Дело № 2а-3836/2019
УИД: 33RS0002-01-2019-004271-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
20 ноября 2019 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Новикове А.Е.,
с участием
представителя администрации <...>, УЗР администрации <...> Сафроновой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление Карташова С. В. о признании незаконным решения администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков; обязании утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Карташов С.В. через представителя обратился в суд с настоящим административным иском к административным ответчикам, в котором просит признать незаконным решение администрации <...> об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путем раздела земельного участка площадью 7 962 кв.м., расположенного по адресу: <...>, 13а с кадастровым номером ### выраженное в письме ### от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика в двухнедельный срок с даты принятия судом решения утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение ### к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ) и направить данное решение Карташову С.В.
Требования мотивированы следующим.
Карташову С.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <...>, 13 А. На момент перехода права собственности на здание в отношении земельного участка между Администрацией <...> и ООО Гостиница «Клязьма» заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из графического положения к договору аренды в отношении земельного участка площадью 7962 кв.м., была установлена жилая территориальная зона.
Апелляционным определением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен: переход права пользования земельным участком ### к истцу; фактическое проживание его в вышеуказанном доме; необходимость применения для расчета арендной платы ставки, установленной дл индивидуальных жилых домов.
Карташов С.В обратился в администрацию <...> с просьбой направить в его адрес проект договора. Ему было отказано, со ссылкой на то, что земельный участок находится в двух территориальных зонах О-1.1 и Р-8, площадь участка превышает предельно установленный Правилами землепользования и застройки <...> (ПЗЗ) размер земельного участка под жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию с просьбой привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка с целевым использованием и функциональным назначением расположенного на нем здания - назначение жилое, предназначенное для постоянного проживания заявителя и членов его семьи, просил предоставить указанный участок на праве аренды, направить проект договора аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в изменении вида разрешенного использования и предоставлении земельного участка по причине нахождения земельного участка в двух территориальных зонах и несоответствия площади предельному размеру земельного участка под содержание одноквартирного жилого дома.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ истец потребовал, привести Правила застройки и землепользования МО <...> в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами РФ, указав, что ГрК РФ запрещает вводить новые территориальные зоны или самопроизвольное их перемещение.
ДД.ММ.ГГГГ от администрации получен ответ о согласии с предложением об изменении границ территориальной зоны земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Карташов С.В. направил запрос о сроках внесения изменений в ПЗЗ в целях скорейшего оформления своих прав на земельный участок.
В дальнейшем Администрация сообщила о том, что в ПЗЗ изменения вносятся после внесения изменений в Генеральный план, изменение в Генплан планируется в 2017 году, дополнительно сообщала, что указанный земельный участок согласно Генеральному плану находится в трех зонах (О-1, Ж-2, Р-8).
ДД.ММ.ГГГГ администрация сообщила, что предложение будет рассмотрено на комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план МО <...>.
ДД.ММ.ГГГГ получен очередной отказ в предоставлении земельного участка. Указано, что изменить разрешенное использование земельного участка невозможно по причине нахождении в двух территориальных зонах, данными зонами не предусмотрено разрешенное использование, а также имеется превышение установленных предельных максимальных размеров земельных участков для этих целей. Дополнительно сообщено, что заявление Карташова С.В. о приведении в соответствие территориальной зоны направлено УАиГ. Однако никаких изменений по приведению земельного участка к одной территориальной зоне не произведено.
ДД.ММ.ГГГГ, проведя кадастровые работы по выделению земельного участка под жилой дом площадью 1500 кв.м., истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ Карташову С.В. было отказано в утверждении схемы в связи с нахождением участка в нескольких территориальных зонах. ДД.ММ.ГГГГ отклонено предложение истца об установлении зоны Ж-2 в отношении выделяемого участка.
Полагая отказ незаконным, истец указал, что территориальное зонирование земельного участка ### не отвечает установленным нормам, поскольку участок не может находиться в разных территориальных зонах, что нарушает права его собственника.
Приведенные в письме основания для отказа, истец полагает необоснованными, поскольку нарушают нормы ст.ст. 11.3, 11.9, 11.10 ЗК РФ.
Просит иск удовлетворить.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УЗР администрации <...>.
Административный истец и его представитель в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства судом извещались.
Представитель администрации <...>, УЗР администрации <...> в суде требования не признавал, указав, что земельный участок ### площадью 7962 кв.м., по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: здание гостиницы (корпус 2), почтовый адрес ориентира: обл.Владимирская, <...>, ш.Судогодское, <...>-а, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: содержание гостиничного комплекса «Клязьма».
В границах земельного участка ### расположено здание гостиницы «Клязьма» корпус 2 (спальный корпус), ранее принадлежащее ООО гостиница «Клязьма» на основании протокола собрания учредителей ТОО гостиницы «Клязьма» ### от ДД.ММ.ГГГГ, акта передачи в собственность объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, перешедшее в собственность истца на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании обращения Карташова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка 33:22:034007:28 в единую территориальную зону О-1 комиссией по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план МО <...> (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ) принято решение: установить для земельного участка ### единую функциональную зону - зону делового, общественного и коммерческого назначения.
Совет народных депутатов <...> решением от ДД.ММ.ГГГГ ### утвердил Генеральный план муниципального образования (городской округ) <...>. Согласно генеральному плану земельный участок КН ### находится в одной функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) <...>, утвержденным решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###, участок находится в территориальных зонах застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами Ж-2, зоне делового, общественного и коммерческого назначения - зона развития О-1.1, зоне скверов, бульваров и уличного озеленения Р-8. После приведения ПЗЗ Генеральному плану спорный земельный участок будет находится в одной территориальной зоне.
