ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 февраля 2020 года | дело № 2а-707/2020 |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания АРУТЮНЯН Е.В.,
с участием:
представителя административного истца Морозовой О.В.,
представителя административного ответчика Синицина А.Б.,
помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя Ветровой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Департамента капитального строительства г. Севастополя к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
заинтересованные лица: прокурор Нахимовского района г. Севастополя, Зеленова (Лишна) Виктория Владимировна, Правительство г. Севастополя,
У С Т А Н О В И Л:
В ноябре 2019 года Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в Гагаринский районный суд города Севастополя с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 15159/19/92012-ИП по принудительному исполнению решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 августа 2018 года по гражданскому делу № 2-2429/2018 по исковому заявлению прокурора Нахимовского района г. Севастополя в интересах Зеленовой В.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заявление мотивировано тем, что в действиях Департамента отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований закона, все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства Департаментом приняты.
В судебном заседании представитель административного истца Морозова О.В. доводы иска поддержала, при этом пояснила, что 28.12.2019 года решение суда исполнено, Зеленовой (Лишной) В.В. предоставлено жилое помещение по договору социального найма специализированного жилищного фонда.
Представитель административного ответчика Синицин А.Б. оснований для удовлетворения требований иска Департамента не усматривал.
Участвующий в деле помощник прокурора Нахимовского района г. Севастополя Ветрова Д.И. считала отсутствующими основания для освобождения Департамента от взыскания исполнительского сбора.
Заинтересованные лица Зеленова (Лишна) В.В. и представитель Правительства г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки не известили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 14.08.2018 года по гражданскому делу №2-2429/19 удовлетворены требования прокурора Нахимовского района г. Севастополя в интересах Зеленовой В.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилье удовлетворены в полном объеме. На Департамент возложена обязанность предоставить Зеленовой В.В. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю 02.10.2019 года возбуждено исполнительное производство №15159/19/92012-ИП.
Письмом от 11.10.2019 года Департамент уведомил судебного пристава-исполнителя об уважительности причин не исполнения решения суда и требований исполнительного производства.
Постановлением от 22.10.2019 года №92012/19/18781 с Департамента за неисполнение требований исполнительного производства №15159/19/92012-ИП от 02.10.2019 года взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб.
Согласно доводов административного искового заявления исполнение решения суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Департамент в своей деятельности ограничен установленной процедурой проведения закупки квартир за бюджетные средства.
27.02.2019 года Департаментом составлен и размещен в единой информационной системе План-график закупок.
Согласно ч. 2 ст.63 Федерального закона РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее, чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении аукциона - 20 дней. Определение победителя - 10 дней;
В соответствии со ст. 70 Федерального закона РФ №44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
С 29.03.2019 года Департаментом размещаются извещения о проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения заявок Департаментом заключено 28 государственных контрактов на покупку жилых помещений: 3 государственных контракта от 14.05.2019 с ООО «Ан-Капитал»; 5 государственных контрактов от 16.05.2019 с ООО «Ан-Капитал»; 4 государственных контракта от 16.05.2019 с ООО «Стандарт-Строй»; 10 государственных контрактов от 27.05.2019 с АО «Крымстрой»; 2 государственных контракта от 30.07.19 и 07.08.2019 с ИП ФИО6 и ФИО7; 2 государственных контракта от 17.09.2019 с ООО «Стандарт-Строй»; 1 государственный контракт от 23.09.2019 с ИП ФИО6; 1 государственный контракт от 18.09.2019 с ООО «БестСеллер».
Срок оказания услуг по контрактам определен до 15.11.19 года, 20.11.2019 года, срок действия контрактов установлен до 20.12.2019 года, 15.11.2019 года.
Государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ). Нарушение указанных требований может повлечь признание контракта (договора) недействительным (абз. 2 п. 5 ст. 161 БК РФ). Следовательно, срок действия контракта не должен превышать срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Также, регистрация права собственности на приобретённое жилое помещение в соответствии с требованиям п. 3 ст.13 ФЗ от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проводится в течение 20 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
На момент обращения в суд с настоящим административным иском исполнено 8 государственных контрактов по приобретению жилых помещений.
На основании чего, Департаментом вынесено Распоряжение № 597-р от 16.07.2019 о предоставлении жилых помещений из состава специализированного фонда города Севастополя детям-сиротам, согласно приложению к данному распоряжению. Квартиры предоставлены детям-сиротам по решениям судов вынесенным в более ранние сроки.
Причинами исполнения не в полном объеме мероприятий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 и 2019 г. послужили следующие обстоятельства:
- снижение стоимости 1 кв. м, установленной для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для отдельных категорий граждан (2017 год - 63 072,71 руб., 2018 год - 62 671,00 руб., 2019 год - 61 925,00 руб.);
- отрицательная динамика ввода в эксплуатацию индустриального жилья;
- реальная рыночная стоимость 1 кв. м жилого помещения общей площадью 33 кв. м (наиболее востребованные жилые помещения на рынке варьируются в диапазоне от 65 000, 00 руб. до 75 000,00 руб. без отделки);
- отсутствие предложений застройщиков по продаже жилых помещений, осуществить закупку более 30 жилых помещений для целей обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- приобретение жилья на рынке вторичного жилья также не является достаточным источником обеспечения вследствие высокой стоимости (от 80 000,00 руб. до 100 000,00 руб. за 1 кв.м.) и отсутствия жилых помещений на вторичном рынке, которые подходят по площади (площадь большинства однокомнатных квартир «брежневской» и «хрущевской» планировок варьируется в диапазоне от 29 до 31 кв.м., что не позволяет их приобрести и использовать для целей обеспечения данной категории граждан при норме обеспечения - 33 кв. м.). За 2 года реализации мероприятий программы на вторичном рынке жилья удалось найти и приобрести только 5 жилых помещений, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.
Из предоставленных в судебном заседании представителем административного истца документов следует, что на протяжении 2019 года аукционной комиссией Департамента капитального строительства города Севастополя признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие 9 электронных аукционов на покупку жилых помещений.
На протяжении 2019 года Департамента капитального строительства города Севастополя в адрес застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории города Севастополя направлено 32 коммерческих предложений относительно определения среднерыночной цены, приобретаемого жилья.
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что 28.12.2019 года непосредственно с Зеленовой В.В. Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор № ДНСС/19-79 найма жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес>В по <адрес> в г. Севастополе. При этом непосредственной передаче жилого помещения Зеленовой В.В., предшествовала процедура включения недвижимого имущества в реестр собственности города Севастополя, регистрация в ЕГРН. Данное жилое помещение передано Департаменту 19.11.2019 года от ООО «Крымстрой» согласно условий государственного контракта от 27.05.2019 года.
Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе исполнительного производства должником принимались все возможные меры по организации исполнения решения суда относительно предоставления Зеленовой В.В. благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма. Также следует учесть, что согласно пояснений представителя административного истца, Зеленовой В.В. в рассматриваемый период предоставлялись иные жилые помещения по <адрес> и <адрес> в г. Севастополе, от вселение в которые она отказалась.
По мнению суда, приведенные административным истцом доказательства, свидетельствуют о принятии Департаментом исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Департамента капитального строительства г. Севастополя удовлетворить.
Освободить Департамент капитального строительства г. Севастополя от взыскания исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю от 22.10.2019 года № 92012/19/18781 по исполнительному производству № 15159/19/92012-ИП от 02.10.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 16.02.2020 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный