Дело № 2-791/2023
УИД 91RS0010-01-2023-000932-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2023 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Матюшенко М.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием истца ФИО2,
представителя истца - адвоката ФИО7,
представителя ответчика, третьего лица – <адрес> ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО8 о признании решения незаконным, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>», <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с административным иском к ФИО9 о признании незаконным решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о признании утратившим силу решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации фермерских хозяйств», а также о прекращении права постоянного пользования на земельный участок площадью 501531+-248 кв.м., расположенный на территории <данные изъяты>
Истец указывает, что, по мнению ответчика, основанием для вынесения вышеуказанного постановления послужили Земельный Кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Республики Крым от 21.08.2014 №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмездной передаче земельных участков из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> Республики Крым», Устав муниципального образования <адрес>, принятый решением 4 заседания Красноперекопского районного совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, решение 10 заседания Красноперекопского районного совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах правопреемства» и в связи с прекращением деятельности юридического лица – крестьянского фермерского хозяйства «<данные изъяты>».
Так, ДД.ММ.ГГГГ гражданину Украины ФИО2 предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения в постоянное бессрочное пользование для ведения фермерского хозяйства в соответствии с Государственным актом на право постоянного пользования землей Серия №, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Красноперекопского районного Совета народных депутатов <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, кадастровый №, расположенный на территории <данные изъяты>, за границами населенных пунктов, площадью 501531+/-248 кв.м.
Распоряжением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ гражданину Украины ФИО2 на основании ст. 8,51,56 ЗК Украины предоставлено для организации фермерского хозяйства в границах <данные изъяты> 10 га улучшенных пастбищ запаса.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 4 сессии 22 созыва Красноперекопского райсовета Народных депутатов ФИО2 зарегистрировал крестьянское (фермерское) хозяйство, то есть на момент регистрации юридического лица ФИО2 уже был выделен в пользование земельный участок в размере 10 га.
Распоряжением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение предоставить для расширения фермерского хозяйства ФИО2 – 40 га пашни запаса в границах <данные изъяты>
Указанная позиция соответствует требованиям, установленным ст. 52 ЗК Украины, в соответствии с которыми для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров сельскохозяйственных угодий.
На момент выдачи Госакта серии № от ДД.ММ.ГГГГ аналогичная норма права действовала в ст. 5 Закона РСФСР от 22.11.1990 348-1 «О крестьянском фермерском хозяйстве», согласно которой земельный участок предоставлялся, в том числе гражданину, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство. Документально подтверждено, что спорный земельный участок был предоставлен в пользование исключительно физическому лицу – гражданину Украины для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, который на тот момент являлся председателем крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано КФХ «<данные изъяты>», при этом Госакт, выданный на физическое лицо, гражданина ФИО2, не прекратил своего действия.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ИП ФИО2 с целью ведения сельскохозяйственной деятельности.
Также ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения о создании фермерского хозяйства в соответствии с требованиями Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Гражданского кодекса РФ принято решение о создании фермерского хозяйства «<данные изъяты>».
В соответствии со сведениями об основном виде деятельности ИП ФИО2 может заниматься выращиванием зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масляничных культур. Также дополнительно ИП ФИО2 может заниматься выращиванием овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей и другое.
Право постоянного (бессрочного) пользования не прекращается после ДД.ММ.ГГГГ и после, что предусмотрено ст. 45 ЗК РФ, где указаны основания для прекращения права.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации отсутствует норма права, предусматривающая прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> Республики Крым.
До февраля 2023 года спорный земельный участок находился в ведении <данные изъяты>, а затем передан в ведение <данные изъяты>, ФИО2 предпринимались все необходимые меры по оформлению своего права в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
ФИО2 обращался в <данные изъяты> с заявлением о переоформлении прав на вышеуказанный земельный участок, но получил формальный отказ со ссылкой на не предоставление подлинника госакта.
Истец указывает на то, что <адрес> Республики Крым не обладает полномочиями по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Переход права собственности на земельный участок от одного публично-правового образования к другому не влечет за собой прекращения прав землепользователей таких земельных участков, следовательно, истец считает, что имеет право на предоставление спорного земельного участка без проведения торгов в собственность за плату или в аренду по основаниям п. 5-1 ст. 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Основания для прекращения такого права отсутствуют.
Принимая во внимание наличие государственного акта на право постоянного пользования землей, Минимущества Крыма сообщает о возможности ФИО2 обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для осуществления государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
С учетом указанных обстоятельств административный истец просит суд признать незаконным решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о признании утратившим силу решения <данные изъяты> народных депутатов АРК от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации фермерских хозяйств», а также о прекращении права постоянного пользования на земельный участок площадью 501531+-248 кв.м., расположенный на территории <данные изъяты>
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом субъектного состава и характера спора на основании статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению указанного дела по правилам гражданского судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>», а ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО7 настаивали на удовлетворении иска по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика <данные изъяты>, третьего лица – <данные изъяты> ФИО6 иск не признал, указал, что решением 4 сессии 22 созыва от ДД.ММ.ГГГГ на основании закона Украины о крестьянском фермерском хозяйстве районный совет народных депутатов решил зарегистрировать фермерское хозяйство гражданина ФИО2, пунктом 2 решено считать КФХ юридическим лицом, то есть решение содержит в себе пункт о регистрации фермерского хозяйства и о признании его юридическим лицом. После принятия в РФ Республику Крым гражданину ФИО2 было предоставлено право переоформления и перерегистрации своего права на земельный участок, предоставленным правом он не воспользовался. ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано КФХ «<данные изъяты>», в 2021 году был зарегистрирован индивидуальный предприниматель ФИО2, цель создания ИП – ведение сельскохозяйственной деятельности, при этом ИП ФИО2 правопреемником КФХ «<данные изъяты>» не является. После было принято оспариваемое решение. После принятия Республики Крым в состав РФ земельный участок на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым «О безвозмездной передаче земельных участков из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> Республики Крым» находился в собственности Республики Крым, а затем в 2021 году передан в муниципальную собственность. <данные изъяты> на основании решения сессии 1 созыва ДД.ММ.ГГГГ № по вопросам правопреемства является правопреемником <данные изъяты> народных депутатов Автономной Республики Крым. <данные изъяты> принято решение о признании утратившим силу решения <данные изъяты> о регистрации фермерских хозяйств, так как гражданин сам ликвидировал свое фермерское хозяйство.
Представитель третьего лица – Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, ранее представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, принятии решения на усмотрение суда.
Представители третьих лиц <данные изъяты>, <данные изъяты>, КФХ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств не представили.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, третьего лица – <данные изъяты>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством, и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 12.1 вышеуказанного Федерального конституционного закона до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» № 38-ЗРК от 31.07.2014 (далее - Закон Республики Крым № 38-ЗРК).
В пункте 2 ст. 2 Закона Республики Крым № 38-3РК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В соответствии с ч. 19 ст. 3 Закона Республики Крым № 38-3РК право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае не приведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.
В силу частей 4 и 5 статьи 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды. Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Согласно статье 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК (в ред. Закона Республики Крым от 01.03.2023 № 395-ЗРК/2023) положения абзаца первого пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) на территории Республики Крым применяются к земельным участкам, предоставленным гражданам в постоянное пользование, а также на праве пожизненного наследуемого владения до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ в (ред. Федерального закона от 30.12.2021 № 478-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
Судом установлено, что согласно распоряжению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земель для организации фермерского хозяйства» гражданину ФИО2 предоставлен для организации фермерского хозяйства в границах <адрес> 10 га улучшенных пастбищ запаса райсовета (л.д. 181).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации фермерских хозяйств» постановлено зарегистрировать фермерские хозяйства, в том числе, ФИО2, считать фермерские хозяйства перечисленных в решении граждан юридическими лицами с правом получения печати и штампа (л.д. 182).