ДД.ММ.ГГГГ Карташов С.В. обратился в администрацию <...> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером ###
На момент рассмотрения заявления Карташова С.В. предлагаемый к образованию земельный участок ### находился в двух территориальных зонах: О-1.1 и Р-8.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон не допускается.
Администрация <...>, отказывая Карташову С.В. письмом от ### по вышеуказанным основаниям, действовала в пределах имеющихся полномочий, права истца не нарушила.
Управление Росреестра по Владимирской области в суд представителя не направили, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом требований ст.150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3.14. Положения об управлении земельными ресурсами администрации <...>, утвержденного решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 109 Управление обеспечивает изготовление схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории при формировании земельных участков за счет средств бюджета города, а также в случаях, установленных земельным законодательством, принимает заявления и осуществляет подготовку проектов постановлений администрации <...> об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен ст.39.15 ЗК РФ. Основания для отказа в таком согласовании предусмотрены п.8 данной статьи. В том числе к таким основаниям относится невозможность образовать земельный участок по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ приведен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. К таковым отнесены:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что Карташову С.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <...>, 13 А (свидетельство <...> – л.д.14).
Ранее ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <...> и ООО Гостиница «Клязьма» заключен договор аренды земельного участка ###, также в составе переданных земельных участков значится земельный участок ### площадью 7 962 кв.м. для содержания гостиничного комплекса «Клязьма» (л.д.15,76).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Владимирского областного суда от 03.09.2014 установлен факт перехода права пользования земельным участком ### к истцу; фактическое проживание его в доме; необходимость применения для расчета арендной платы ставки, установленной для индивидуальных жилых домов.
Карташов С.В обратился в администрацию <...> с просьбой привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка с целевым использованием и функциональным назначением расположенного на нем здания, оформить арендные отношения (л.д.26).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала в изменении вида разрешенного использования и предоставлении земельного участка по причине нахождения земельного участка в двух территориальных зонах и несоответствия площади предельному размеру земельного участка под содержание одноквартирного жилого дома (л.д.27).
Карташов С.В. также просил привести Правила застройки и землепользования МО <...> в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами РФ, указав, что ГрК РФ запрещает вводить новые территориальные зоны или самопроизвольное их перемещение.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация сообщила о согласии с предложением об изменении границ территориальной зоны земельного участка (л.д.30).
ДД.ММ.ГГГГ Карташов С.В. направил запрос о сроках внесения изменений в ПЗЗ в целях скорейшего оформления своих прав на земельный участок.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщила о том, что в ПЗЗ изменения вносятся после внесения изменений в Генеральный план, изменение в Генплан планируется в 2017 году, дополнительно указав, что указанный земельный участок согласно Генеральному плану находится в трех зонах (О-1, Ж-2, Р-8) – л.д.31-32.
ДД.ММ.ГГГГ администрация сообщила, что предложение Карташова С.В. будет рассмотрено на комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план МО <...> (л.д.33).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ указано, что изменить разрешенное использование земельного участка невозможно по причине нахождении в двух территориальных зонах, данными зонами не предусмотрено разрешенное использование, а также имеется превышение установленных предельных максимальных размеров земельных участков для этих целей. Дополнительно сообщено, что заявление Карташова С.В. о приведении в соответствие территориальной зоны направлено УАиГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ УАиС сообщено о расположении земельного участка кадастровый ### в трех зонах (О-1.1 «Зона делового, общественного и коммерческого назначения – зона развития», Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами, Р-8 «Зона скверов, бульваров и уличного озеленения») – л.д.35.
В материалы дела, представлены выкопировки из Генерального плана, а также Правил землепользования и застройки МО <...> (л.д.67-70, 95-96).
Из дела видно, что Карташовым С.В. проведены кадастровые работы по выделению земельного участка под жилой дом площадью 1500 кв.м.; административный истец через представителя ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (кадастровый ###) на кадастровом плане территории, установлении зоны Ж-1, приложив необходимые для этого документы (л.д.37,39).
ДД.ММ.ГГГГ Карташову С.В. было отказано в утверждении схемы в связи с нахождением участка в нескольких территориальных зонах.
ДД.ММ.ГГГГ отклонено предложение истца об установлении зоны Ж-2 в отношении выделяемого участка (л.д.38,40).
В качестве оснований для отказа указано, что земельный участок кадастровый ###:ЗУ1 находится в территориальных зонах О-1.1 «Зона делового, общественного и коммерческого назначения – зона развития», Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами, Р-8 «Зона скверов, бульваров и уличного озеленения»), земельный участок с кадастровым номером 33:22:34007:ЗУ2 расположен в двух территориальных зонах - (О-1.1 «Зона делового, общественного и коммерческого назначения – зона развития», Р-8 «Зона скверов, бульваров и уличного озеленения»).
ДД.ММ.ГГГГ Совет народных депутатов <...> решением ### утвердил Генеральный план муниципального образования (городской округ) <...>. Согласно генеральному плану земельный участок КН ### находится в одной функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения.
В соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 этого Кодекса (пункт 3).
В силу подпункта 11 пункта 9 статья 39.29 ЗК РФ земельные участки не могут перераспределяться при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 этого Кодекса.
К числу оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относится, в том числе случай разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 этого Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно статье 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6). Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Недопустимость образования земельных участков в разных территориальных зонах, вытекает из принципа земельного законодательства о делении земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Учитывая, что на момент вынесения настоящего решения сведений о признании недействующими в части Генерального плана МО <...>, утвержденного решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###, Приложения ### к Правилам землепользования и застройки МО (городской округ) <...>, утвержденным Советом народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### не имеется, то у суда также отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Карташова С. В. о признании незаконным решения администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков; обязании утвердить схему расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.С.Игнатович