Дело № 2-272/2020 26RS0012-01-2019-003770-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки 17 июля 2020 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего федерального судьи Федорова К.А., при секретаре Кафаровой Т.С., с участием истца Ширшовой Т.Г., представителя истца Ширшовой Т.Г. – Серегина А.Н., действующего на основании доверенности, представителя ответчика АО «Энергоресурсы» Межинского А.А., действующего на основании доверенности, представителя ответчика администрации города Ессентуки Монастырной В.В., действующей на основании доверенности, представителей третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки Баламута В.А., Гамаюновой О.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширшовой Т.Г., Савостиной О.В,, Маниной Р.А., Резниковой В.Ю., Шкабурского Н.М., Щербаковой О.А., Леоновой З.М., Беспаловой Н.И., Ковалевой И.А., Гаркуша В.Н., Корсаковой Н.Т., Гончаровой О.Б., Щербакова А.В., Пановой Е.А., Степановой Л.Л., Лупонос В.И., Марчук В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачева С.А., Герасименко С.С., Бровкиной Н.И., Новикова А.Ю., Шишова В.С., Гурбич В.В. к АО «Энергоресурсы», администрации города Ессентуки о возложении обязанности произвести перерасчет предъявленной к оплате суммы за горячее водоснабжение, выполнить работы по переустройству системы горячего водоснабжения, обеспечить поставку горячего водоснабжения, заключить договора, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы, указанные во вводной части решения, обратились в суд с иском, указав в обоснование требований, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. По решению Ессентукского городского Совета народных депутатов от <дата> *****, многоквартирные жилые дома (МКД) №***** по <адрес>, были переданы в муниципальную собственность. Вопреки действующему законодательству администрация г. Ессентуки провела работы по переустройству системы горячего водоснабжения указанных домов с открытой системы ГВС (как требуют правила застройки и действующее законодательство) на закрытую, с установкой в подвале МКД ***** по <адрес> системы подогрева воды с последующей подачей горячей воды в МКД №***** по <адрес> водонагревателя и прилегающих к нему труб, по которым горячая вода поступает в указанные МКД. Такие действия администрации привели к нарушению положений действующего жилищного законодательства, заключающегося в невозможности определения исполнителя коммунальной услуги ГВС для указанных МКД в соответствии с избранным способом их управления. Исполнителем коммунальной услуги при управлении МКД самими собственниками, является ресурсоснабжающая организация, то есть АО «Энергоресурсы». Однако с учетом решения арбитражного суда Ставропольского края по делу ***** от <дата>, ответственным за содержание системы подачи ГВС в указанные МКД – водоподогреватель с прилегающими трубами, является администрация г. Ессентуки, на балансе которой должны состоять указанные объекты системы подогрева воды. До 2007 года ЖКХ администрации г. Ессентуки в лице МУП «Жилищник» занимались содержанием и обслуживанием системы водоподогрева. В 2007 году МУП «Жилищник» заменил водоподогреватель, после чего администрация г. Ессентуки прекратила обслуживать систему ГВС. В январе 2018 года система ГВС потеряла работоспособность. В течении 2018 - января 2019 г.г. собственники оплачивали холодную воду по цене горячей и добивались восстановления нарушенных прав. В связи с допущенными нарушениями в адрес администрации г. Ессентуки были направлены предписания Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от <дата> *****, от <дата> *****, от <дата> *****. Во исполнение предписаний администрация г. Ессентуки произвела ряд работ, связанные с восстановлением работоспособности водоподогревателя с прилегающими трубами и некоторое время горячая вода поступала жителям МКД ***** по <адрес>. Однако оплату за подогрев воды продолжала взимать АО «Энергоресурсы». Таким образом, по мнению истцов АО «Энергоресурсы» фактически не оказывает услуги по подогреву воды и последующее предоставление горячей воды в МКД *****, так как водоподогреватель и трубы, прилегающие к нему являются собственностью администрации г. Ессентуки. Ссылка АО «Энергоресурсы» на поставку теплоносителя до стены МКД ***** по <адрес> не выдерживает критики, так как поставка теплоносителя в дом №***** для потребителей, проживающих в доме №*****, является услугой ненадлежащего качества и не может оцениваться по тарифу «ГВС подогрев». АО «Энергоресурсы» длительное время отказывает в представлении собственникам экземпляра договора между Исполнителем и Потребителем коммунальных услуг, с указанием тарифа на услугу ГВС, что говорит о его отсутствии как такового. Действия ответчика АО «Энергоресурсы» по начислению к оплате денежной суммы за горячее водоснабжение за период с февраля 2018 года по настоящее время по мнению истцов являются необоснованными и ущемляющими потребительские права истцов. Так ответчиком АО «Энергоресурсы» предоставлена коммунальная услуга ненадлежащего качества. Согласно п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> *****, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения, должна