12,13).
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из копии наследственного дела к имуществу ФИО2 (л.д.39-42) усматривается, что в установленный законом срок, а именно ДД.ММ.ГГГГ, к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась Шубина Н.И. указав, что наследство ФИО2 заключается в доле квартиры <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Шубина Н.И. получила свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 на получение всех денежных компенсаций в ПАО Сбербанк России, в том числе компенсации на оплату ритуальных услуг.
В силу ч.2,4 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части имущества означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку принятие Шубиной Н.И. части наследства в виде денежных компенсаций в ПАО Сбербанк России подтверждается копией свидетельства о праве на наследство по закону, то в силу ч. 2 ст. 218 и ст.1152 ГК РФ к Шубиной Н.И. перешло право собственности на 1/3 долю <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░ ░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ 1/3 ░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░