Распоряжением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель фермерским хозяйствам» предоставлено для расширения фермерского хозяйства гражданина ФИО2 - 40,0 га пашни запаса райсовета в границах <адрес> (л.д. 184).
Согласно государственному акту на право постоянного пользования землей серия № ФИО2, проживающему по адресу: <адрес>, передан в постоянное пользование земельный участок площадью 50,15 гектаров в границах согласно плану, расположенный на территории <данные изъяты>, земля предоставлена для организации фермерского хозяйства, на основании решения Красноперекопской совета народных депутатов <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» (сокращенное наименование – КФХ «<данные изъяты>») внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополь на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым - ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, глава КФХ – ФИО2, Крестьянское фермерское хозяйство «<данные изъяты>» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № спорный земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду КФХ «<данные изъяты>» (л.д. 77).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является индивидуальным предпринимателем (л.д. 165).
ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения о создании фермерского хозяйства принято решение о создании фермерского хозяйства «<данные изъяты>» (л.д. 16-168).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № <данные изъяты> в ответ на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, образованного на основании государственного акта на право постоянного пользования на земельный участок, сообщено, что предоставление земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предусмотренных статьей 39.5 ЗКРФ, вместе с тем из предоставленных материалов, основания для осуществления предоставления земельного участка: № бесплатно в собственность земельного участка отсутствуют (л.д. 177).
Распоряжением Совета Министров Республики Крым №-р от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № передан в муниципальную собственность <адрес> (л.д. 47-48).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок, местоположение: <адрес>, имеет кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка 501531+/-248 кв.м., кадастровая стоимость 4102523,58 рублей, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, правообладателем указано Муниципальное образование <адрес> Республики Крым, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-28).
Согласно решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах правопреемства» определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования <адрес> Республики Крым выступает: <данные изъяты> – в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого им, и которое входит в состав казны муниципального образования <адрес> Республики Крым. Отмена и изменение актов <данные изъяты> с учетом норм законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым осуществляется <данные изъяты> (л.д. 97-99).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынесено решение № «О признании утратившим силу решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении права постоянного пользования на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> Республики Крым», в первом пункте которого указано: «Признать утратившим силу решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации фермерских хозяйств». Во втором пункте указано: «Прекратить право постоянного пользования на земельный участок общей площадью 501531+/-248 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный на территории <данные изъяты> за границами населенных пунктов, предоставленного на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ сери №, выданного на имя землепользователя – ФИО2 для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынесено решение № «О внесении изменений в решение 72 заседания <данные изъяты> 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №», изложив пункт 2 указанного решения в следующей редакции: «Прекратить право постоянного пользования на часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 10,0 га, расположенный на территории <данные изъяты> за границами населенных пунктов, предоставленного на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданного на имя председателя фермерского хозяйства – ФИО2 для ведения крестьянского фермерского хозяйства» (л.д. 199).
С учетом положений ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное изъятие и прекращение прав владения и пользования земельными участками, предоставленных гражданам до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации во внесудебном порядке по решению органов местного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в том числе при использовании земельного участка не по целевому назначению.
Согласно пункту 3 статьи 45 ЗК РФ прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии не устранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Таким образом, принудительное прекращение права постоянного(бессрочного) пользования земельным участком не может осуществляться на основании постановления органа местного самоуправления, исходя из его волеизъявления.
Из материалов дела следует, что ФИО2 заявление об отказе от права постоянного пользования земельным участком в уполномоченный орган не подавалось (статья 53 ЗК РФ), принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании вступившего в законную силу судебного акта не осуществлялось (статья 54 ЗК РФ).
При указанных обстоятельствах решение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении права постоянного пользования на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> Республики Крым», а также решение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение 72 заседания <данные изъяты> 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №» не соответствуют нормам земельного законодательства и являются незаконными.
Таким образом, иск ФИО2 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении права постоянного пользования на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> Республики Крым», с учетом изменений, внесенных решением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение 72 заседания <данные изъяты> 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики Крым со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.11.2023.
Председательствующий М.В. Матюшенко