быть не ниже 60 C и не выше 75 C. Акт проверки от <дата> зафиксировал температуру горячей воды 36 C. В течении всего месяца температура горячей воды не повышалась и составляла 36 C. Акты проверок от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, подтверждают, что температура горячей воды была ниже 40 C. Однако АО «Энергоресурсы» произвело начисление платы за горячую воду применяя тариф на горячую воду, состоящий из подачи и нагрева воды, то есть за те действия, которые ресурсоснабжающая организация не выполняла. Поскольку действия АО «Энергоресурсы» по выставлению оплаты за горячую воду с февраля 2018 года по настоящее время истцы считают незаконными, то причиненный указанными действиями моральный вред оценивается ими в ***** рублей. С учетом изложенного, истцы просят: возложить на ответчика АО «Энергоресурсы» обязанность сделать перерасчет, списать с лицевого счета истцов предъявленную к оплате сумму за горячее водоснабжение за период с <дата> по ноябрь 2019 года; обязать ответчика администрацию г. Ессентуки, как ответственного по содержанию системы подачи ГВС в МКД *****, ***** по <адрес>, выполнить работы по переустройству системы ГВС с труб теплоносителя отдельно в МКД *****, непосредственно от ресурсоснабжающей организации с переводом системы теплоснабжения с закрытой на открытую, в соответствии с действующим законодательством; обязать ответчиков компенсировать причиненный моральный вред в размере ***** рублей; обязать АО «Энергоресурсы» обеспечить поставку горячего водоснабжения непосредственно в МКД ***** обязать ответчика АО «Энергоресурсы» заключить договор с собственниками МКД ***** между Исполнителем и Потребителем услуг; обязать ответчика АО «Энергоресурсы» заключить с истцами в лице Совета МКД ***** договор теплоснабжения с приложением технических характеристик подаваемого теплоносителя и расчетных данных нагрузок на систему теплоснабжения.
Истцы Савостина О.В., Манина Р.А., Резникова В.Ю., Шкабурская Н.М., Щербакова О.А., Леонова З.М., Беспалова Н.И., Ковалева И.А., Гаркуша В.Н., Корсакова Н.Т., Гончарова О.Б., Щербаков А.В., Панова Е.А., Степанова Л.Л., Лупонос В.И., Марчук В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачев С.А., Герасименко С.С., Бровкина Н.И., Новиков А.Ю., Шишов В.С., Гурбич В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Истец Ширшова Т.Г. и ее представитель Серегин А.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации г. Ессентуки Монастырная В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что в силу п.21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией. Из этого следует, что обязанность по содержанию и эксплуатации теплообменника, с помощью которого осуществляется приготовление горячей воды, несет лицо, предоставляющее коммунальные услуги (исполнители коммунальных услуг) и лица, осуществляющие управление общим имуществом. Администрация г. Ессентуки не является лицом (организацией), предоставляющей коммунальные услуги. В соответствии с п.5, п.6 указанных Правил, ст.290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, внутридомовая система отопления, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другое оборудование, расположенное на этих сетях. В соответствии со ст. 249 ГК РФ, бремя расходов на содержание имущества, находящегося в долевой собственности, несут собственники этого имущества. В реестре муниципальной собственности г. Ессентуки теплопотребляющее оборудование (скоростной пластинчатый теплообменник) и трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в МКД № ***** по <адрес>, отсутствует. Согласно справке о выполненных работах по капитальному ремонту жилого фонда г. Ессентуки за период с января по сентябрь 2007 года, работы по замене водоподогревателя в МКД ***** по <адрес> были выполнены МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Ессентуки», отвечающим в тот период за управление, содержанине и ремонт МКД. МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Ессентуки» выполнило работы по замене водоподогревателя, осуществляя функции, связанные с управлением МКД, в связи с тем, что собственники жилья в МКД ***** по <адрес> не определились на тот момент с выбором способа управления МКД (ТСЖ, непосредственное управление, управление управляющей организацией и т.д.). Данное обстоятельство подтверждает, что скоростной пластинчатый теплообменник, расположенный в МКД ***** по <адрес>, содержался за счет средств собственников квартир МКД в процессе деятельности по управлению МКД. Кроме того, в письме от <дата> в адрес собственника <адрес> Ширшовой Т.Г. Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору сообщило о необходимости решения вопроса по модернизации системы горячего водоснабжения с разработкой проектной документации. Для проведения указанных работ собственникам рекомендовано принять решение на общем собрании. В письме также указано, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Кроме того, истцами не представлено сведений о наличии технической возможности замены системы теплоснабжения с закрытой на открытую. Считая администрацию г. Ессентуки ненадлежащим ответчиком по делу, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Энергоресурсы» Меженский А.