Дело № 2-462/2016
Поступило в суд 27.06.2016 года
В окончательной форме решение изготовлено 18 июля 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2016 года г.Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.А.
с участием помощника прокурора Тилимович С.Ю.
при секретаре ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Чулыма Новосибирской области, ООО «Специализированное транспортное предприятие» о возложении обязанности по ликвидации повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Чулыма Новосибирской области, ООО «Специализированное транспортное предприятие» о возложении обязанности по ликвидации повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма Новосибирской области.
В судебном заседании помощник прокурора Тилимович С.Ю. заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что прокуратурой Чулымского района в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией города Чулыма Чулымского района Новосибирской области требований законодательства об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен факт ненадлежащего содержания дорог. В ходе проверки установлено, что на территории г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области имеются повреждения дорог, размеры которых превышают предельные размеры повреждений дорожного покрытия, указанные в п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. Согласно акту государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Чулымскому району от 19.05.2016 такие повреждения выявлены на участках проезжей части автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма от дома № 4 до дома № 42.
В силу п. 6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог является дорожной деятельностью.
Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городских поселений.
В соответствии с ч.8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности поселения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Дорога по ул. Садовая города Чулыма Новосибирской области относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Чулыма Чулымского района Новосибирской области.
Администрация города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и ООО «Специализированное транспортное предприятие» 25.01.2016 заключили муниципальный контракт №, согласно которого ООО «Специализированное транспортное предприятие» обязуется выполнять подрядные работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, в том числе грейдерование (профилирование) проезжей части с грунтовым покрытием (п. 4 приложения № 1 к муниципальному контракту № от 25.01.2016).
Пунктом 5 муниципального контракта установлено, что администрация города Чулыма вправе требовать от ООО «Специализированное транспортное предприятие» надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом и своевременного устранения выявленных недостатков; вправе осуществлять контроль и надзор за качеством, порядком и сроками выполнения работ.
Таким образом, администрация города Чулыма и ООО «Специализированное транспортное предприятие», вопреки требованиям ч.4 ст.6, ч.1, ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.3.1.1, п.3.1.2 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, п. 6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ненадлежащим образом осуществляют содержание указанной автомобильной дороги, что может повлечь дорожно-транспортные происшествия в результате значительных повреждений дорожного покрытия, причинение вреда здоровью и смерть неопределенного круга граждан, использующих улицу для проезда.
Кроме того, администрация города Чулыма не обеспечила надлежащий контроль за исполнением ООО «Специализированное транспортное предприятие» работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 25.01.2016 №.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Уточнив исковые требования, просит обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и ООО «Специализированное транспортное предприятие» ликвидировать повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма от дома № 4 до дома № 42, не соответствующие предельным размерам, указанным в п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, путем выполнения работ по содержанию дороги общего пользования.
Представитель ответчика - администрации г.Чулыма Новосибирской области ФИО3 с заявленными требованиями прокурора первоначально не согласился, указав, что обследование указанной автомобильной дороги по ул. Садовая города Чулыма Новосибирской области проведено без присутствия администрации города Чулыма. Срок для устранения выявленных нарушений администрации города Чулыма не устанавливался. Указанная дорога является грунтовой, поэтому требования ГОСТ Р 50597-93, в данном случае не применимы. Бюджетных средств для устранения повреждений проезжей части дорог местного значения, недостаточно. В последующем с иском согласился, указав, что администрация г. Чулыма Новосибирской области будет принимать меры к выполнению работ по ликвидации повреждения покрытия проезжей части ул. Садовая г. Чулыма от дома № 4 до дома № 42, решать вопросы по финансированию проведения указанных работ, для чего необходим срок до конца августа 2016 года.
Представитель ответчика ООО «Специализированное транспортное предприятие» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена (л.д. 40), просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском не согласно, так как требуется капитальный ремонт дороги, а в контракте прописано содержание (л.д. <данные изъяты>
Выслушав прокурора, представителя администрации г. Чулыма, допроси свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог является дорожной деятельностью.
Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городских поселений.
В соответствии ч. 1, 2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196- ФЗ от 10 декабря 1995 года, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч.9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с ч.8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности поселения.