А. в судебном заседании пояснил, что приготовление горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение в многоквартирные дома № ***** по <адрес> в г. Ессентуки осуществляется с помощью скоростного пластинчатого теплообменника, установленного в подвальных помещениях многоквартирного дома № ***** с последующей поставкой уже готовой горячей воды по трубопроводам системы горячего водоснабжения в другие многоквартирные дома, а именно в дома №*****, расположенные по <адрес>. Теплопотребляющее оборудование (скоростной пластинчатый теплообменник) и трубопровод горячего водоснабжения по которому приготовленная вода поставляется в многоквартирные дома, не является имуществом АО «Энергоресурсы», так как не стоит на балансе данного юридического лица. В соответствии с техническим паспортом на сеть ГВС от котельной ***** по <адрес> и актами разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, границей балансовой принадлежности тепловой сети теплоснабжающей организации, является стена здания МКД по <адрес>. Соответственно указанная точка является местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации. С <дата> по <дата> в отношении администрации <адрес> по строительному и жилищному надзору была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение» надлежащего качества. Должностными лицами Управления было установлено, что теплопотребляющее оборудование ( скоростной пластинчатый теплообменник) и трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в многоквартирные дома № ***** по <адрес> в г. Ессентуки, должны находиться на балансе муниципального образования – администрации г. Ессентуки. Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, должностными лицами Управления администрации города были выданы предписания ***** и ***** от <дата>, согласно которым на администрацию г. Ессентуки возлагалась обязанность устранить нарушения и обеспечить потребителей горячей водой надлежащего качества в необходимом объеме, а также осуществить государственную регистрацию прав на теплопотребляющее оборудование (скоростной пластинчатый теплообменник), установленное в многоквартирном <адрес>, а также трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в указанные выше многоквартирные дома, включить в реестр муниципальной собственности данное оборудование и трубопровод в установленном порядке. Решением арбитражного суда Ставропольского края от <дата> заявление администрации г. Ессентуки об обжаловании предписаний Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору ***** и ***** от <дата>, ***** от <дата>, ставил без удовлетворения. Относительно заключения договора энергоснабжения, представитель ответчик а ссылаясь на нормы ст.539, ст. 540 ГПК РФ, указывает на то, что договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ. Учитывая изложенное, просит отказать в удовлетворении исковых требований к АО «Энергоресурсы» в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки Баламута В.Н. в судебном заседании полагал, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с договорами теплоснабжения, заключенными между МКД и АО «Энергоресурсы», границей балансовой принадлежности и ответственности сторон за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей является в договоре с МКД ***** по <адрес> – стена здания МКД. То есть ответственность за техническое состояние и обслуживание тепловых установок, расположенных от границы раздела (стены здания) в сторону потребителя, несет ТСН в МКД «Белоугольная 10». В реестре муниципальной собственности города-курорта Ессентуки отсутствуют теплопотребляющее оборудование и трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в МКД ***** по <адрес> в г. Ессентуки. Ничем не подтверждено, что на момент передачи указанных МКД в муниципальную собственность теплопотребляющее оборудование и трубопровод горячего водоснабжения входили в состав имущества МКД. Информация о том, что в 2007 году органом местного самоуправления был выполнен капитальный ремонт системы теплоснабжения (замена водоподогревателя) в МКД ***** по <адрес> в г. Ессентуки, не подтверждена какими-либо документами. Наоборот в соответствии со справкой о выполненных работах по капитальному ремонту жилого фонда г. Ессентуки за период с января по сентябрь 2007 года работы по замене водоподогревателя в МКД ***** по <адрес> были выполнены не администрацией г. Ессентуки, а МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Ессентуки», отвечающим в тот период за управление, содержание и ремонт МКД. МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Ессентуки» выполнило работы по замене водоподогревателя, осуществляя функции, связанные с управлением МКД, в связи с тем, что собственники жилья в МКД ***** по <адрес> не определились на тот момент с выбором способа управления МКД (ТСЖ, непосредственное управление, управление управляющей организацией и т.д.) Это подтверждает то обстоятельство, что скоростной пластинчатый теплообменник, расположенный в МКД ***** по <адрес>, содержался за счет средств собственников в МКД в процессе деятельности по управлению МКД.
Представитель третьего лица - Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при рассмотрении дела и вынесении судебного акта полагается на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании п. 10 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу п. 3 ст. 1 названного Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Как следует из п. 1 ст. 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
На основании пп. а п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с Приложением к Правилам N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов C и не выше 75 градусов C.
Как видно из материалов дела, Ширшовой Т.Г., Савостиной О.В., Маниной Р.А., Резниковой В.Ю., Шкабурскому Н.М., Щербаковой О.А., Леоновой З.М., Беспаловой Н.И., Ковалевой И.А., Гаркуше В.Н., Корсаковой Н.Т., Гончаровой О.Б., Щербакову А.В., Пановой Е.А., Степановой Л.Л., Лупонос В.И., Марчуку В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачеву С.А., Герасименко С.С., Бровкиной Н.И., Новикову А.Ю., Шишову В.С., Гурбич В.В. на праве собственности принадлежат квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме N ***** по <адрес>.
Приготовление горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение в многоквартирные дома №***** по <адрес> осуществляется с помощью скоростного пластинчатого теплообменника, установленного в подвальных помещениях многоквартирного дома № *****, с последующей поставкой уже готовой горячей воды по трубопроводам системы горячего водоснабжения в другие многоквартирные дома – № *****, по <адрес>.
Теплопотребляющее оборудование (теплообменник) и трубопровод системы горячего водоснабжения, обеспечивающие поставку горячей воды в многоквартирные дома № ***** не включены в состав общего имущества многоквартирного дома № ***** по <адрес>.
Теплопотребляющее оборудование (теплообменник) и трубопровод системы горячего водоснабжения, обеспечивающие поставку горячей воды в многоквартирные дома № *****,10а, 12, 14, 14а, 14б, не является имуществом АО «Энергоресурсы» так как не стоит на балансе данного юридического лица.
На основании поступившего в адрес Управления обращения Ширшовой Т.Г. по вопросам неудовлетворительного технического состояния инженерного оборудования (водоподогревателя) и трубопровода системы горячего водоснабжения Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору с <дата> по <дата> в отношении администрации г. Ессентуки была проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проверки, должностными лицами Управления со стороны администрации г. Ессентуки были установлены факты несоблюдения действующих жилищных нормативов, стандартов и правил по эксплуатации, ремонту подконтрольных объектов, по благоустройству придомовых территорий, а также обеспечению населения жилищно-коммунальными и другими услугами ненадлежащего качества.
Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, должностными лицами Управления администрации г. Ессентуки были выданы предписания ***** и ***** от <дата>.
Согласно предписанию *****, на администрацию, в силу п.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> *****, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием скоростного пластинчатого теплообменника, не обеспечивающего подогрев горячей воды до нормативной температуры в указанные выше многоквартирные дома, возлагалась обязанность в срок до <дата> устранить нарушение и обеспечить потребителей горячей водой надлежащего качества в необходимом объеме.
Согласно предписанию *****, так как Решением от <дата> № 110 Ставропольского краевого Совета народных депутатов (малый Совет) многоквартирные дома № ***** по <адрес> в г. Ессентуки были переданы в муниципальную собственность, и, до настоящего времени данное оборудование и трубопровод не включены в реестр муниципальной собственности города-курорта Ессентуки, администрации в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, предписано в срок до <дата> устранить выявленное в ходе проверки нарушение и осуществить государственную регистрацию прав на теплопотребляющее оборудование (скоростной пластинчатый теплообменник), установленное в многоквартирном доме № ***** по <адрес>, а также трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в указанные выше многоквартирные дома и включить в реестр муниципальной собственности данное оборудование и трубопровод в установленном порядке.