Согласно ст.5 ч.1 п.5 Устава муниципального образования городского поселения г.Чулыма Чулымского района Новосибирской области, указанная дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения г.Чулыма (л.д. <данные изъяты>
Как следует из муниципального контракта № от 25 января 2016 года, заключенного между администрацией г.Чулыма Чулымского района Новосибирской области и ООО «Специализированное транспортное предприятие», ООО «Специализированное транспортное предприятие» обязуется выполнять для администрации г.Чулыма Новосибирской области подрядные работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них на территории г.Чулыма Чулымского района Новосибирской области (п.1.1); выполнение работ осуществляется ООО «Специализированное транспортное предприятие» в соответствии с законодательством РФ, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями контракта (п.1.2) Администрация города Чулыма Чулымского района Новосибирской области вправе требовать от ООО «Специализированное транспортное предприятие» надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом и своевременного устранения выявленных недостатков; вправе осуществлять контроль и надзор за качеством, порядком и сроками выполнения работ (п. 5) (л.д. <данные изъяты>
Одним из видов работ, которые должно выполнять ООО «Специализированное транспортное предприятие» - грейдерование (профилирование) проезжей части с грунтовым покрытием (п. 4 приложения № 1 к муниципальному контракту № от 25.01.2016). (л.д. <данные изъяты>
Согласно Приложению № 2 к указанному контракту, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Чулыма Новосибирской области, подлежащих содержанию в 2016 году, входит улица Садовая г. Чулыма Новосибирской области (л.д. <данные изъяты>).
Как показал в суде свидетель ФИО8, являющийся заместителем главы администрации города Чулыма, на котором возложена обязанность контроля за дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения, автомобильная дорога по ул. Садовая города Чулыма Новосибирской области, расположена в границах данного населенного пункта, является грунтовой автомобильной дорогой общего пользования.
Таким образом, представленными суду доказательствами, подтверждено, что дорога по ул. Садовая города Чулыма Новосибирской области от дома № 4 до дома № 42, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, находится в пределах населенного пункта города Чулыма Новосибирской области. Данная автомобильная дорога является грунтовой дорогой.
Обязанность органа местного самоуправления – администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области своевременно принимать меры для поддержания в надлежащем состоянии дорог местного значения прямо предусмотрена законом, Уставом администрации города Чулыма.
Обязанность ООО «Специализированное транспортное предприятие» выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования города Чулыма, в том числе, по ул. Садовая города Чулыма Новосибирской области, предусмотрена муниципальным контрактом № от 25 января 2016 года, заключенного между администрацией г.Чулыма Чулымского района Новосибирской области и ООО «Специализированное транспортное предприятие».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, прокурором доказан факт несоответствия состояния автомобильной дороги общего пользования по ул. Садовая г. Чулыма Новосибирской области от дома № 4 до дома № 42 техническим регламентам и другим нормативным документам.
В соответствии с п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт РФ. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11 октября 1993 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине-60 см и глубине - 5 см.
Согласно акта комплексной проверки участка автомобильной дороги г. Чулыма от 19 мая 2016 года, комиссией в составе начальника управления строительства ФИО4, госинспектора ОГИБДД ОМВД России по Чулымскому району ФИО5, главного специалиста отдела ГО и ЧС администрации района ФИО6, действующей на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование автомобильных дорог, территория обслуживания – администрация г. Чулыма, установлено: на ул. Садовой покрытие проезжей части имеет просадки и выбоины, размеры которых превышают предельные размеры повреждений дорожного покрытия, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (л.д. <данные изъяты>).
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 20 мая 2016 г на участке: Новосибирская область г. Чулым ул. Садовая покрытие проезжей части имеет просадки и выбоины: замер № 1: ширина – 95 см, длина – 100 см., высота – 20 см. Замер № 2: ширина – 60 см., длина – 100 см., высота 25 см. Замер № 3 ширина – 100 см., длина – 100 см., глубина 20 см (л.д. <данные изъяты>
Такое состояние вышеуказанной автомобильной дороги свидетельствует об отсутствии надлежащего содержания объекта со стороны органа местного самоуправления - администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, в том числе, надлежащего контроля за качеством, порядком выполнения ООО «Специализированное транспортное предприятие» работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них; о ненадлежащем выполнении ООО «Специализированное транспортное предприятие» работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них на территории г.Чулыма Чулымского района Новосибирской области в соответствии с условиями муниципального контракта от 25 января 2016 года, заключенного с органом местного самоуправления.