Также, согласно предписанию *****, в соответствии с п. 5.1.1. и п. 5.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от <дата> ***** (далее - Правила *****), в связи с не обеспечением надлежащей технической эксплуатации теплопотребляющего оборудования (скоростного пластинчатого теплообменника), установленного в многоквартирном доме № ***** по <адрес> и трубопровода горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в многоквартирные дома № ***** по <адрес> в г. Ессентуки, администрации было предписано обеспечить надлежащую техническую эксплуатацию указанного оборудования и трубопровода.
Нарушений при поставке теплоносителя для нужд горячего водоснабжения в многоквартирный дом № ***** со стороны АО «Энергоресурсы» выявлено не было, в т. ч. по причине того, что данным юридическим лицом на момент проведения проверки технические условия на установку пластинчатого водоподогревателя в многоквартирном доме № ***** уже были выданы, а также в связи с тем, что данное оборудование не является имуществом АО «Энергоресурсы и не стоит на балансе указанного юридического лица.
<дата> должностным лицом управления было издано распоряжение от ***** о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации г. Ессентуки, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания ***** от <дата>. В ходе проверки должностным лицом Управления были проведены контрольные замеры температуры в подающем трубопроводе для нужд горячего водоснабжения и температуры горячей воды на выходе из скоростного водоподогревателя многоквартирного дома № ***** расположенного по <адрес> в г. Ессентуки: - температура теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в указанный многоквартирный дом составила + 74, 0°С; - температура теплоносителя в обратном трубопроводе многоквартирного дома составила + 69, 0°С; Замеры температуры в квартирах указанного многоквартирного дома составили: в квартире № ***** - 37, 0°С; в квартире № ***** - 44, 0°С; Замеры температуры в квартирах многоквартирного дома № *****» составили: в квартире № ***** - 30, 0°С; на вводе - 42,0 0°С; Замеры температуры в квартире № ***** многоквартирного дома № *****» составили - 33, 0°С.
Таким образом, в ходе проведения проверки было установлено неисполнение органом местного самоуправления ранее выданного предписания *****, в связи с чем, должностным лицом Управления были составлены акт проверки от <дата> *****, с отражением в нем выявленных в ходе проверки нарушений, а также выдано новое предписание от <дата> ***** с установленным сроком его исполнения до <дата>
Решением арбитражного суда Ставропольского края от <дата> по делу №А *****, заявление администрации г. Ессентуки об обжаловании предписаний Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору ***** и ***** от <дата> ***** от <дата>, оставлено без удовлетворения.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от <дата> решение арбитражного суда Ставропольского края от <дата> года по делу №***** оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации г. Ессентуки - без удовлетворения.
При этом, судебными инстанциями установлено, что трубопровод горячего водоснабжения от скоростного пластинчатого теплообменника, установленного в подвальных помещениях многоквартирного дома № *****, (с последующей поставкой уже готовой горячей воды по трубопроводам системы горячего водоснабжения в другие многоквартирные дома, а именно в дома № ***** не является тепловой сетью, так как по нему поставляется не теплоноситель, а уже приготовленная горячая вода для обеспечения нужд потребителей. Теплопотребляющее инженерное оборудование (скоростной пластинчатый теплообменник) и трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в многоквартирные дома № ***** по <адрес> в г. Ессентуки, не может являться общим имуществом одного конкретного дома. В связи с чем, теплопотребляющее оборудование (скоростной пластинчатый теплообменник) и трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в многоквартирные дома № ***** по <адрес> в г. Ессентуки, должны находиться на балансе муниципального образования города - курорта Ессентуки, а именно на балансе администрации.
В соответствии со ст.61 ч.3 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено, что администрация г. Ессентуки неправомерно уклоняется от выполнения предписаний Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, вынесенных в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, которые до настоящего времени не исполнены.
Ответчиком – администрацией города не приняты меры по включению в реестр муниципальной собственности теплопотребляющего оборудования и трубопровода в установленном порядке, скоростной пластинчатый теплообменник находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что привело к не обеспечению соблюдения характеристик температурных параметров, установленных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 354.
В то же время исковые требования - обязать ответчика администрацию г. Ессентуки, как ответственного по содержанию системы подачи ГВС в МКД *****, по <адрес>, выполнить работы по переустройству системы ГВС с труб теплоносителя отдельно в МКД *****, непосредственно от ресурсоснабжающей организации с переводом системы теплоснабжения с закрытой на открытую, в соответствии с действующим законодательством, удовлетворены быть не могут.
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ (ред. от <дата>) "О водоснабжении и водоотведении" отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от <дата> N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении"), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Федеральным законом от <дата> N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции Федерального закона от <дата> N 318-ФЗ) статья 29 Федерального закона дополнена частью 8 следующего содержания: "с <дата> подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается".
В соответствии со ст. 6 Федеральный закон от <дата> N 416-ФЗ (ред. от <дата>) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, исковые требования о возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки о переводе системы теплоснабжения с закрытой на открытую, противоречат требованиям действующего законодательства.
Поскольку решением арбитражного суда Ставропольского края от <дата> по делу №***** и в настоящем судебном заседании установлено, что АО «Энергоресурсы» не является в рассматриваемом случае поставщиком горячего водоснабжения потребителям в данных многоквартирных домах, по причине отсутствия в данных домах централизованного горячего водоснабжения, а также по причине наличия теплового пункта, установленного в подвальных помещениях многоквартирном доме № *****, с помощью которого осуществляется приготовление горячей воды для нужд потребителей, проживающих в перечисленных выше многоквартирных домах, то исковые требования к АО «Энергоресурсам о возложении обязанности обеспечить поставку горячего водоснабжения непосредственно в МКД ***** по <адрес>, удовлетворены быть не могут.
В связи с установленными решением арбитражного суда Ставропольского края от <дата> по делу №***** и постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от <дата> обстоятельствами, суд не находит оснований и для удовлетворения требований возложить на ответчика АО «Энергоресурсы» обязанность сделать перерасчет, списать с лицевого счета истцов предъявленную к оплате сумму за горячее водоснабжение за период с <дата> по ноябрь 2019 года.
Положениями пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от <дата> N 354 (далее - Правила N 354), допускается уменьшение платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель) и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от <дата> N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В МКД ***** по <адрес> установлены и приняты в эксплуатацию АО «Энергоресурсы» общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.
АО «Энергоресурсы» предоставляет коммунальную услугу по отоплению в МКД ***** по <адрес> на основании публичного договора.
Платежных документов, подтверждающих необоснованное начисление АО «Энергоресурсы» платы за коммунальные услуги – горячее водоснабжение, истцами суду представлено не было.
Таким образом, стороной истца в нарушение требований ст. ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено в подтверждение своих доводов бесспорных относимых и допустимых доказательств предоставления в исследуемый период времени АО «Энергоресурсы» коммунальной услуги по ГВС недостаточного температурного режима, в связи с чем у суда отсутствуют объективные основания для производства заявленного истцами перерасчета. Требование о производстве перерасчета оплаты за горячую воду по тарифу холодной воды на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах не основано.
Кроме того, как установлено вышеуказанными судебными актами и в судебном заседании, трубопровод горячего водоснабжения, относящийся к инженерной сети имеет начальную точку в месте его присоединения к теплообменнику, установленному в подвальном помещении многоквартирного дома № *****, по <адрес> в г. Ессентуки до первых запорных устройств на ответвлениях от данного трубопровода, обеспечивающих подачу горячей воды в другие выше перечисленные многоквартирные дома. Конечной точкой данного трубопровода горячего водоснабжения является первое запорное устройство в многоквартирном доме № *****», <адрес> в г. Ессентуки.
Исходя из содержания пункта 103 Правил N 354 следует, что в случае если ресурсоснабжающая организация не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем и несет ответственность за качество коммунальной услуги только до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения (внешняя стена здания), изменение размера платы за коммунальную услугу ресурсоснабжающая организация производит только в том случае, если нарушено качество и (или) перерыв в предоставлении коммунальной услуги до границы раздела элементов внутри домовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, АО «Энергоресурсы» вправе производить изменение размера платы за коммунальную услугу только в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Сведений о том, что причиной некачественного предоставления коммунальных услуг в МКД ***** явились неисправности в работе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в пределах границы ответственности АО «Энергоресурсы» (стена многоквартирного дома № ***** по <адрес> через которую осуществляется ввод инженерных сетей теплоснабжения), материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств и стороной истца.
При таких обстоятельствах, у АО «Энергоресурсы» отсутствовали основания для изменения в сторону уменьшения размера платы истцам за предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Вместе с тем, в силу абзаца 2 пункта 103 Правил N 354, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
В связи с тем, что скоростной пластинчатый теплообменник и трубопровод горячего водоснабжения, по которому приготовленная горячая вода поставляется в многоквартирные дома № *****» по <адрес> в г. Ессентуки, должны были находиться на балансе муниципального образования города - курорта Ессентуки, а именно на балансе администрации, истцы не лишены права обратиться в суд с иском к администрации г. Ессентуки о возмещении причиненных им убытков, вызванных внесением платы за предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества, поскольку администрацией города своевременно не были приняты меры по включению в реестр муниципальной собственности теплопотребляющего оборудования и трубопровода и именно администрация города в спорный период должна была осуществлять техническое обслуживание скоростного пластинчатого теплообменника.
Поскольку как уже указывалось выше АО «Энергоресурсы» не является в рассматриваемом случае поставщиком горячего водоснабжения потребителям в МКД ***** по <адрес> по причине отсутствия в данном доме централизованного горячего водоснабжения, а также по причине наличия теплового пункта, установленного в подвальных помещениях многоквартирном доме № ***** с помощью которого осуществляется приготовление горячей воды для нужд потребителей, проживающих в перечисленных выше многоквартирных домах, оснований для возложения обязанностей на ответчика АО «Энергоресурсы» заключить договор с собственниками МКД *****, как между Исполнителем и Потребителем услуг и возложении обязанностей на АО «Энергоресурсы» заключить с истцами в лице Совета МКД ***** договор теплоснабжения с приложением технических характеристик подаваемого теплоносителя и расчетных данных нагрузок на систему теплоснабжения, суд не усматривает.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
По смыслу ст. 445 Гражданского кодекса РФ, понудить к заключению договора по суду можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого законами.
Однако заключение договора на поставку коммунальных услуг (в данном случае отопления) с каждым собственником квартир в многоквартирном доме обязательным в силу закона не является.
Оказание коммунальных услуг по отоплению собственникам помещений в МКД ***** по <адрес> осуществляется в соответствии с публичной офертой (ст.437 ГК РФ).
В силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от <дата> "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, предусмотрена ст. 151 первой части Гражданского кодекса РФ лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Учитывая, что в удовлетворении основных исковых требования отказано, суд не находит оснований и для применения ст. ст. 150 и 151 Гражданского кодекса РФ и удовлетворения производных требований о взыскании с администрации г. Ессентуки и АО «Энергоресурсы» в пользу истцов компенсации морального вреда в размере 2 500 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ширшовой Т.Г., Савостиной О.В,, Маниной Р.А., Резниковой В.Ю., Шкабурского Н.М., Щербаковой О.А., Леоновой З.М., Беспаловой Н.И., Ковалевой И.А., Гаркуша В.Н., Корсаковой Н.Т., Гончаровой О.Б., Щербакова А.В., Пановой Е.А., Степановой Л.Л., Лупонос В.И., Марчук В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачева С.А., Герасименко С.С., Бровкиной Н.И., Новикова А.Ю., Шишова В.С., Гурбич В.В. к Акционерному обществу «Энергоресурсы», Администрации города Ессентуки, а именно: возложить на ответчика АО «Энергоресурсы» обязанность сделать перерасчет, списать с лицевого счета истцов предъявленную к оплате сумму за горячее водоснабжение за период с <дата> по ноябрь 2019 года; обязать ответчика администрацию г. Ессентуки, как ответственного по содержанию системы подачи ГВС в МКД *****, по <адрес>, выполнить работы по переустройству системы ГВС с труб теплоносителя отдельно в МКД *****, непосредственно от ресурсоснабжающей организации с переводом системы теплоснабжения с закрытой на открытую, в соответствии с действующим законодательством; обязать ответчиков компенсировать причиненный моральный вред в размере ***** рублей; обязать АО «Энергоресурсы» обеспечить поставку горячего водоснабжения непосредственно в МКД *****; обязать ответчика АО «Энергоресурсы» заключить договор с собственниками МКД ***** между Исполнителем и Потребителем услуг; обязать ответчика АО «Энергоресурсы» заключить с истцами в лице Совета МКД ***** договор теплоснабжения с приложением технических характеристик подаваемого теплоносителя и расчетных данных нагрузок на систему теплоснабжения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья К.А. Федоров