Непринятие ответчиками мер по приведению дороги местного значения в надлежащее состояние, нарушает права не только жителей города Чулыма, но и неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, а также может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный и неопределенный заранее круг лиц.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде, отмеченные нарушения в содержании автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма от дома № 4 до дома № 42 устранены, суду не представлено.
Ранее прокурором Чулымского района Новосибирской области вносилось главе города Чулыма Чулымского района Новосибирской области представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе, по содержанию автомобильных дорог (л.д. <данные изъяты>), было рассмотрено (л.д. <данные изъяты>), но нарушения не устранены.
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленное прокурором уточненное исковое требование, является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению.
Доводы представителя администрации города Чулыма, что в данном случае не применим ГОСТ Р 50597 – 93, так как дорога по ул. Садовая города Чулыма является грунтовой, суд находит несостоятельными. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт РФ. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11 октября 1993 г. № 221, не содержит положений, указывающих, что данный стандарт не применим к автомобильным дорогам, которые являются грунтовыми.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-93, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
В данном случае автомобильная дорога по ул. Садовая города Чулыма Новосибирской области расположена в населенном пункте, в связи с чем, к ней применимы положения ГОСТ Р 50597-93.
В соответствии с п. 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года № 402, в отношении грунтовых дорог проводятся работы по содержанию таких дорог, а именно: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части без добавления новых материалов, профилировка.
Как показал в суде свидетель ФИО8, проезжая часть автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма от дома № 4 до дома № 42, действительно имеет повреждения, в сухую погоду данные повреждения, возможно, устранить путем грейдерования (профилировки).
Учитывая вышеизложенное, что спорна автомобильная дорога является грунтовой, на администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и ООО «Специализированное транспортное предприятие» следует возложить обязанность ликвидировать повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма Новосибирской области от дома № 4 до дома № 42, не соответствующие предельным размерам, указанным в п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, путем выполнения работ по содержанию дороги общего пользования. Так как ремонт грунтовых дорог не предусмотрен.
В соответствии с муниципальным контрактом № от 25 января 2016 года, заключенного между администрацией г.Чулыма и ООО «Специализированное транспортное предприятие», одним из видов работ, которые должно выполнять ООО «Специализированное транспортное предприятие» по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них на территории г.Чулыма, является грейдерование (профилирование) проезжей части с грунтовым покрытием (п. 4 приложения № 1 к муниципальному контракту № от 25.01.2016). В связи с чем, суд находит несостоятельными доводы ООО «Специализированное транспортное предприятие» о несогласии с иском, так как на их организацию не возложена обязанность капитального ремонта дороги, а только ее текущее содержание.
Доводы представителя администрации города Чулыма о недостаточности бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления по обеспечению дорожной деятельности с финансовыми возможностями и ресурсами. Отсутствие запланированных бюджетных средств на содержание дороги не освобождает орган местного самоуправления от принятия всех необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
Разрешение заявленного искового требования прокурора не является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, не нарушает его самостоятельности в решении вопросов местного значения, поскольку связано с ненадлежащим исполнением полномочий органом местного самоуправления, возложенных Федеральным законом.
При этом, в данной ситуации суд не находит оснований устанавливать срок исполнения решения суда, так как срок исполнения может быть установлен в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, дающих основание для принятия иного решения по делу, сторонами не представлено.
Согласно ст.103 ч.1 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ООО «Специализированное транспортное предприятие» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чулымского района Новосибирской области - удовлетворить.
Обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и ООО «Специализированное транспортное предприятие» ликвидировать повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Садовая г. Чулыма Новосибирской области от дома № 4 до дома № 42, не соответствующие предельным размерам, указанным в п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11 октября 1993 г. № 221, путем выполнения работ по содержанию дороги общего пользования.
Взыскать с ООО «Специализированное транспортное предприятие» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья: Жданова О.А.